Газета
 27 декабря 2010, 13:20   1228

Культурный круговорот

Обилие культурных событий в Перми стало нормой уходящего года.

Год 2010-й, он же второй год пермской культурной революции, прошел бурно. События, каждое из которых раньше дало бы пищу для долгих обсуждений и рефлексий, проносились друг за другом, сменяясь все новыми, неожиданными форматами и смыслами. Невероятная постановка оперы Бетховена «Фиделио» в музее «Пермь-36», юбилейный «Арабеск» и юбилейная «Флаэртиана», «Золотые маски» пермских театров, фестиваль Макла Наймана и концерт Хиблы Герзмавы – даже для простого перечисления всех культурных событий уходящего года не хватило бы нескольких газетных полос, поэтому остановимся на нескольких моментах.
Фестивалим! Чего-чего, а уж фестивалей в прошедшем году было много. Их количество неизменно служит предметом гордости краевого Минкульта и предметом осуждения противников курса пермской культурной революции. Появились и новые, очень разные по наполнению и принципам организации фестивали. К примеру, Международный фестиваль театра для детей «Большая перемена» был повторением подобного московского фестиваля с международными участниками, но и с большим блоком специальной пермской программы. Фестиваль «Текстура», объединивший кино и театр, позиционировался как совершенно новое слово в фестивальном движении. Обещанное организаторами «исследование текстуры современной жизни» оказалось довольно жестким и местами переходило в чистый трэш. Губернатор края, побывав на спектакле «Лед» по Владимиру Сорокину в постановке венгра Корнеля Мундруццо, записал в своем блоге, что теперь будет ходить только в кукольный театр.
Были и потери: Наталья Шостина, бессменный руководитель и идейный вдохновитель этнофутуристического фестиваля «Камва», объявила, что в этом году фестиваль прошел в последний раз.
Возвращение мамонта. Несмотря на то что Пермский музей современного искусства регулярно устраивал выставки самых известных художников, среди которых были просто потрясающие проекты Александра Бродского и Валерия Кошлякова, пермяки бурно радовались и музейной экспозиции со скелетами древних ящеров. Выставка «Музей пермских древностей», открывшаяся осенью в здании железнодорожного вокзала Пермь I, в числе прочих экспонатов представила едва ли не самый любимый многими поколениями горожан артефакт – скелет мамонта. Он несколько лет находился на реставрации в Тюмени и предстал перед пермяками в отличной форме с полированными и покрытыми лаком бивнями. Кроме этого выставка вновь обозначила интерес властей города к организации Культурного квартала, для чего необходимо купить или передать в собственность города здание железнодорожного вокзала. Однако оживившиеся было переговоры по этому вопросу с РЖД пока успехом не увенчались.
Трезвая и Живая. В этом году случилось еще одно событие, удивившее даже самих его организаторов. В столице края впервые был проведен безалкогольный День города. Стереотип подобных праздников, с пьяными толпами молодежи, тусующимися до ночи на центральной площади, сложился во многих крупных городах России. В Перми для того, чтобы изменить традицию, потребовалось объединение усилий комитета по культуре города и краевого Минкульта. Вместе они рассредоточили праздник по различным площадкам, вписав его в фестиваль «Живая Пермь».
К делу подключился Марат Гельман, который привез столичное мероприятие «Пикник» Афиши». В результате в День города можно было сидеть (или лежать) на газонах вокруг оперного театра, попивая отличный кофе – его варили в киосках лучшие кофейни города – и вживую слушать группу «Мегаполис». В этот день, кроме отсутствия пьяных, город поразил невероятной чистотой тротуаров.
Мы в Европе? Европа у нас! По-настоящему прорывными для Перми стали два международных фестиваля. Первый – это «Европейские акценты в Перми», где Пермь выступила равноправным партнером венгерского города Печ и немецкого города Дуйсбург, которые весь этот год носили звание «Культурная столица Европы». Интересно, что деньги на фестиваль – 300 тыс. евро – это грант Евросоюза, который получила некоммерческая организация «Институт гражданской активности», представив свою программу и войдя в число 7 программ-победителей, выбранных из 100 соискателей. Партнером проекта стала администрация города, добавив еще 30 тыс. евро.
Второе мероприятие – «MitOst-фестиваль» – было бы невозможно еще каких- нибудь 20 лет назад, ведь Пермь была закрытым городом и пребывание здесь иностранцев было запрещено. А осенью этого года 250 молодых европейцев из 20 стран приехали в Пермь и несколько дней тусовались, общались, а заодно провели для пермяков совершенно бесплатно 26 мастер-классов, устроили несколько выставок, концертов, дискуссий и круглых столов по вопросам культуры и взаимодействия людей разных национальностей.
Территории в культурном тренде. Самым точным показателем изменений в сфере культуры служит резкое обострение конкуренции в программе «Пермский край – территория культуры». Звание «Центр культуры Пермского края» и солидное финансовое вливание территории могут получить, только пройдя жесткий конкурсный отбор. В числе прочего конкурсные критерии предусматривают, что предлагаемые муниципалитетами идеи должны соответствовать приоритетным темам современной европейской культуры. В результате территории края предлагают на конкурс программы, новаторские даже для Перми. Например, в программе Кудымкара, ставшего победителем 2011 года, в группе городов с населением свыше 20 тысяч человек, значится создание кластера финно-угорской культуры, появление этносквота, проведение культурного картирования и другие самые современные технологии. При этом партнерами кудымкарской программы согласились стать венгерский город Печ, являющийся «Культурной столицей Европы – 2010», а также эстонский город Таллин и финский город Турку. Оба эти города будут носить звание «Культурная столица Европы» в 2011 году.
При этом победил Кудымкар с минимальным перевесом голосов жюри, потому что его конкурент – город Чусовой представил не менее интересную и новационную программу. Если так пойдет дальше, то города края начнут на равных конкурировать с Пермью в сфере насыщенности культурными мероприятиями.
Смена рулевых. Новый год ознаменует очередную смену рулевых пермской культуры. Министр культуры Борис Мильграм теперь возглавляет в краевом правительстве блок «Культурная столица Европы». В Министерство культуры Пермского края на его место придет Николай Новичков, но это вряд ли приведет к радикальной смене курса, ведь новый министр будет подчинен Борису Мильграму. В администрации Перми тоже грядут перемены. «bc» из компетентных источников стало известно, что свой пост может оставить Любовь Федорова, возглавляющая комитет по культуре. Окончательно этот вопрос, скорее всего, решится уже после Нового года.

Поделиться:
Все новости компаний