Газета
  1. Газета
 29 ноября 2010, 13:20  

Я не нищий, мы – ресурс!

На минувшей неделе началось активное обсуждение «Пермского проекта». Сторонники документа обещают городу Живую Пермь перманентно, а оппоненты говорят об отсутствии основ для культурного реформирования.

Круглые столы, посвященные обсуждению концепции культурной политики Пермского края, прошли 23 и 24 ноября. На первом собрались выдающиеся представители от науки, на втором – местного культурного сообщества. Защищали положения концепции, сформулированные на 120 страницах брошюры с ярко-красной буквой П на обложке. Руководитель проекта – директор московского агентства «Творческие индустрии» Елена Зеленцова, консультанты-разработчики – Марат Гельман, Борис Мильграм и Николай Новичков.
Открывая одну из дискуссий, министр культуры и молодежной политики Пермского края Борис Мильграм подметил, что «отныне культура должна отказаться от роли профессионального нищего и предложить себя в качестве части инфраструктуры общества. Директор музея PERMM Марат Гельман развил мысль г-на Мильграма, сказав, что «мы помогаем всем пермякам (а не только пермским художникам) получить насыщенный культурный досуг». В качестве примера качественного культурного контента был приведен фестиваль «Живая Пермь», и вопрос только в том, «как сделать, чтобы подобное длилось 12 месяцев в году».
Культура рассматривается разработчиками как ведущий инструмент модернизации. По словам ведущего дискуссии Анатолия Голубовского, главного редактора телекомпании «Стрим», очень многое зависит от того, как формируются приоритеты культурной политики. «Необходимо создать общий язык построения картины мира», – подчеркивает г-н Голубовский. Похожая позиция и у профессора института экзистенциальной философии и жизнетворчества Александра Лобока: «Нам сейчас крайне важно осознать, что мы – носители разных языков, но каждый из нас стремится прорваться к другому. В городском пространстве следует сформировать пространство открытых культурных площадок. Житель Перми должен испытывать потребность в том, чтобы быть внутри культуры. Он должен творить ее, а не ждать, когда ему ее дадут». «Да, культура – это, безусловно, ресурс. Но этот ресурс можно, выражаясь детским языком, «профукать»!» – отметил после выступления г-на Лобока один из участников круглого стола.
Оппоненты концепции сходятся во мнении, что говорить о постиндустриальном обществе в Перми и крае пока еще рано, и, следовательно, культура является социально ответственным институтом, поддерживающим стабильность в обществе. «Мир делится на тех, кто успевает войти в пост-
индустриальное общество, и тех, кто не успевает этого сделать. Что касается Перми, здесь, по моему мнению, нет такого общества. Это заметно по ценностям, которые привлекают жителей города», – заявил доктор исторических наук Олег Лейбович.
Сторонники концепции этого, в принципе, не отрицают: «Так и есть, черт постиндустриальности в городском укладе нет. Но при постановке наших задач значимо само упоминание этого слова. Для нас важна политика культурной интервенции, ориентированная на создание слоя креативного меньшинства. К сожалению, сейчас большая разница между точкой, где мы находимся, и местом, куда мы должны прийти», – признал в своем выступлении заведующий кафедрой журналистики ПГУ Владимир Абашев.
Участники дискуссии задались и вопросом о том, почему возникла подобная ситуация.
«На мой взгляд, просветительский проект еще не завершен. Нам необходимо репросвещение: новые педагоги, новые школы, новое образовательное пространство», – сказал г-н Лейбович.
«Когда мы говорим о смене образования, мы говорим о смене поведенческих моделей вообще. Вопрос в том, как это сделать», – заметила Елена Зеленцова.
Марат Гельман, подводя итоги одного из обсуждений, отметил: «Наша задача – сделать так, чтобы как можно больше агентов старого «примчалось» в новое. Большой вопрос заключается в деньгах. Раньше о них не заботились. Сейчас ситуация изменилась». А Борис Мильграм заверил: «На территории культуры точно всем найдется место. Я знаю это по себе, по тому, что я вижу сейчас в театре. Потенция у современного театра круче, чем у промышленности. Очень важно понять, как сделать так, чтобы искусство доставляло всем людям радость, чтобы с этим хотелось жить».

Все новости компаний