Экономика
  1. Экономика
 29 ноября 2010, 13:20  

Чистого неба

Чистого неба
В последней декаде декабря состоятся первые сертификационные полеты Ту-204СМ, на котором будут установлены двигатели Пермского моторного завода. Однако до сих пор не ясно, кто станет покупателем новых лайнеров и в каком объеме.

В июле 2010 года ОАО «Пермский моторный завод» (ПМЗ) отгрузил два двигателя ПС-90А2 на ЗАО «Авиастар-СП» для установки на Ту-204СМ. Его первый полет должен состояться в последней декаде декабря. При этом на сегодняшний день еще точно не определилась компания-покупатель и конечная стоимость лайнера. Государство проект закрывать не намерено, а авиастроители и ПМЗ боятся остаться в убытке.
Управляющий директор ПМЗ Михаил Дическул отмечает: «Очень важно, чтобы определилась компания, которая приобретет машины. Скорее всего, это будет Red Wings. Так или иначе, но без государственной поддержки данный проект не развернется, и многое зависит от того, какие решения будут приняты на уровне Минпромторга. Мы определили, какой «вес» в цене самолета будут занимать двигатели, – 22 % от цены машины. То есть отправная точка для финансовой модели есть».
Источник в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) подтвердил «bc», что на сегодняшний день ведутся переговоры со всеми участниками проекта, поставщиками различных систем лайнера, для снижения конечной стоимости Ту-204СМ. В ОАК отмечают, что предельные рамки стоимости лайнера – это 35 млн долларов. Так, перед непосредственным заводом – изготовителем машины, ульяновским «Авиастар-СП», была поставлена задача максимально снизить себестоимость. При этом на данное предприятие, по данным ОАК, приходится от 10 до 15 % от общей стоимости самолета. Как рассказали «bc» в «Авиастар-СП», на сегодняшний день им удалось уменьшить себестоимость примерно на 18 %, а общее снижение может составить около 27 %.

Ту-204СМ – самая современная и глубокая модификация Ту-204/214. Является среднемагистральным лайнером. Дальность полета составляет около 4 тыс. километров.

В ПМЗ полагают, что проблемы заключаются не только в конечной стоимости Ту-204СМ. Г-н Дическул отмечает, что необходимо проработать четкую схему поддержания летной годности. Так, при обслуживании авиадвигателей ПМЗ работает с компаниями в рамках почасовой оплаты, что позволяет авиаперевозчику точно спланировать свои затраты.
«Заказчику нужны внятные схемы и по платежам по поддержанию летной годности, и по лизингу. Сейчас наш завод ведет переговорный процесс по стоимости летного часа», – говорит г-н Дическул. В ПМЗ подчеркивают, что, скорее всего, этого и добивается глава Национальной резервной корпорации (НРК) Александр Лебедев для подконтрольной ему авиакомпании Red Wings. Последняя может купить на определенных условиях около 40 самолетов Ту-204СМ.
На ПМЗ в целом готовы к серийному производству ПС-90А2. Он прошел сертификацию, и сейчас заказчик должен определиться с обликом двигателя, который он хотел бы видеть на самолете. При этом г-н Дическул не исключает, что для окончания всех работ по ПС-90А2, связанных с его эксплуатацией в рамках проекта Ту-204СМ, понадобится подпитка из различных источников, включая средства федерального бюджета и инвестиционную программу предприятия, в размере около 0,5 млрд рублей. В 2011 году завод планирует собрать от 4 до 7 двигателей ПС-90А2.
«Российская авиационная промышленность очень здорово отстала. Главная проблема заключается в количестве самолетов и, соответственно, количестве двигателей, которые производятся в России. В год у нас собирается не более 12 самолетов. По двигателям в рамках программ «Аэробуса» за рубежом годовой заказ составляет порядка 1,5 тысячи. Поэтому сказать, что мы сейчас сделаем Ту-204СМ и его будут приобретать с большим восторгом, нежели А-320, нельзя. В основном на сегодняшний день это вклад государства, который позволяет отрасли существовать и формировать конкурентное предложение в виде МС-21. Наши самолеты не хуже А-320 по качеству крыла, по двигателям, но в целом экономика на них так не сращивается, как на аэробусах», – резюмирует г-н Дическул.

Двигатель ПС-90А2 был сертифицирован в декабре 2009 года. ПС-90А2 соответствует мировым авиационным правилам АП-33 (летная годность) и АП-34 (охрана окружающей среды). Новая разработка пермского конструкторского бюро «Авиадвигатель» значительно снизила стоимость жизненного цикла (на 35–37 %) и увеличила надежность изделия по сравнению с базовым ПС-90А.
Все новости компаний