Газета
 10 мая 2010, 13:20   2043

Понятно и прозрачно

Понятно и прозрачно
Денис Ушаков, генеральный директор ООО «Пермгазэнергосервис», – о завершении отопительного сезона, ненужности посредников, энергоэффективности и проблеме долгов.

Денис Вячеславович, закончившийся отопительный сезон проходил в условиях сразу нескольких факторов со знаком «минус» – общий кризис в экономике, аномально холодная зима, проблема неплатежей. Насколько сложно предприятие прошло эту зиму?
– Задачу, поставленную на сезон 2009/2010, – прохождение пиковых нагрузок и зимнего отопительного сезона – мы выполнили. Вообще работа тепловиков обычно оценивается на «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». Нашу работу можно оценить достаточно высоко. Очень важно, что даже 3–4 сложных ситуации, которые возникли за сезон и могли привести к серьезных техногенным авариям, «Пермгазэнергосервис» благополучно разрешил благодаря высокому профессионализму сотрудников.
Что касается зимы, то, действительно, холода оказали серь-езное влияние на нашу работу. Температура постоянно держалась в районе зимних максимумов, и у предприятия вообще не было времени на передышку. Работали и в праздники, и в выходные дни, и сверхурочно. С одной стороны, это, безусловно, вело к увеличению объемов реализации и росту выручки «Пермгазэнергосервиса», но, с другой, поднялись и наши издержки. В первую очередь на оплату материально-технических ресурсов.
Дважды за последние полгода до настоящего противостояния доходили взаимоотношения участников теплообслуживания Перми. Рост долгов, угрозы отключений, арбитражные разбирательства. Причем вслед за всплеском в декабре-январе сейчас наступило новое обострение. Как Вы оцениваете эту ситуацию?
– С прошлого года «Пермгазэнергосервис» работает в условиях жесткого дефицита средств – дебиторская задолженность, приходящаяся на крупных потребителей, измеряется сотнями миллионов рублей. Самый крупный должник – Пермская сетевая компания, чей долг составляет порядка 420 млн рублей.
Мы уже многократно говорили, что наличие на рынке посредников только ухудшает ситуацию. Опыт работы «Пермгазэнергосервиса» в Кунгуре, где компания самостоятельно собирает платежи с потребителей, это ярко подтверждает. В 2009 году мы также добились отказа от посредничества ПСК в работе с Пермским филиалом «Прикамье», что сразу привело к снижению задолженности по этому филиалу. Когда работа идет напрямую, жители получают конкретную услугу и ее оплачивают. Деньги поступают без всяких цепочек, ничего по дороге не теряется. Понятно, прозрачно, контролируемо. Как только появляется посредник, все это исчезает. Пример – работа ПСК в качестве посредника на филиале «Загарье», где задолженность возросла.
Оцените экономический результат работы посредника в лице Пермской сетевой компании – долг перед «Пермгазэнергосервисом» в 420 млн привел к формированию задолженности уже нашей компании перед «Пермрегионгазом» в размере более 300 млн рублей. И сегодня газовики грозят прекратить поставки. Вот так, «благодаря» деятельности ПСК, наша компания сама превратилась в должника, и под угрозой оказалась инвестиционная программа «Пермгазэнергосервиса».
Повлиять на эту ситуацию иными рычагами, кроме судебных разбирательств, реально?
– В системе теплоснабжения противоречия заложены на федеральном уровне. В соответствии с постановлением правительства РФ № 307 денежные средства с населения взимаются не по факту поставки тепловой энергии, а пропорциональными долями, распределенными по всему году. Но энергетики и газовики играют по другим правилам и выставляют нам счета, исходя из текущих объемов потребления. Поэтому ежегодно возникают кассовые разрывы, и если не изменить ситуацию на федеральном уровне, то она будет повторяться из года в год.
Нет сомнений, что «Пермгазэнергосервис» все средства получит и расплатится по своим долгам. Такая уверенность основана в том числе на том, что эти деньги заложены в тарифе ПСК, просто компания их не платит, а предпочитает терроризировать город.
Необходимо менять всю систему через принятие соответствующих законодательных актов, компании должны играть по одним правилам, действовать в одном правовом поле. Ведь население в целом платит, оно не виновато в существующей ситуации.
Какое развитие будут иметь нынешние угрозы «Пермрегионгаза» по прекращению поставок «Пермгазэнергосервису»?
– Хочу напомнить, что по факту попытки ограничений «Пермгазэнергосервиса» минувшей зимой было соответствующее предостережение от городской прокуратуры о недопустимости таких мер. Кроме того, в ответ на попытки «Пермрегионгаза» ограничить подачу газа на котельные, которые задействованы в обеспечении теплом жителей многоквартирных домов в Перми, Кунгуре и Очере, ООО «Пермгаз-энергосервис» было вынуждено подать заявление в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю о нарушении ООО «Пермрегионгаз» ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. В результате Управление ФАС признало в действиях «Пермрегионгаза» нарушение закона.
Сейчас после очередных угроз в адрес нашего предприятия нами отправлены заявления об этих фактах в надзорные органы.
7 мая в администрации Перми прошло заседание, посвященное этой ситуации. И.о.главы администрации города Анатолий Маховиков обязал «Пермскую сетевую компанию» выплатить до 15 мая  «Пермгазэнергосервису» 130 млн рублей. Как только мы получим эти деньги, они сразу же будут перечислены «Пермрегионгазу».
Вы говорили о положительном опыте работы без посредников в Кунгуре, насколько он может быть тиражирован и на Пермь?
– Совершенно спокойно можно так работать и в Перми. На первой встрече с главой Кунгура Романом Кокшаровым он обратился к нам с главной просьбой – работать по прозрачным схемам. В итоге сейчас в городе сложилась уникальная ситуация: да, здесь есть управляющие компании, но со своими потребителями «Пермгазэнергосервис» работает напрямую – приносим квитанции, собираем оплату. Результат – собираемость платежей выросла с 70 до 92 %. И эти цифры не только говорят о качестве работы по такой схеме. Ведь улучшение ситуации с платежами населения позволяет вкладывать больший объем средств в модернизацию, ремонт оборудования. Кроме того, «Пермгазэнергосервис» несет достаточно серьезные социальные обязательства в Кунгуре, наше предприятие много лет является титульным спонсором фестиваля «Небесная ярмарка», с этого года финансово поддержим проведение Кубка России по мотокроссу, есть определенные проекты и с Кунгурской ледяной пещерой.
В Перми опыт работы без посредников, как уже было сказано, положительно реализован в филиале «Прикамье» в 2009 году. Будем и дальше двигаться в этом направлении.
Определены ли планы по реализации инвестиционной программы «Пермгазэнергосервиса» на будущий отопительный сезон?
– Нормальное прохождение зимы 2009–2010 годов было обеспечено своевременным и качественным ремонтом объектов предприятия, проведенным летом 2009 года. Аналогичная работа будет осуществляться и в 2010 году.
Планы по подготовке к отопительному сезону 2010–2011 годов. в «Пермгазэнергосервисе» сформированы. Общий объем средств, запланированных на текущий и капитальный ремонты, составляет 130 млн рублей. В Перми предполагается израсходовать на эти цели 100 млн рублей, в г. Кунгуре – 30 млн рублей. Текущий и капитальный ремонты пройдут на 27 котельных областного центра в Орджоникидзевском, Мотовилихинском, Свердловском и Дзержинском районах. В Кунгуре будет отремонтировано 23 котельные. Также запланированы средства на ремонт тепловых сетей: 21 млн рублей планируется потратить на ремонт теплосетей в Перми и 5 млн рублей – в Кунгуре. Общий объем средств, запланированных на реализацию инвестиционной программы, составляет 420 млн рублей, которые мы должны освоить за 3 года. В этом году на эти цели выделено 100 млн рублей. Из них 85 млн рублей – собственные средства предприятия, 15 млн рублей – средства городского бюджета.
Одна из самых обсуждаемых сегодня тем – повышение энергоэффективности. Какая работа ведется в этом направлении?
– Понятно, что первый шаг здесь – это установка в домах приборов учета тепла. Причем не только для экономии, но и для четкого понимания, сколько тепла потребляется. А вот по-настоящему экономить позволит установка систем регулирования подачи тепла. Очень важно подходить к этой работе взвешенно. Например, нет никакого смысла ставить счетчики на двухэтажные дома, это ничего не даст. А вот на многоквартирных «высотках» обеспечит экономию потребления до 30 %.
Наведение порядка в сфере теплопотребления больно ударит по предприятиям, которые имеют дутые объемы выработки. Как правило, это энергопредприятия с комбинированной формой выработки тепловой энергии. Учет быстро выведет всех на чистую воду и сократит объемы.
«Пермгазэнергосервис» всегда выступал за прозрачность, отталкивался от интересов конечного потребителя, поэтому мы однозначно поддерживаем установку приборов учета, ведь это пойдет на пользу и потребителю, и рынку, сделав его более цивилизованным.
 

Итоги работы ООО «Пермгазэнергосервис» в 2009 году
Общий объем реализации тепловой энергии в 2009 году составил 1 708 тыс. Гкал, а в денежном выражении – 1 343 788 тыс. рублей. Четко выражена динамика роста объема реализации тепловой энергии в сравнении с 2008 годом. Данный показатель по отношению к предыдущему году вырос на 2,27 %. Объем транспортировки природного газа в 2009 году составил 29 737 куб. метров, рост относительно 2008 года – 20 %. Увеличилась выручка предприятия. В 2009 году она составила 1 387 918 тыс. рублей. Чистая прибыль компании – 92 489 тыс. рублей.
В составе теплового комплекса предприятия функционирует 58 котельных общей мощностью 1018,5 Гкал/ ч. Общая протяженность тепловых сетей, по которым осуществляется теплоснабжение и горячее водоснабжение, составляет 197,4 км в двухтрубном исчислении. Все котельные были готовы к холодному сезону. В 2009 году общий объем ремонтных работ в денежном выражении определяется суммой 127 084 тыс. рублей. Перевыполнение плана ремонтных работ – 25 %.

Поделиться:
Все новости компаний