Газета
 05 октября 2009, 13:20   3840

Без федералов и премиума

Без федералов и премиума
Кризис хоть и не повлек за собой резкого сокращения количества посетителей фитнес-клубов, но заставил руководителей заведений пойти навстречу клиентам, предлагая им не только скидки и бонусы, но и рассрочку при покупке клубной карты.

Дело не в количестве. В Перми, если судить по различным справочникам, работает порядка 60 организаций, которых можно отнести к категории фитнес-центров. В данном случае речь идет как о непосредственно спортивных клубах и тренажерных залах, так и о центрах йоги, красоты и здоровья, а также танцевальных студиях.
Однако, несмотря на значительное количество игроков, рынок, по экспертным оценкам, нельзя назвать сформировавшимся и насыщенным. Уже который год подряд собеседники «bc» к числу лидеров относят такие клубы, как Bodyboom, Coliseum и «Олимпия» (подробнее – см. Business Class № 41 (207) от 20 октября 2008 года). Первые два клуба относятся к крупным сетевым компаниям, что обеспечивает им широкие финансовые ресурсы и большие возможности для развития бизнеса. Надежда Удодова, директор фитнес-центра «Амкар», полагает, что основным критерием лидирующего положения клуба на рынке является степень его известности, когда о нем говорят и рекомендуют знакомым.
По-прежнему специалисты отмечают востребованность клубов, расположенных в спальных районах, вблизи от дома. По словам Надежды Оняновой, исполнительного директора фитнес-центра «Совершенство», это направление, несмотря на кризис, имеет тенденцию к росту. Именно поэтому эксперты уверены в том, что маленькие клубы не прекратят свое существование до тех пор, пока на них есть спрос прежде всего  со стороны малообеспеченных слоев населения, например школьников и студентов, не имеющих собственного заработка и зависящих от доходов родителей. «А раз есть спрос, то будет и предложение», – констатируют эксперты.
Несмотря на большое количество игроков, пермский рынок фитнес-клубов до сих пор не может похвастать  наличием крупных московских сетевых игроков, пока единственным таким клубом является фитнес-центр Coliseum. По мнению специалистов, приход федералов на местный рынок в связи с кризисом отложился как минимум на год-два. Кроме того, по информации «bc», если в прошлом году несколько организаций задумывались об открытии новых фитнес-заведений, то в этом году эти планы были отменены.
2009 год не обошелся для пермского рынка фитнес-услуг без потерь. Так сразу несколько собеседников «bc» рассказали, что фитнес-клуб Indigo, ранее позиционирующий себя как заведение премиум-сегмента, сменил профиль деятельности. В целом Оксана Игнатова, заместитель директора по продвижению и продажам фитнес-клуба Bodyboom, отмечает, что в 2009 году ряд клубов или закрывались, или меняли профиль из-за нестабильной экономической обстановки. Одновременно с этим в Перми появились и новые организации. Одной из таких стала фитнес-студия   Gravity, открывшаяся в начале сентября. Но получить комментарии от ее руководства о планах развития «bc» не удалось.
Лето или кризис? Топ-менеджеры фитнес-клубов говорят, что на сегодняшний день предложение фитнес-услуг в Перми превышает спрос на них. 
Надежда Онянова:
– Это связано не столько с кризисом, сколько с отсутствием у населения понимания того, что фитнес – это альтернатива сидячему образу жизни, это профилактика проблем с лишним весом, неправильной осанкой и прочим.
Нестабильная экономическая ситуация поспособствовала оттоку клиентов из фитнес-центров. «Потеря работы и снижение платежеспособности повлекли за собой перераспределение бюджета. А фитнес-услуги вошли в число тех расходов, на которых экономят в первую очередь», – считает г-жа Онянова. Елена Вашенкова, директор фитнес-клуба Hollywood, хоть и отмечает, что уменьшение количества клиентов имеет место, но считает, что это можно объяснить как воздействием кризиса, так и сезонностью бизнеса, ведь традиционно летом происходит отток посетителей из фитнес-клубов. С коллегой солидарна и Надежда Удодова, которая утверждает, что в летний период многие заменяют занятия в фитнес-центрах летними пробежками.
Надежда Удодова:
– На сегодняшний день мы фиксируем возвращение старых клиентов в фитнес-центр. Хотя еще месяц назад я бы сказала об уменьшении количества клиентов.
По утверждению специалистов, в 2009 году сокращение клиентской базы испытали на себе все фитнес-клубы, начиная от эконом-класса и заканчивая премиум-сегментом. Хотя понятие «премиум» в данном случае достаточно условно, ведь эксперты убеждены, что в Перми такого сегмента в полном смысле слова нет  и ни один клуб не удовлетворяет необходимым  для такого статуса характеристикам.
Елена Вашенкова:
– В клубах премиум-сегмента все организовано на высшем уровне, без сучка и задоринки, так что и придраться не к чему. Еще одной характеристикой клуба высшего класса является его дороговизна во внешнем убранстве, дизайне и интерьере, вплоть до инкрустирования кристаллами Сваровски. Если оценивать фитнес-центры Перми по этому критерию, то ни один из них к премиум-сегменту отнести нельзя. Если же за критерий брать профессиональную команду тренеров клуба, то ряд организаций можно причислить  к премиум-сегменту.
Остальные эксперты также придерживаются мнения, что клубов такого уровня в Перми нет. Как ранее отмечала «bc» Эльвира Анварова, директор фитнес-центра Coliseum, в городе преобладают клубы эконом-класса. Оксана Игнатова в свою очередь говорила, что в Перми в основном представлены клубы среднего сегмента.
Скидки и бонусы. Оксана Игнатова утверждает, что кризис сделал спрос на фитнес-услуги очень эластичным. «Следствием этого стало появление различных скидочных предложений и бонусных программ для клиентов», – поясняет собеседница «bc».
По словам Надежды Оняновой, только стратегически выверенная ценовая политика на сегодняшний день позволяет сохранить постоянный контингент посетителей, который составляет примерно 65–75 % от всей численности клиентов.
Эксперты «bc» утверждают, что в 2009 году во многих фитнес-центрах стоимость клубной карты снизилась за счет различных скидок и акций, чтобы удержать старых клиентов и привлекать новых. Тем не менее Елена Вашенкова в беседе с корреспондентом «bc» призналась, что в клубе Hollywood стоимость клубной карты осталась неизменной (на уровне 2008 года) и составляет 32 тыс. рублей. Г-жа Вашенкова объясняет, что она не сторонница скидок, поскольку каждая услуга имеет свою цену, и предлагать ее ниже себестоимости не имеет смысла. «Скидки, доходящие до 40–50 %, просто экономически необоснованны», – считает она.
Наряду со скидочными предложениями фитнес-центры дают клиентам возможность оплатить стоимость клубной карты в рассрочку. Как поясняет Оксана Игнатова, многие клиенты сейчас просят либо рассрочки платежей, либо скидок, либо они вообще прекращают ходить в фитнес-клубы. Елена Вашенкова добавляет, что длительность рассрочки зависит от клиентов. «Если клиенты старые и проверенные, то мы можем предложить рассрочку до 3–6 платежей», –
уточняет собеседница «bc». Некоторые заведения предлагают и покупку карты в кредит. К примеру, такие предложения действует в Bodyboom и Coliseum. Как отмечается на официальном сайте Bodyboom, сейчас действует совместное предложение с «Кредит Европа Банк», согласно которому для приобретения карты стоимостью 26 тыс. рублей клиент должен внести первоначальный взнос 5 тыс. рублей, при займе сроком 6 месяцев он переплатит всего
9 % от стоимости годовой карты. Что касается Coliseum, то, по словам менеджера центра, клубную карту можно приобрести в кредит в Альфа-Банке, при этом само заведение возьмет на себя проценты по кредиту.
В то же время руководители фитнес-центров уверены, что организации будут стараться повышать стоимость услуг, поскольку в сентябре-октябре после летнего затишья начинается новый сезон.
Что касается наиболее популярных направлений, то, по словам Оксаны Игнатовой, лидерство за собой сохраняют направления Mind body, включающие в себя йогу, пилатес, растяжку и калланетику. Надежда Удодова добавляет, что востребованными являются силовые программы и танцевальные направления, особенно Strip dance.
 

Справка «bc»
По данным анализа рынка фитнес-услуг, проведенного в 2008 году «РБК. Исследования рынков», основными потребителями фитнес-услуг являются женщины. Активный спрос на фитнес со стороны женщин превосходит мужской спрос почти в четыре раза. Помимо этого среди по-спортивному активных женщин 71% считает фитнес наиболее подходящим занятием, а вот у мужчин эта доля не превышает 40 %. Наиболее активной частью клиентов фитнеса является возрастная группа 20–29 лет. Но при этом сегодня формируется потребитель фитнес-услуг старшей возрастной группы. Уже сейчас на клиентов старше 40 лет приходится 13,2 %.

Без федералов и премиума

Без федералов и премиума

Поделиться:
Все новости компаний