Газета
 09 марта 2009, 13:20   2682

Окно в кризис

Окно в кризис
Рынок производства и установки металлопластиковых окон, светопрозрачных конструкций и деревянных евроокон вступает в 2009 год в ожидании новых трендов. По оценкам экспертов, динамика прошлых лет, в особенности 2008 года, была положительной, однако кризис в строительной отрасли внесет значительные коррективы. Радикального передела рынка не прогнозируется, однако в части сегментов спрос упадет в несколько раз.

Рынок и игроки. По оценкам экспертов, прикамский рынок металлопластиковых окон и светопрозрачных конструкций действует в течение 15 лет. Сейчас только в Перми представлено порядка 150 компаний. Ядро постоянных участников рынка сформировано, к лидерам относятся «Окна ВЕКА», «СтеклоДом», «Домостил», «Планета Свет», «Новый дом», «Погода в доме». По оценкам представителя компании «СтеклоДом», в число игроков входят как «чистые» продавцы, так и компании, имеющие собственное производство. «Однако влиять на структуру спроса могут в равной степени и те и другие», – поясняет собеседник «bc».

Компании подразделяются на три основных сегмента – жилищное строительство, корпоративные заказы и частный сектор. В условиях кризиса, полагают эксперты, наиболее пострадают компании двух первых сегментов, «частники» же переживут негативные последствия для экономики более легко.

По мнению генерального директора ГК «Окна ВЕКА» Владимира Ваганова, три лидера – «СтеклоДом», «Планета Свет» и «Окна ВЕКА» – занимают на пермском рынке порядка 5–6 % каждый и имеют четкую ориентацию на определенный потребительский сегмент. «Далее следуют 10–15 фирм, которые вместе держат около 30 % рынка. И на остальные компании приходится оставшиеся 50 % общего объема рынка сделок», – комментирует г-н Ваганов.

По мнению представителя компании «Новый дом», сегодня не существует четкого деления в плане ориентации на корпоративного заказчика и физических лиц. «Все организации работают и с корпоративными клиентами, и с частными потребителями», – полагают в «Новом доме». Однако сегментация все же есть, и некоторые организации, например «СтеклоДом», работают преимущественно с частными заказчиками, выстраивая продвижение исходя из потребностей целевой аудитории.

«Кроме того, наш рынок окон сегодня достаточно четко делится по целевой аудитории. Евроокна из дерева, как правило, заказывают взыскательные клиенты для своих загородных домов или элитных квартир. Пластиковые устанавливают в основном в коттеджи и квартиры экономкласса», – комментирует директор компании Pinea (поставляет элитные евроокна из дерева, а так же деревянное строительство) Алексей Терехов.

По мнению эксперта, в настоящее время рынок металлопластиковых окон уплотняется и, вероятно, в скором времени начнется процесс укрупнения его игроков.

Оценивая характер игроков рынка, в «СтеклоДоме» заявляют о лидерстве в сегменте обслуживания физических лиц. «Наша компания работает на рынке 6 лет, мы имеем офисы продаж в каждом районе Перми, всего сеть филиалов включает 21 офис продаж. Кроме того, «СтеклоДом» имеет 15 офисов продаж в Екатеринбурге – единственный пример, когда компания рынка металлопластиковых окон с пермскими корнями осуществила иногороднюю экспансию», – рассказывает представитель компании.

Лидером в корпоративном сегменте является ГК «Окна ВЕКА». «Компания обладает такими производственными мощностями и штатом сотрудников, что в моменты пиковой загрузки мы могли работать одновременно на 30 объектах корпоративного остекления. В этом направлении мы уверенно занимали лидерские позиции», – говорит Владимир Ваганов. Также организация занимает существенную долю рынка в дилерском сегменте, обслуживая одновременно более 250 заказчиков по готовым конструкциям, рассказывает г-н Ваганов.

Без «варягов». Среди иногородних игроков называются федеральные «Самарские оконные конструкции», московская компания «БиМакс» и тюменская «Барс». «Оценить долю «варягов» сложно, так как рынок не статичен», – комментируют в «Новом доме». Крупнейший иногородний игрок «Самарские оконные конструкции» отказался предоставить комментарии «bc».

По данным Владимира Ваганова, «БиМакс» и «Барс» закрыли свои представительства в регионе. «Сейчас делаются попытки вхождения на рынок Пермского края иногородних игроков. В основном в пограничные со Свердловской областью районы края, куда устремились представители Екатеринбурга. А в Чайковский пытаются зайти ижевчане, но перспективы этого развития пока туманны», – комментирует Владимир Ваганов.

Деревянная классика. По оценкам экспертов, рынок производства деревянных окон в регионе представлен всего несколькими компаниями в силу своей специфики. «Данная продукция ориентирована на VIP-сегмент, потому что стоимость качественного деревянного окна примерно в 2–3 раза выше пластикового», – отмечает Владимир Ваганов.

Как считает директор ООО «Производственная компания «Эковин» Татьяна Веселкова, лидерами производства деревянных окон в Прикамье являются представляемая ею структура и ООО «РСУ-6» (Чайковский). Как полагает г-жа Веселкова, доля игроков, занимающихся производством деревянных евроокон, составляет примерно 25 % от общего числа производителей и поставщиков оконных конструкций. «Насыщенность рынка можно оценить средними показателями», – комментирует эксперт. Из крупных игроков также выделяют ООО «Балатовский деревообрабатывающий завод» и «Деревообработка-14».

По словам Владимира Ваганова, сегодня стоимость пластиковых окон приближается к цене новых деревянных окон старого, «советского» образца, а по основным потребительским характеристикам пластиковые окна ушли далеко вперед. «Можно сказать, что рынок остекления имеет четкий вектор в сторону использования профилей ПВХ», – комментирует собеседник «bc».

Данную точку зрения разделяет Алексей Терехов. «Деревянные окна только начали завоевывать рынок, в отличие от популярных пластиковых. И хотя дерево имеет большое количество преимуществ перед пластиком, стоимость окна из клееного бруса в 1,5–2 раза выше пластикового, что выводит такую продукцию в сегмент «премиум». Спрос на деревянные окна менее эластичен, так как потребитель в этом случае руководствуется прежде всего не стоимостью, а качеством, за которое он готов доплатить», – уверен директор Pinea.

Слишком много. Другие игроки рынка металлопластиковых окон Перми говорят о проблеме переизбытка в Перми контор-однодневок, занимающихся продажей и установкой окон. По словам директора ООО «Вепласт» Юрия Елдашова, порядка 50 % организаций, предлагающих услуги по продаже и установке стеклопакетов, – «дикие» бригады. «Потребитель руководствуется в первую очередь ценой, и шабашники в этих условиях постоянно оттягивают часть аудитории. При этом качество работы в таких организациях ниже», – говорит эксперт. Финансовый кризис не упорядочит рынок, продолжает г-н Елдашов. «Сегмент покупателей, ценящих качество больше цены, сузится еще сильнее», – уверен директор «Вепласта».

Данную точку зрения разделяют другие участники рынка. Как полагает Владимир Ваганов, кризис в отрасли может стать более глубоким, если надзорные органы не предпримут каких-либо действий по упорядочиванию деятельности оконных компаний. «Сейчас мы наблюдаем парадоксальную ситуацию: на рынке представлены производители и их дилеры, выпускающие окна без необходимых сертификатов соответствия, а монтаж производится людьми и организациями, не имеющими лицензий на данную деятельность», – говорит гендиректор «Окна ВЕКА».

По мнению Владимира Ваганова, госорганы в силах изменить ситуацию. «Мы ждем от контролирующих организаций вмешательства тогда, когда имеют место случаи работы без лицензий и сертификатов. Я считаю необходимым поднять обязательные характеристики производимых окон, как это сделано в соседней Свердловской области и Республике Башкортостан», – заявляет эксперт.

В ожидании контроля. Как считает Владимир Ваганов, в последние пять лет растущий курс евро вызывал постоянное повышение стоимости деревянных окон и перераспределение финансовых потоков происходило в пользу рынка ПВХ-окон. «Спрос неуклонно возрастал в связи с ростом благосостояния населения и увеличением объема нового строительства – ежегодный рост рынка составлял примерно 15 %», – комментирует гендиректор «Окна ВЕКА».

«Число игроков постоянно сокращается, – отмечает Владимир Ваганов. – Сегодня это можно связать с кризисными явлениями. В целом рынок можно назвать низко-рентабельным, но вход на него требует серьезных вложений на начальном этапе, срок окупаемости которых довольно длительный. Новым игрокам гораздо проще войти на рынок не в качестве производителя, а в качестве дилера. Уже имея статус на рынке, можно задумываться о расширении бизнеса до производственных мощностей», – полагает руководитель «Окна ВЕКА».

Оценивая насыщенность рынка, в компании «Новый дом» говорят о переизбытке компаний, предлагающих услуги по продаже и установке металлопластиковых окон. Кризис снизил входной порог в бизнес, однако привлекательность для потенциальных инвесторов сомнительна в сложившихся условиях. «Начать бизнес можно очень быстро и легко: приобрести дешевое оборудование и делать окна в «гараже», но развития хватит на пару месяцев, так как в кризис выживать трудно и доверие завоевать еще сложнее», – рассуждает эксперт.

Алексей Терехов согласен, что новым игрокам достаточно сложно найти свое место на рынке. «Начинать бизнес в сегменте пластиковых окон достаточно просто. Другой вопрос – насколько оправданны такие инвестиции? В условиях огромного количества компаний-поставщиков ценовая конкуренция настолько высока, что вхождение на рынок вряд ли будет целесообразно как с точки зрения быстрой окупаемости бизнеса, так и с точки зрения его стратегического выживания», – полагает руководитель Pinea.

Накануне спада. Динамика 2008 года на рынке металлопластиковых окон была положительной, что подтверждают все игроки рынка. Так, по данным Пермьстата, по итогам 2008 года производство металлопластиковых окон в регионе составило 316,3 тыс. кв. метров (156,3 % к аналогичному показателю 2007 года). При этом было выпущено 29 тыс. кв. метров оконных блоков, что на 27 % ниже уровня 2007 года.

Прирост производства металлопластиковых окон в Прикамье по итогам 2008 года в «Новом доме» связывают в первую очередь с экономическими показателями региона. «Прирост был вызван бумом строительства и повышением уровня жизни населения края», – уверен эксперт.

Комментируя данные Пермьстата о снижении выпуска деревянных окон в Прикамье в 2008 году, Татьяна Веселкова выделяет две противоположные тенденции: «Если говорить о падении выпуска деревянных окон вообще, то, на наш взгляд, это связано с отказом застройщиков от простых деревянных окон старого образца и использованием пластиковых окон. Что касается деревянных евроокон, то мы оцениваем ситуацию по собственным объемам продаж, которые возросли за 2008 год в два раза».

Однако кризис так или иначе скажется на рынке. «Мы ожидаем спада по рынку в целом примерно на 30 %, но это будет связано в первую очередь с вымыванием мелких игроков, – комментирует Владимир Ваганов. – Лидеры сохранят и, скорее всего, укрепят свои позиции».

В «СтеклоДоме» также уверены, что кризис в строительной отрасли не повлияет на продажи 2009 года. «В первую очередь могут пострадать компании, ориентированные на жилищное строительство и корпоративного заказчика. Мы же чувствуем себя уверенно и в условиях кризиса», – говорит представитель компании.

По данным «Нового дома», в сравнении с 2008 годом начало 2009 года значительно отличается в сторону отрицательной динамики. «Кризис сказывается уже сейчас, поскольку нет роста по сравнению с предыдущим годом. Прогнозировать развитие событий сейчас сложно», – комментирует представитель компании.

Оценивая вероятные последствия кризиса, Татьяна Веселкова определяет риски производителей металлопластиковых окон как более высокие по сравнению с деревянными евроокнами. «На наш взгляд, кризис в отрасли производства строительных материалов более коснется производителей пластиковых окон, ориентированных на крупных застройщиков. Производители деревянных евроокон пострадают в меньшей степени, так как ориентированы на частного заказчика. Ожидаемое снижение продаж по «дереву» можно оценить в 20 %», – говорит директор «ПК «Эковин».

Как заявил «bc» Алексей Терехов, продажи компании Pinea в 2008 году возросли по сравнению с предыдущим годом. «Однако снижение продаж деревянных окон в регионе может быть связано с насыщением премиального сегмента загородного строительства», – комментирует эксперт.

Г-н Терехов уверен, что сейчас происходит увеличение спроса на жилье из экологически чистых материалов, что содействует популяризации окон из клееного бруса. «Растет число людей, понимающих, что именно деревянное евроокно является одним из главных атрибутов элитного жилья. Поэтому следует ожидать, что качественное деревянное окно со временем еще больше укрепит свои позиции по отношению к пластиковым окнам», – полагает директор Pinea.

По мнению Владимира Ваганова, скорее всего, в ближайшее время на пермском рынке не произойдет слияния крупных игроков. «У каждого крупного производителя свои методы ведения бизнеса, и конкуренция здесь очень высока. Мелкие фирмы, имевшие ранее свое производство, перейдут в разряд дилеров. Те же, кто не имел собственных монтажных бригад и специалистов по монтажу, вряд ли смогут сохранить объемы и должны будут покинуть рынок», – рассуждает эксперт.

Окно в кризис

Окно в кризис

Поделиться:
Все новости компаний