Газета
 28 апреля 2008, 00:00   1681

Фото трех поколений

Фото трех поколений
Через фотообъектив семьи Загуляевых прошла вся история Прикамья.
Автор: Кирилл Перов
Через фотообъектив семьи Загуляевых прошла вся история Прикамья.

В Пермском Доме журналистов имени Аркадия Гайдара открылась экспозиция, составленная из фоторабот, сделанных представителями трех поколений семьи Загуляевых. Выставка посвящена творческой деятельности Евгения Николаевича Загуляева, которому в этом году исполнилось бы 90 лет. Начав свою карьеру в 1950-е годы в пермской областной газете «Звезда», Евгений Николаевич быстро привлек к себе внимание. И уже в 1959 году был приглашен на должность корреспондента фотохроники ТАСС по Пермской, Кировской областям и Удмуртской АССР, он проработал в этой должности более 30 лет.
Объектив его фотоаппарата запечатлел едва ли не все значимые события в истории Прикамья второй половины ХХ века: строительство Пермской ГРЭС, которая должна была стать крупнейшей во всей Европе, трудовые будни таких закрытых предприятий, как Пермский завод имени Свердлова или Соликамский бумкомбинат, и даже съемку уникального фильма об Илье Муромце.
На выставке представлены фотопортреты известных людей, которых довелось снимать Евгению Николаевичу. Это и космонавты П. Беляев и А. Леонов, и инженер-разработчик А. А. Поздеев, и врач Е. А. Вагнер, и секретарь обкома партии Б. Коноплев, а также многие другие.
На Ижевском механическом заводе во время визита тогдашнего министра обороны Дмитрия Устинова Евгению Загуляеву удалось снять незаметно стоявшего в сторонке от главного действия Михаила Калашникова, конструктора знаменитого автомата. Но о Калашникове тогда и говорить было нельзя, не то чтобы опубликовать снимок. Ведь тогда враг сразу бы понял, что знаменитые на весь мир автоматы Калашникова производятся в Ижевске. Зато о двукратной олимпийской чемпионке по лыжным гонкам ижевчанке Галине Кулаковой говорить было можно и нужно и уж тем более можно было ее фотографировать. Хотя это было непросто, как вспоминал Загуляев, спортсменка не очень охотно шла на контакт.
Евгению Николаевичу довелось не только снимать и общаться, но и дружить со своим ровесником и коллегой – фотографом Победы Евгением Халдеем, который не раз привозил в Пермский Дом журналистов свои экспозиции фотографий войны и Победы, а также выставку, посвященную писателю Константину Симонову.
Нельзя сказать, что работы Евгения Загуляева претендуют на оригинальность. Да и какая оригинальность в те времена, когда каждый снимок, каждый кадр строго контролировался обкомом КПСС?! Приветствовалась только информативность, только созидательная направленность. Но нельзя не отметить другую сторону этой экспозиции: здесь за каждым снимком скрыта целая история.
«Съемка – энергетически затратный процесс, – комментирует сын Евгения Николаевича, также известный фотограф Михаил Загуляев. – Мое отношение таково: когда снимаешь человека, начинаешь с распознавания, условного знакомства, ты словно бы вживаешься в его образ, начинаешь чувствовать человека. Ведь если не подходить к работе с душой, получится лишь «фото на паспорт» – окостенелое, мертвое».
Михаил Евгеньевич – заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии Союза журналистов России, работает в корпоративной газете дочерних обществ ОАО «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае «Пермская нефть». Как и отцу, Михаилу также приходилось снимать значительные события и известных людей. Многие политические деятели были запечатлены на его фотографиях, в их числе будущий первый президент России Борис Ельцин, секретари ЦК КПСС Долгих, Бакланов. Интерес вызывают и другие портреты, созданные Михаилом Евгеньевичем, например фото поэта Алексея Решетова, космонавта Виктора Савиных, последней представительницы семьи Строгановых Элен фон Люденгауз, патриарха Алексия II и еще многих других.


Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний