Политика
  1. Политика
 27 сентября 2023, 07:00  

Отдел по управлению городом. Краевые власти сократили перечень полномочий, отчуждаемых у мэрии

Отдел по управлению городом. Краевые власти сократили перечень полномочий, отчуждаемых у мэрии
Правительство Прикамья получило еще ряд полномочий для прямого контроля Перми. При этом ряд планируемых к передаче в край функций остался в муниципалитете. Рассказываем, что оставили «за бортом», и за какие бились до последнего

Законопроект о перераспределении полномочий между администрацией Перми и краевым правительством прошел вторые чтения. Список функций, передаваемых с муниципального на региональный уровень, сильно поредел, а наиболее дискуссионным оказался вопрос о назначении директоров школ.

Ранее члены комитета Законодательного Собрания по развитию инфраструктуры рассмотрели поправки к законопроекту о перераспределении полномочий между администрацией Перми и краевым правительством. Поправками, внесенными губернатором, из первоначального текста документа исключили полномочия в сферах земельных отношений, торговой деятельности и рекламы, похоронного дела и погребения, контрольные функции в сфере теплоснабжения. Изначально в списке было шестнадцать пунктов, теперь осталось семь.

Не пропустите:​Глава Перми прокомментировал перенос сроков строительства крематория26 сентября 2023, 19:26

От чего отказались

Отказ от перераспределения полномочий снял ряд замечаний Прокуратуры Пермского края. В надзорном органе указали, что осуществление земельного контроля и контроля за выполнением мероприятий по строительству и реконструкции объектов теплоснабжения относится к муниципальным полномочиям, перераспределение которых законом не предусмотрено. При этом другие пункты, касающиеся теплоснабжения, в проекте остаются.

Изначально краевые власти хотели сами решать, где и когда в столице края вводить ограничения по продаже алкоголя. Однако надзорный орган указал, что это идет вразрез с существующим законодательством. Примерно та же ситуация с контролем ритуальных услуг – прокуратура указала на положения Федерального закона «О похоронном деле». Передачу в край функции, связанной с размещением в городе нестационарных объектов торговли, забраковали из-за возможных помех для органов местного самоуправления в части распоряжения имуществом. А контроль за рекламной сферой в части вердиктов о законности (и благопристойного внешнего вида) исключили из перечня, так как это усложнило бы предпринимателям жизнь – стало бы сложнее получать разрешения на установку рекламных конструкций.

«Происходящие события по распределению полномочий являются фасадом для выстраивания нового «баланса власти». Конечно, можно много говорить об эффективности «новой модели», по которой часть сфер влияния переходят от города к краю, но объективно идет ослабление муниципального управления. Происходит «отчуждение» наиболее интересных направлений деятельности, с концентрацией групп влияния », – считает Алена Садилова, кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук ПГНИУ.

О чем спорят

Есть пункты, в оценке которых надзорный орган и региональная власть расходятся, и каждый настаивает на своей позиции. Речь идет о том, что министерство образования возьмет на себя полномочия в части назначения и увольнения директоров школ, а также по изменению срока действия трудового договора и установлению порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя образовательной организации.

В ходе обсуждения с возражениями выступил представитель прокуратуры. «В целом передавать данные полномочия возможно, но комплексно – без отрыва от иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании», а не отдельно в части назначения руководителей», – сказал он.

Директор департамента судебной защиты администрации губернатора Пермского края Ирина Сальникова позицию прокуратуры не разделила. По ее мнению, федеральный закон в этом ключе не ультимативен и допускает не комплексное разделение полномочий.

«Нужно обратиться к Закону о местном самоуправлении. Он говорит о том, что возможность передачи полномочий должна быть предусмотрена федеральным отраслевым законом. В Законе об образовании прописано, что все перечисленные в нем полномочия – в том числе по назначению и увольнению руководителей – могут быть распределены с муниципального на краевой уровень. То есть, когда мы смотрим в комплексе не только на гражданское, но и на отраслевое законодательство, то видим, что возможность передачи пряма предусмотрена законом», – пояснила юрист.

В подтверждение своих слов она привела примеры Кировской и Самарской областей, а также Москвы, где полномочия в сфере образования были переданы полностью. Вновь апеллируя к принципу «все, что не запрещено – разрешено», г-жа Сальникова указала, что Пермский край просто станет первым регионом с таким опытом. Кроме того, добавила она, в иных сферах (градстрой, энергетика, дороги) этот подход в регионе уже реализован.

Представителю прокуратуры был задан вопрос о перспективах судебного оспаривания обсуждаемого нормативного акта в нынешнем виде. Он ответил, что решение будет приниматься после принятия законопроекта.

«В части отрасли образования тоже все не так просто. Бюджет города включает более чем 50 % расходов на социалку (школьное и дошкольное, дополнительное образование, спорт, культура и так далее). И в этом контексте назначение руководителей образовательных организации из края означает опосредованное воздействие на этот блок», – пояснила г-жа Садилова.

О чем волнуются

По мнению Алены Садиловой, несмотря на сокращенный пакетпредложенных к трансферу полномочий, причин для беспокойства о балансе между публичной и муниципальной властью меньше не становится. Эксперт считает, что наблюдаемые сейчас попытки изменений – это противопоставление политического менеджмента и феномена власти. В то время как первый оперирует категориями, которые можно измерить, второй склоняет процесс в сторону контроля и доминирования.

«Опасения по поводу затягивания решений и волокиты не напрасны. Когда идет перекос нагрузки на разные уровни, случаются дисфункции системы в целом. Поэтому, набирая на себя столько обязательств, а это именно обязательства перед жителями, край должен понимать риски. Они высоки. Приведу пример из спортивной практики: если вы тренировались сначала гармонично, а потом перестали качать ноги (условно, муниципальный уровень) и работаете только над торсом (край), в какой-то момент это станет проблемой не только с визуальной точки зрения, но и в разрезе функционирования всего вашего организма. И однажды голова это тоже заметит. Вопрос баланса всегда стоит на первом месте. Согласна, что сложно вести диалог с «сильным мэром», у которого могут быть свои взгляды на развитие города, свои приоритеты. Удобнее сделать систему «под себя». Но, увы, это совсем не прямая корреляция с повышением эффективности работы на территории», – подытожила г-жа Садилова.

«Начало процессам «нового баланса» было положено еще несколько лет назад (с 2019 года), когда в край передали функционал градостроительной политики, а позднее – полномочия в дорожной сфере. Установление контроля за градостроительной деятельностью можно считать колоссальной победой блока региона. Запущенный процесс формирования «новой модели» управления подразумевает реальность, в которой краевая столица становится подконтрольной, теряет свою самостоятельность и авторитет. Конфликт губернатора и бывшего мэра это только подсвечивал», – поделилась Алена Садилова.

Все новости компаний