Песня «про зайцев». Пермские депутаты обсудили контроль за оплатой проезда

Песня «про зайцев». Пермские депутаты обсудили контроль за оплатой проезда
У депутатов Пермской гордумы возникли вопросы к контролю за оплатой проезда. Число безбилетников в городском транспорте медленно, но верно увеличивается.

На заседании Пермской Думы в июне депутаты заслушали доклад администрации о развитии общественного транспорта в городе. Народные избранники заострили внимание на контроле за оплатой проезда и рекомендовали более взвешенно отнестись к этому вопросу на фоне роста пассажиропотока.

По словам первого заместителя мэра Эдуарда Хайруллина, в прошлом году Пермь заняла первое место в рейтинге качества общественного транспорта среди российских городов помимо Москвы. «Но это не означает, что в отрасли нет никаких вопросов. Наоборот, положение стимулирует продолжить развитие», – обозначил первый замглавы администрации города.

По итогам 2022 года пассажиропоток на муниципальных маршрутах составил порядка 205 млн человек. 14% от этого числа пользовались трамваями. Уровень поездок на трамваях восстановился до периода перед пандемией коронавируса, а на автобусах пока не достиг того же показателя.

Не пропустите:В Перми планируют расширить зону платной парковки05 июля 2023, 17:12

Повышение спроса на перевозки в общественном транспорте и индексация платы за проезд позволили сбалансировать экономические показатели отрасли, считает Эдуард Хайруллин. При этом рост пассажиропотока привел к новой задаче – необходимости увеличения транспортной работы. Сейчас каждый день на линию выходят около 830 автобусов и трамваев. По данным мэрии, за последний год автобусов в городе стало больше на 33. Несмотря на это в час пик загрузка в салоне достигает четырех человек на квадратный метр. «Норматива это, конечно, не превышает. Но нагрузка достаточно серьезная», – резюмировал г-н Хайруллин.

Докладчик также отметил, что спектр обращений от горожан изменился. Если раньше он касался изменения маршрутной сети, то сейчас чаще обращают внимание на качество самой услуги проезда в транспорте и интересуются развитием инфраструктуры. Решение этих вопросов станет ключевым для дальнейшего роста пассажиропотока, обозначил задачу первый вице-мэр.

Среди итогов 2022 года – завершение заключения контрактов на пять лет. Срок эксплуатации автобусов по этим договорам – семь лет. Затем перевозчик обязан заменить подвижной состав. Условие позволило значительно снизить средний срок работы транспортного средства. Сейчас средний «возраст» пермского автобуса – 2,6 года. Удалось этого достичь и благодаря участию в нацпроекте – он позволил поставить в Пермь 64 новых автобуса в конце прошлого года. Эдуард Хайруллин указал, что власти уже начали готовиться к проведению новых контрактов в 2025 году – тогда закончатся договоры с перевозчиками, заключенные в 2020-м.

Еще один важный момент для развития транспорта – переход на бескондукторную оплату. Сейчас более 90% маршрутов работают без кондукторов и всего семь направлений еще пользуются этой услугой. Обратная сторона цифровизации – рост безбилетников. Для стимулирования оплаты проезда власти внедрили мобильных агентов – они проверяют факт платежа и предлагают пассажирам приобрести билет. «Объемы продажи билетов мобильными кондукторами растут, но плана пока не достигли, – отчитался Эдуард Хайруллин. – Перед подрядчиком поставлена задача увеличить штат».

Также в мэрии вынесли на обсуждение планы по развитию маршрутной сети. В частности, разработан кольцевой автобусный маршрут, который связывает ключевые пересадочные узлы города: Пермь II, ул. Попова, ЦУМ, Цирк, площадь Дружбы, Авторадио, ул. Героев Хасана, ул. Куйбышева, ул. Стахановскую, Гознак, ДКЖ. Предполагается, что пассажиры смогут совершать поездки, минуя наиболее перегруженный узел в районе Центрального рынка. Запуск кольцевого маршрута возможен в 2025 году, когда истечет срок действующих контрактов с перевозчиками и будут заключаться новые.

Автобусный маршрут №71, который открыт в качестве компенсационного, предлагается сохранить после восстановления трамвайного движения по ул. Куйбышева, а также продлить до Перми I через ул. Сибирскую. На 1 сентября 2023 года запланирован запуск экспресс-маршрута №1т, а на конец третьего квартала – электробусного маршрута №81.

Планы на 2024 год включают запуск маршрута в Налимиху после обустройства разворотного кольца для автобусов в микрорайоне, улучшение транспортной доступности между микрорайоном Ива и ЖК «Погода», замену маршрутных такси №№ 4т, 5т, 8т, 10т и 11т внутрирайонными маршрутами.

Добавить контроль.

Депутат Даниил Морозов уточнил, есть ли намерения встраивать маршрутную сеть в проект по реализации транспортно-пересадочного узла «Пермь 2» в части строительства зарядок для электробусов и остановочных пунктов. По словам г-на Хайруллина, планируется корректировать маршруты, когда проект будет реализован. На данный момент продлили маршрут №50, который следовал до «Перми-2», до микрорайона Паркового.

Депутат Пермской гордумы Владимир Молоковских поднял тему финансовых результатов. «Когда обсуждали введение мобильных агентов, то говорили о росте выручки, а не ее перераспределении по источникам платежа», – напомнил депутат. «Перераспределение выручки пока не происходит, но и увеличение тоже. Агентов отправляем в точки с наибольшей концентрацией безбилетников», – ответил первый замглавы города.

Не пропустите:На разработку программы развития инфраструктуры транспорта в Перми направили 10 млн рублей01 июля 2023, 08:30

Депутат Алексей Овчинников предположил, что для борьбы с безбилетниками нужно отладить работу контролеров в общественном транспорте и уточнил, достаточно ли для этого сотрудников. «Штат контролеров рассчитан из того, что безбилетник должен встретиться с проверкой минимум один раз в месяц. Мы плана не достигаем, потому что некоторые «зайцы» убегают из автобуса. В плане обозначали 15% безбилетников от числа пассажиров, сейчас показатель в районе 20%», – сказал Эдуард Хайруллин.

Депутат Алексей Сторожев поинтересовался, есть ли тенденция к увеличению числа безбилетников, а также как бороться с ней помогают увеличенные штрафы за неоплаченный проезд. По данным департамента транспорта, в месяц составляется около двух тысяч актов о безбилетном проезде. За прошлый год составлено около 15 млн протоколов о назначении штрафа. Из них только 10% оплачены. «Для модернизации работы мы закупили специальный программный продукт, он заработает к осени. Процесс составления протокола будет автоматизирован, а информация о штрафе будет направляться приставам и отображаться на «Госуслугах», – пояснил докладчик.

Депутат Арсен Болквадзе подметил, что если ориентироваться на представленные мэрией данные, то ежегодно число безбилетников растет. Он уточнил, все ли валидаторы работают в транспортных средствах. «Хочу отметить, что ни один кондуктор при сокращении не пострадал. Многим мы предложили перейти в контролеры. Проблем не было. С точки зрения экономики бескондукторная система выгоднее. Что касается неработающих валидаторов, то это 0,1-0,2%. Но есть альтернативные способы оплаты проезда – по QR-коду и через водителя», – объяснил Эдуард Хайруллин.

Транспортный вопрос держит в напряжении весь город, заметила депутат Екатерина Лялина. Она уточнила, когда будут подведены итоги работы мобильных агентов. «Тестовый проект рассчитан до сентября. Почему-то все хотят вернуть кондукторов, но в принципе, мобильные агенты – то же самое, но не должны целый день находится в автобусе», – добавил г-н Хайруллин.

«Если мобильные агенты не повлияли на рост выручки, то можно говорить о том, что билет за проезд продается за полцены. Если соотнести данные пассажиропотока и выставленных штрафов, то каждый день без билета едет 140 тыс. человек и выписывают всего восемь штрафов. Может, стоит взять в штат департамента транспорта аналитика», – посетовал Владимир Молоковских.

В завершение обсуждения председатель Пермской городской Думы Дмитрий Малютин подчеркнул, что городской транспорт поступательно развивается, но проблемные точки остались. «Необходимо отработать все вопросы и продолжить реализацию шагов, направленных на рост качества транспортного обслуживания», – резюмировал он.

Все новости компаний