​Каждому по-своему везет. Транспортная реформа в Перми вновь стала предметом дискуссии

​Каждому по-своему везет. Транспортная реформа в Перми вновь стала предметом дискуссии
На площадке Общественной палаты руководители транспортной отрасли Перми ответили на вопросы и претензии представителей инициативной группы пассажиров. Рассказали, как собираются ускорить движение автобусов и улучшить ситуацию с переполненным транспортом в часы пик.
Автор:

В Общественной палате Пермского края прошел круглый стол на тему транспортной реформы в Перми. Целью организаторы назвали поиск решений в конфликтной ситуации, которая сложилась из-за повышения тарифа на проезд. «В ноябре 2021 года активисты выступили с обращением к городским властям. Одним из требований было – наложить мораторий на повышение стоимости проезда в городском общественном транспорте, пока не будет пересмотрена методика расчета тарифа и проанализированы экономические и социальные последствия транспортной реформы», – рассказали предысторию в Общественной палате.

С 10 января изменения, вызвавшие недовольство активистов, вступили в действие. Разовая поездка подорожала с 24 до 33 рублей, бесплатных пересадок не стало. Одновременно снизилась стоимость проездных, появились новые их виды. На предоставление льгот и скидок по оплате проезда из бюджета выделяется примерно 1 млрд рублей на год.

Что такое хорошо и что такое плохо.

Начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин рассказал, какие плюсы и минусы транспортной реформы видят в мэрии. Среди положительных моментов он назвал: обновление автобусов и трамваев, внедрение безналичной оплаты проезда и тарифного меню, повышение безопасности (в частности, сократилось число ДТП по вине водителей общественного транспорта).

Недостатком стало увеличение нагрузки на бюджет. С переходом на новую транспортную модель в городскую казну поступает выручка от продажи билетов, а муниципалитет платит перевозчикам за транспортную работу. Разрыв между расходами и доходами в прошлом году составил порядка 2 млрд рублей.

Кроме того, неоднозначную оценку жителей получило изменение маршрутной сети. В качестве достижений чиновники называют увеличение количества транспорта на перегруженных направлениях, организацию внутрирайонных транспортных связей и включение в маршрутную сеть новых микрорайонов и улиц.

Пассажиры недовольны закрытием и изменением маршрутов, от которых администрация отказалась как от дублирующих другие направления. По словам Анатолия Путина, больше всего жалоб поступает от жителей микрорайонов, находящихся недалеко от центра города.

С начала этого года запустили два новых маршрута для восстановления прямых связей, утраченных при корректировке маршрутной сети. Но по-прежнему поступает много обращений, касающихся автобусов №№13, 18, 59, 66. Сейчас в департаменте анализируют, какие маршруты целесообразно продлить или открыть новые. Главным критерием является наличие высокого и устойчивого пассажиропотока.

Больше недовольства, чем до реформы, стало вызывать несоблюдение расписания. Здесь впечатления людей и данные диспетчеров разнятся. В «Городском управлении транспорта» фиксируют соблюдение расписания на 96%. Отклонения от графика в час пик там связывают в основном с дорожной обстановкой. Для решения проблемы планируется автоматизировать составление расписания с помощью нового программного обеспечения.

Еще одна «боль» пассажиров – переполненные автобусы. На примере маршрута №77 об этом рассказала активистка Людмила Елтышева. По ее словам, раньше автобусы ходили каждые четыре минуты, а сейчас интервалы увеличились до 8 минут. «В час пик можно ждать и дольше, а потом автобус придет настолько полным, что в него не протиснуться. В результате люди стоят по 30-40 минут, чтобы уехать», – описала она ситуацию.

Жалобы на перегруженность автобусов в департамент поступают от пассажиров маршрутов №№1, 14, 15, 32, 36, 45, 53, 60, 77. По словам Анатолия Путина, контрактами с перевозчиками предусмотрено увеличение количества транспорта с 2023 года. Но прорабатывается возможность сделать это раньше.

В перспективе (после окончания действия договоров в 2025 году) планируется на загруженных направлениях использовать автобусы особо большой вместимости (с «гармошкой»). Еще одно долгосрочное мероприятие: предоставление приоритета движению общественного транспорта за счет выделенных полос. Пилотным станет проект по организации такой полосы на дамбе Стахановская – Чкалова.

Призрак «варягов» и сравнение с Екатеринбургом.

Активистка Оксана Асауленко связала негативные последствия реформы с тем, что в результате была «разорвана связь между перевозчиком и пассажиром». «Сейчас мы видим только ухудшение качества оказания услуг, недостаточное количество рейсов, некорректное составление графиков», – поделилась наблюдениями г-жа Асауленко.

Ее также возмутило то, как был принят тариф – «в авральном режиме за один день». «Раньше, когда работали только пермские, а не иногородние перевозчики, так не делали», – сказала она.

Вопросы у активистки вызвали и высокие требования к подвижному составу, от которых зависит стоимость транспортной работы. В частности, она усомнилась в необходимости более дорогих полностью низкопольных автобусов «в условиях, когда инфраструктура остановочных пунктов для них не приспособлена».

Анатолий Путин отметил, что даже при старой модели перевозок тариф на проезд пришлось бы повышать. Он пояснил, что расчет делается по формуле, заданной федеральным Минтрансом. Она одна и не зависит от того, остается билетная выручка у перевозчика или перечисляется в бюджет.

Председатель комиссии Общественной палаты Пермского края по развитию институтов гражданского общества Надежда Агишева поинтересовалась, как в департаменте оценивают влияние низкой плотности застройки Перми на транспортные расходы. «Экономику маршрута определяет в большей степени не то, сколько пассажиров едет в автобусе, а то, как далеко они следуют», – подчеркнул Анатолий Путин важность фактора «растянутости» города. По его словам, средняя поездка на общественном транспорте в Перми – 8 км, а в Екатеринбурге – 4 км. При этом величина тарифа на проезд почти одинакова – 33 и 32 рубля.

Людмила Елтышева уверяла, что резкое повышение стоимости проезда ударило по карману пассажиров. Она выступала против отмены бесплатных пересадок и подчеркивала, что проездные выгодно покупать не всем. Например, они не подойдут студентам в условиях, когда многие занятия проводятся дистанционно. Анатолий Путин и заместитель главы администрации Перми Эдуард Хайруллин посоветовали, какой тариф подойдет для каждого описанного в ходе встречи случая.

Г-н Хайруллин также сообщил, что в феврале планируется организовать в автобусах и трамваях продажу транспортных карт с предоплаченными поездками.

Председатель комиссии по развитию экономики и инфраструктуры Общественной палаты Олег Ганин обозначил основные рекомендации, выдвинутые по итогам мероприятия: «Необходимо создать рабочую группу с привлечением всех заинтересованных сторон при Общественной палате края, повысить информационное освещение, провести экспертную оценку методики расчета тарифа на проезд в общественном транспорте на уровне Министерства транспорта региона».

Все новости компаний