Экономика
  1. Экономика
 23 декабря 2021, 08:00   2585

Марка Урала. Главное выставочное объединение региона «Пермская ярмарка» отмечает 30-летие

Марка Урала. Главное выставочное объединение региона «Пермская ярмарка» отмечает 30-летие
Бренд «Пермская ярмарка» за 30 лет существования заслужил признание в Прикамье и вышел за пределы региона и продолжает занимать лидерские позиции
Автор:

В уходящем 2021 году главное выставочное объединение региона «Пермская ярмарка» отмечает 30-летие со дня основания. Business Class рассказывает о самых ярких и переломных моментах в деятельности местного выставочного бренда.

От ВДНХ до точки притяжения бизнесов.

По воспоминаниям генерального директора и одного из основателей «Пермской ярмарки» Сергея Климова, в 90-е годы на месте будущего выставочного павильона в Мотовилихинском районе размещалась Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ). Это было обязательным ритуалом для крупных городов, поскольку на такой выставке показывали, чем славилась территория. В павильон поначалу активно шли люди, многие хотели посмотреть на разнообразие авиадвигателей, насосов, телефонов и другой продукции, которую выпускали в родных краях. Но со временем ажиотаж спадал, и выставки стали пустовать.

Осложняло становление выставочной деятельности тот факт, что Пермь в 90-е годы была закрытым городом. Да и вообще выставочными точками притяжения того времени были Москва и Санкт-Петербург.

«В 1991 году в бывшем помещении ВДНХ был создан деловой центр «Пермкомбанка». Первой коммерческой выставкой нового предприятия стала международная выставка «Технология-91». Это был совместный проект с немецкой фирмой Glahe International. Ее основатель Ио Глахе (Jo Glahe) вел активный бизнес в России, выступил соучредителем в совместном предприятии «Московская ярмарка». Занимаясь проектом, мы, честно говоря, не понимали, что от нас хотят. От наших партнеров звучали слова, что площадку «нужно оживлять», но как это делать? Мы ведь уже и так закупили оборудование, пригласили гостей, установили первые стенды, построили павильоны. А нам говорят: «На площадке должна быть коммуникация между людьми!» – делится воспоминаниями г-н Климов.

В 1994 году после банкротства банка бизнесмены решили продолжить развивать выставочное направление, и деловой центр банка был переименован в Выставочный центр «Пермская ярмарка». Самым сложным в то время было обеспечить эффективность площадки с точки зрения коммуникаций, привлечения людей, которые готовы вести бизнес.

Сергей Климов, директор «Пермской ярмарки»:
«Команде «Ярмарки» нужно было убедить человека приехать в Пермь, где нет ни тепла, ни моря,, и мы начали объяснять людям, что они приезжают не только как бизнес-туристы, но, в первую очередь, чтобы продвинуть свой проект, поддержать его репутацию, продать товар, поделиться своими планами и найти единомышленников. Со временем это начало получаться».

«Спасибо, вы нам больше не нужны».

За время существования «Пермской ярмарки» многие участники, стартовав с небольших стендов, выросли до собственного бизнеса. Как признается Сергей Климов, он очень гордится, что за 30 лет получилось внести свою лепту в развитие регионального бизнеса.

«Помню, мы делали самую большую после Москвы строительную выставку тогда еще на площадке бульвара Гагарина. К нам люди со всей России приезжали, мы ставили до 15 тысяч квадратных метров быстровозводимых павильонов. Чтобы провести банкет с участниками, арендовали манеж «Спартак». В те времена это было очень востребовано. Сейчас появились строительные магазины и базы, и подобных выставок в регионах точно больше не будет. Аналогичная ситуация произошла и с продуктовыми выставками», – комментирует г-н Климов.

Он объясняет, что после посещения выставок «Пермской ярмарки» компании понимали, что им надо создавать базы, предприятия по производству строительных материалов; увидели в регионе интерес и начали запускать собственные проекты. В рамках встреч эксперты им помогали, учили презентовать и продавать свой продукт, происходил обмен опытом и коммуникация.

«Таких историй за время нашей деятельности много, когда люди говорят: «Спасибо, вы нам очень помогли, дальше мы сами, ты нам больше не нужен». И это нормально! Получается, что мы помогли компании выйти на определенный уровень и создать устойчивую зону развития», – рассуждает Сергей Климов.

Заяц против охотника.

Участники выставок отмечают, что «Пермская ярмарка» отличается гласностью и открытостью. В копилке выставочной площадки почти нет конфликтов и проектов, которые сорвались. Но в 2009 году все-таки случилось событие, которое нарушило идиллию выставочной деятельности. Как писали пермские СМИ, на выставке «Охота и рыболовство» местные экологи и борцы за права животных переоделись в костюмы медведя, зайца и пантеры. Напротив стенда краевой федерации охоты и рыболовства инсценировали «нападение» на «охотника». На фоне провокации случилась драка между зоозащитниками и охраной «Пермской ярмарки». Ситуацию удалось уладить, но история разошлась по местным СМИ. Что, кстати, по словам организаторов, привлекло еще большее внимание к проекту со стороны посетителей.

«Конечно, за 30 лет случались разные напряженные ситуации, провокации конкурентов. Но мы никогда никого из участников не подводили. Если люди приезжали и им было некомфортно, ничего не нравилось, то разговаривали с ними, предлагали помощь – свою или экспертов. Я этим горжусь», – делится Сергей Климов.

Марка Урала. Главное выставочное объединение региона «Пермская ярмарка» отмечает 30-летие

г. Санкт-Петербург.

«Это первоапрельская шутка?»

Спустя более 20 лет успешной деятельности компания столкнулась с новым масштабным испытанием. Весной 2016 года стало известно, что с августа 2016 года все выставки «Пермской ярмарки» будут проходить на новой площадке. Выставочный центр на бульваре Гагарина, 65 займет новый собственник – сеть гипермаркетов «Лента». Председатель совета директоров компании Анатолий Федянин на тематической пресс-конференции объяснил переезд несколькими факторами: устаревшая инфраструктура, отсутствие возможности расширить парковку, малые площади пространства, на которых невозможно развиваться и конкурировать с другими региональными экспоцентрами, построенная за выставочным комплексом телебашня, поставившая точку возможному развитию территории. Иными словами, площади выставочного комплекса достигли своего «потолка».

Новость о том, что на месте «Пермской ярмарки» начнется строительство гипермаркета «Лента», вызвала оживленное обсуждение в соцсетях.

Пермяки с сожалением высказывались о переезде «Пермской ярмарки», отметив наличие достаточного количества гипермаркетов в городе. Вот одно из сообщений того времени, которое пользователи оставили в социальных сетях: «Какой кошмар, был единственный выставочный комплекс! Сколько можно плодить эти продуктовые гипермаркеты и супермаркеты!».

Многие пользователи окрестили это «концом» выставочной эпохи в Перми. «Теоретически можно найти промышленный объект, подходящий по параметрам, и реконструировать его. Причем на окраине, выставка в центре – это накладно. Можно было бы продолжить, но поспешность и неопределенность с ближайшими выставками говорит о том, что продолжения не будет. Скорее всего, план выставок будет нарушен, при этом восстановить репутацию окажется трудно, если вообще возможно.

Думаю, что это конец большой выставочной деятельности в Перми. Нет фундаментальных оснований для крупного выставочного центра, Пермь – не перекресток дорог», – написал тогда под одним из обсуждений градозащитник Денис Галицкий.

Прогнозы того времени не подтвердились. Как и обещали представители компании, на новой локации в августе с соблюдением всех сроков открылась выставка «Православная Русь». Сейчас можно наблюдать, что выставочная деятельность в Перми по-прежнему развивается, а «Пермская ярмарка» остается ее флагманом.

«У площадки на бульваре Гагарина не было перспектив. Мы ушли от безысходности. Договорились о размещении с компанией в торговом центре X5 Retail Group и стали работать. Несмотря на то, что мы начали выходить в другие города, понимали, что пермяки также ждут выставки «АРТ-Пермь», «Образование и карьера», «Умный ребенок», выставка кошек и собак и тд. Для нас было важным сохранить квалификацию и остаться одним из сильнейших региональных выставочных операторов», – объясняет Сергей Климов.

Вице-президент АСРО «Гильдия Пермских Строителей» Александр Кашеваров рассказал, что за время сотрудничества с «Пермской ярмаркой» между компаниями сложились добрые взаимоотношения, в первую очередь по организации строительных выставок и форумов.«Коллектив экспоцентра всегда находится в движении и ищет новые форматы выставочных мероприятий. Наша саморегулируемая организация совместно с Министерством строительства Пермского края организует и проводит региональный конкурс «Лидеры строительного комплекса Прикамья». Подведение итогов конкурса и церемонию награждения победителей уже традиционно проводим на площадке «Пермской ярмарки» в рамках тематических выставок и форумов», – делится Александр Кашеваров.

В 2016 году площадка «Карусели» рассматривалась руководством «Ярмарки» как временная. До окончания пятилетнего срока аренды планировалось переехать на более выгодную площадку. «Исследования, проведенные командой «Пермской ярмарки», показали, что сегодня наиболее удобная площадка для подобного объекта должна быть расположена по направлению «Центр – аэропорт». Мы рассматривали площадку за Камой, но это риски», – рассказывал пять лет назад гендиректор компании.

Для будущего переезда выставочного центра рассматривалось несколько вариантов локаций, среди которых была площадка на шоссе Космонавтов в районе офиса компании «Новомет» и участок около METRO Cash&Carry, а также эспланада. Но нового переезда за это время так и не произошло.

Через тернии к шуму.

После смены локации «Пермская ярмарка» начала искать свое место под солнцем в других территориях России. Команда проекта гордится тем, что имея штаб-квартиру в Перми, она может делать качественные и успешные проекты в других городах. А главное – поддерживать квалификацию выставочного оператора.

Одна из последних громких работ «Пермской ярмарки» – международная ярмарка современного искусства в России «Понаехали!». Она проводилась в Санкт-Петербурге в тяжелый 2020 год и родилась из АРТ-Перми. Сергей Климов в беседе с Business Class с восторгом в глазах рассказывает про флешмоб нашумевшего проекта: «За пять дней до открытия выставки попросили двухсот художников из Санкт-Петербурга встать на определенные точки вечернего Невского проспекта и одновременно начать его рисовать. Был жуткий холод в тот день. Каждому выделили определенный участок Невского, и художники своими глазами начали его писать. Во время открытия выставки мы взяли все картины, и у нас появилась масштабная инсталляция из 200 полотен. Посетители могли не только посмотреть самую крупную в России выставку современного искусства, но и увидеть Невский глазами художников».

Марка Урала. Главное выставочное объединение региона «Пермская ярмарка» отмечает 30-летие

г. Екатеринбург.


Суммарно команда «Пермской ярмарки» поработала уже с десятками городов. Среди них – Владивосток, Нижний Новгород, Оренбург, Казань, Москва и другие. Был и зарубежный опыт: в Риге, Париже и Лиссабоне. Сегодня «Пермская ярмарка» – один из ведущих операторов Екатеринбурга. Из 13 городских проектов «Ярмарка» организует три крупнейших: металлообработка и сварка, медицина и приступили к формированию выставки по горнодобывающим отраслям. Но представители выставочного объединения признаются: поначалу партнеры из других городов с опаской смотрели на совместное сотрудничество. Были случаи, когда и вовсе отказывали предоставлять площадку или закрывали ее за несколько дней до выставки. Постепенно все отношения удалось выстроить.

Выставка приглушила свет.

Пандемийная ситуация и новые антиковидные условия жизни стали еще одним испытанием в тридцатилетней истории «Пермской ярмарки». Бизнес столкнулся с тем, что доходы сократились более чем на треть, число мероприятий упало в два раза, посетителей стало в три раза меньше. По прогнозам Сергея Климова, вернуться к показателям 2019 года удастся лишь в 2024-2025 годах. Пока роста финансовых показателей и трафика посетителей нет. Несмотря на сложности, команде «Ярмарки» удалось приспособиться к текущим реалиям и попробовать выстроить работу в онлайн-направлении.

В ноябре на виртуальной площадке впервые прошла выставка «Образование и карьера». Тогда к дистанционному событию подключились 50 тысяч посетителей, из них больше половины прошли тесты, которые помогли абитуриентам определиться со специальностью. Затем будущие студенты связывались с высшими и средними учебными заведениями, задавали вопросы, уточняли детали поступления. Организаторы мероприятия отмечают, что несмотря на онлайн-формат удалось сохранить главную цель любой выставки – коммуникацию людей.

При этом Сергей Климов признается, что окончательного понимания, как выставочную деятельность переносить в интернет-пространство, пока нет. «Но есть понимание, в каком направлении нужно двигаться. У каждого проекта есть «удаленка», и мы стараемся правильно рассказывать о такой возможности тем, кто по каким-либо причинам не может к нам прийти. Мы начали пользоваться этим гораздо больше, и мир этим пользуется, но все-таки личное общение по-прежнему важнее», – констатирует он.

От перестановки локаций компетенция не теряется.

В ноябре АО «Корпорация развития Пермского края» и ООО «Красноборское» (входит в X5 Retail Group) заключили договор о продаже торгового центра по шоссе Космонавтов, 59, где на втором этаже располагается выставочное пространство «Пермская ярмарка». В планах у подконтрольной краевым властям компании разместить на объекте конгресс-холл. Отмечается, что само здание пройдет реновацию, а выставочный оператор расширит площади. Правда, как стало известно Business Class, будущее «Пермской ярмарки» в этой локации остается туманным.

Генеральный директор и один из основателей «Пермской ярмарки» Сергей Климов отметил, что после смены собственника нужно понимать, что именно КРПК хочет от этого пространства. Интересной для бизнеса территорию бывшего ТЦ делает и то, что здесь есть свободные для развития земельные участки. На них можно развивать инфраструктуру, которая станет неотъемлемой частью будущего конгресс-холла. Например, гостиницы, рестораны, парковки.

Команда «Пермской ярмарки» представила «Корпорации развития» свои предложения. По словам Сергея Климова, если региону нужен выставочный бизнес, то оптимально продолжить его развитие именно здесь. Среди озвученных идей по развитию территории – возможность соединить здание конгресс-холла с технопарком «Морион» через пешеходный переход над Транссибирской магистралью.

«Я заинтересован в том, чтобы у Перми появилась профессиональная выставочная площадка, на которой будет работать сильнейший. Мы однозначно будем участвовать во всех конкурсах и предложениях. Посмотрим, насколько сумеем доказать свои компетенции в дальнейшем. У нас есть опыт и качество», – прокомментировал Сергей Климов.

Звено в цепочке юбилея.

Сейчас город активно готовится к празднованию 300-летия Перми. Не обойдет стороной это событие и «Пермскую ярмарку». Команда заинтересована стать частью праздника, но пока власти Пермского края сотрудничества по этому направлению не предлагали. При этом представители «Пермской ярмарки» уверены, что выставочное пространство окажется в цепочке подготовки к 300-летию города.

«Мы можем многое: организовать большие выставки, показать город, сделать качественную застройку стендов, площадки, готовы организовать техническое представление и привлечь посетителей и участников из других городов. Готовы помогать в случае необходимости. Нам это, конечно же, интересно», – резюмирует планы Сергей Климов.

Поделиться:
Все новости компаний