Культура
  1. Культура
 13 декабря 2021, 13:38  

​Моноспектакль Тюменского БДТ «Новеченто» (16+) – размышление о смелости быть свободным

​Моноспектакль Тюменского БДТ «Новеченто» (16+) – размышление о смелости быть свободным

На сцене Пермского Театра-Театра спектакль «Новеченто. 1900-й» (16+) по пьесе Алессандро Барикко шел один вечер. После трех дней аншлага мюзикла «Семейка Аддамс» (16+), представленного Тюменским большим драматическим театром в Перми, играть моноспектакль «Новеченто. 1900-й» (16+) главному режиссеру Тюменского БДТ Сергею Осинцеву было довольно рискованно.

На сцене – лишь часть корабельной кормы, молчаливый рояль, деревянные ящики, зеркало и черно-белые телевизоры. Старые телеприемники, где, кажется, бесконечно, идут телесериалы для домохозяек, и «встречают» зрителей в зале, пока те рассаживаются на свои места. Крикливая ежедневная бытовая суета на кухне, сборы на работу и возвращение обратно – такой кажется со стороны жизнь семей за каждой дверью с черно-белых телеэкранов.

Но есть другая жизнь, где морской ветер раздувает паруса, а мелодия играет совсем другая. На огромном морском лайнере «Вирджиния», курсирующем между Европой и Америкой, судьба сводит двух музыкантов. Один – Дэнни Новеченто – родился прямо на этом корабле, его нашли в коробке с лимонами. И он никогда не сходил на берег.

Второй – трубач Тим Туни – играет здесь для публики и ведет свой разговор со зрительным залом со сцены. Главный режиссер ТБДТ Сергей Осинцев от лица Тима Туни знакомит публику с историей жизни неизвестного талантливого пианиста Дэнни Будмана Т. Д. Лемона Новеченто, время от времени перевоплощаясь в других участников истории – то в самого Новеченто, то в короля джаза Джелли Ролла Мортона, устроившего музыкальную дуэль на корабле, то в случайного пассажира, рассказавшего, о чем ему кричит океан.

Новеченто живет в своем особом мире, где музыка помогает ему передавать свои чувства. Знакомство Тима и Дэнни, например, произошло во время сильного шторма. Новеченто, несмотря на страшную качку, продолжал играть на рояле, пока инструмент от каждого крена корабля катался по всему танцевальному залу, чудом не врезаясь в стену.

Это одна из самых сильных сцен спектакля, как и музыкальная дуэль с королем джаза. И с актерской стороны они были сыграны безупречно. Но музыка звучала под фонограмму. А так хотелось бы, чтобы рояль на сцене заиграл. В мюзикле «Три товарища» Пермского Театра-Театра, например, пианист, играющий на рояле на сцене, – очень удачное решение.

Свобода в творчестве и в жизни – об этом размышляешь во время спектакля «Новеченто. 1900-й». Главный герой Дэнни как будто счастлив на корабле – он свободен в творчестве, создает и исполняет музыку, которую ему хочется, и эта музыка нравится публике. Но в какой-то момент он задумывается о том, чтобы преодолеть границы лайнера и сойти с трапа на берег, пересесть на другой «корабль» – открыть для себя весь мир и там, на земле, слушать, о чем кричит океан.

Но неизвестность мира пугает героя, и он, отказавшись преодолеть последнюю, третью ступеньку перед сходом на берег, возвращается на «Вирджинию». «Земля – слишком большой корабль для меня», – так объяснил свой поступок Новеченто. А голос океана он может слышать и здесь.

После этого повествование о жизни пианиста-легенды прерывается. Тим покидает корабль, а Новеченто остается на нем, не сходя с корабля даже годы спустя, когда «Вирджинию» списали и должны потопить. С одной стороны, Дэнни остается верен своей «родине», месту, где он родился и вырос, где был свободен. С другой, не может воспользоваться свободой в полной мере, испугавшись ее просторов.

Каждому дается в жизни шанс быть смелым и свободным, но границы у этой свободы могут быть разными. Как у Новеченто – размером с корабль. Или как у героев черно-белых телесериалов – с кухню. А может, эта свобода будет бескрайней, как море, и такой же беспощадной в шторм. Ответов на эти вопросы Тим Туни в исполнении Сергея Осинцева не дает. Он осторожен в оценках. Он дает зрителям право выбора. И «Браво!» за такую возможность.

Алессандро Барикко в предисловии к своей книге пишет, что «Сейчас, когда я вижу его вышедшим книгой, мне, скорее, кажется это произведение – нечто среднее между театральной постановкой и рассказом для чтения вслух. Не думаю, что существует название для текстов такого рода. В любом случае, это неважно. Мне кажется, это хорошая история, которая стоит того, чтобы ее прочитали». И это хорошая постановка ТБДТ, ее стоит посмотреть.

Декабрьские гастроли Тюменского большого драматического театра на сцене Театра-Театра, в рамках которых были показаны спектакли «Семейка Аддамс» (16+) и «Новеченто. 1900-й» (16+) – далеко не первые и не последние. На пресс-конференции, посвященной открытию гастролей, художественный руководитель ТТ Борис Мильграм поделился планами на программу обмена премьерами: как только на сцене Театра-Театра появится новая постановка, начнется работа над тем, чтобы ее вскоре увидели и в Тюмени. ТБДТ тоже готов привозить премьеры, тем более, что среди поклонников тюменского театра есть пермяки, которые регулярно преодолевают почти 700 км, чтобы встретиться с полюбившейся труппой.


Фото: Вадим Балакин // предоставлено Театром-Театром.

Все новости компаний