Дороги зовут! Откуда в Перми берутся деньги на дорожный ремонт

Дороги зовут! Откуда в Перми берутся деньги на дорожный ремонт
В городском бюджете на развитие дорог и дорожную отрасль запланировано более 18,8 млрд рублей на ближайшие три года. Рассказываем, какие объекты обновятся к 2024 году.

В декабре Пермская городская дума рассмотрит проект бюджета на следующий год и плановый период 2023-2024 годов. В преддверии принятия главного финансового документа Business Class публикует цикл материалов о бюджете. Рассказываем, как он формируется, что такое муниципальная программа и сколько денег потратят на развитие города.

Как формируется бюджет Перми?

Бюджет – это не просто смета расходов и доходов города. В нем отражены основные мероприятия по развитию Перми в ближайшие три года. Главный финансовый документ формируется на основе муниципальных программ. Каждая из них содержит подробный план по определенной отрасли: образование (на нее приходится более 14 млрд рублей в 2022 году, это более 30% всех расходов бюджета), транспортные перевозки, благоустройство, формирование комфортной городской среды и другие. Всего создано 20 программ.

Кто формирует бюджет?

Формирование бюджета на следующий год начинается задолго до утверждения его в думе. Работа идет практически весь год. Сначала администрация Перми представляет депутатам муниципальные программы, после их обсуждения и утверждения проходит так называемое «нулевое чтение» бюджета – мэрия представляет депутатам проект документа. Многоступенчатое обсуждение позволяет скорректировать проект до его рассмотрения на пленарном заседании, включить какие-то объекты или, наоборот, исключить излишние и несвоевременные траты. Депутаты вносят предложения, ориентируясь на наказы избирателей и проблемы в каждом округе.

Основные параметры трехлетнего бюджета:

В 2022 году доходы бюджета составят 43,6 млрд рублей, в 2023 году – 43,7 млрд рублей, в 2024 году – 39,5 млрд рублей. Расходы запланированы в размере по 45,9 млрд рублей в 2022-2023 годах, в 2024 году – 38,9 млрд рублей. С 2024 года планируется перейти на бездефицитный бюджет с погашением муниципального долга к 2026 году.

К работе с муниципальными программами подключаются аудиторы Контрольной-счетной палаты и Управления экспертизы и аналитики гордумы. Именно они штудируют финансовые показатели и следят за тем, чтобы деньги тратились обоснованно. Если в бюджете заложены средства на проектирование дороги, то эксперты проверят, возможно ли строительство магистрали в этом месте, обоснована ли цена контракта и нет ли противоречий с другими расходами.

Важная часть обсуждения бюджета – публичные слушания. Они проходят с участием депутатов, экспертов и жителей города. Все предложения мэрия при доработке проекта старается учитывать. Затем бюджет проходит два чтения в думе, каждый раз перед пленарным заседанием народные избранники изучают изменения на заседаниях комитетов. В окончательном чтении бюджет примут в декабре. Доходная и расходная части бюджета могут меняться в связи с дополнительными поступлениями в казну или, наоборот, новыми проектами или обязательствами. Любые корректировки проходят через думу.

В каждом материале «bc» будет рассказывать об одной сфере. Сегодня – об одной из вечных тем: дорогах. Объясняем, сколько стоит отремонтировать дороги Перми и почему их так много.

Пермь – один из самых протяженных городов России. Краевая столица расположена на площади в 799,7 кв. км, занимая по этому показателю четвертое место в стране. Для сравнения: площадь Монако почти в 400 раз меньше.

Протяженность автомобильных дорог местного значения на территории города – 2193,9 км. Это сопоставимо с длиной местных дорог соседних Ижевска и Уфы вместе взятых. Площадь тротуаров в Перми составляет около 2 млн кв. м.

Дороги зовут! Откуда в Перми берутся деньги на дорожный ремонт

Что уже сделано?

В последние годы власти серьезно взялись за строительство и ремонт дорог. Ежегодно в городе ремонтируется порядка миллиона квадратных метров дорог, появляются новые артерии.

В текущем году отремонтировано около 1,1 млн кв. метров дорог. На эти цели из бюджетов разных уровней выделили 1,4 млрд рублей. Среди крупных дорожных проектов этого года – реконструкция улиц Героев Хасана, Карпинского (I этап), Краснополянской, строительство нового полотна по ул. Маршала Жукова и ул. Лесной.

В рамках реализации проекта «Малые дела» в этом году отремонтировано девять дорожных объектов районного значения. Общая площадь обновленных участков – 125 тыс. кв. метров. Об этом сообщили в администрации города. В Кировском районе ремонт прошел на участках улиц Закамской и Магистральной, в Орджоникидзевском районе – участка улицы Академика Веденеева, в Свердловском районе – участка улицы Пионерской. Эти объекты отремонтированы в связи со сложившейся экономией в рамках конкурсных процедур. Ранее приемки прошли на участках улиц Окулова, Кировоградской, Якова Свердлова, Репина, Газеты «Звезда».

Что будут делать?

Конкурсы по определению подрядчиков для ремонта дорог проводятся заранее. Чтобы в следующем году дорожники оперативно вышли на объекты, требуется утвердить бюджетные расходы. К примеру, объекты по национальному проекту и подрядчиков для ремонта определили еще летом.

Дмитрий Малютин, председатель Пермской городской думы:

– В последние годы твердо вышли на объемы дорожного ремонта в 1 миллион квадратных метров ежегодно. Да, у нас есть мощная поддержка в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», но и своих средств мы вкладываем немало. Задача максимум – к 2023 году доля автодорог, отвечающих нормативам, должна достичь 85%.

В Ленинском районе в 2022 году планируется отремонтировать ул. Клименко от ул. Ленина до ул. Пушкина, ул. Окулова от Комсомольского проспекта до ул. Попова, в 2023 году – ул. Борцов Революции от ул. Спешилова до ул. Лабинской. В Мотовилихе в следующем году отремонтируют участок ул. Технической от ул. Дружбы до ул. Тургенева, ул. Металлистов от ул. КИМ до ул. Чехова. В 2023 году – участки улиц Славянова, Лифанова, Восстания. Запланированы и другие работы. Всего в перечне нацпроекта в Перми – 21 объект на 2022 год и 16 – на 2023-й.

В ближайшие годы продолжится ремонт центральных улиц – Ленина и Комсомольского проспекта, продолжится реконструкция ул. Карпинского. Уже в декабре планируется начать работы по продлению ул. Крисанова. Этот проект городские власти передали на уровень края, как и проект по ул. Строителей. Несмотря на это, дорожные объекты в черте города находятся под пристальным вниманием городских депутатов.

Ремонт и обустройство новых городских скверов также финансируются в рамках дорожных муниципальных программ. На средства городского бюджета в 2022 году власти планируют завершить работы в бульваре Советской Армии, построить четыре детские площадки. Одна из них будет предназначена для занятий физкультурой и гимнастикой, три – для отдыха, тихого отдыха. В планах начать ремонт сквера по ул. Яблочкова, продолжить ремонт сквера по ул. Гашкова. В следующем году планируется завершить реконструкцию эспланады – сейчас выполнено 50% работ на последнем участке (66-й квартал). Кроме того, стоит задача – начать реконструкцию набережной правого берега Камы в Кировском районе, рассказал исполняющий обязанности директора МКУ «Пермблагоустройство» Александр Косов.

Сколько потратят на ремонт дорог?

Расходы по муниципальной программе «Организация дорожной деятельности в Перми» составляют 12,3 млрд рублей на трехлетку, а по программе «Развитие автомобильных и дорожных сооружений» – еще 6,5 млрд рублей. Эти средства предусмотрены в городском бюджете. Кроме того, деньги на пермские дороги заложены в федеральной и региональной казне.

Расходы по муниципальным программам на дорожную отрасль (в млрд рублей).

2022 2023 2024
Программа «Организация дорожной деятельности в Перми» 5,6 3,5 3,2
Программа «Развитие автомобильных и дорожных сооружений» 2,4 1,8 2,3

Данные: бюджет Перми.

Что почувствуют горожане?

Новые отремонтированные проезды, тротуары, парковки должны отразиться на качестве автомобильного движения. В муниципальных программах заложены показатели, которые позволят понять: дороги изменились к лучшему. В 2023 году доля дорог в нормативном состоянии должна достигнуть 85%. Сейчас этот показатель несколько выше 78%. К 85% должны приблизиться показатели освещенных участков дорог и пешеходных частей. Все это позволит, в том числе, снизить аварийность на дорогах.

Все новости компаний