Культура
  1. Культура
 24 ноября 2021, 11:00   5203

​Вперед, робот. Пермь готовится к массовому производству роботов

​Вперед, робот. Пермь готовится к массовому производству роботов

Пермь из родины крупнейшего производителя сервисных роботов в Европе становится еще и городом, где массово готовят создателей роботов. Ежегодно свыше полусотни специалистов-робототехников будет выпускать пермский политех. Сейчас больше 20 человек из разных стран учатся в онлайн-магистратуре и в два с половиной раза больше – очно. Через четыре года эти студенты получат дипломы бакалавров по новому направлению «Сервисные роботы и робототехнические системы».

Новые специальности в ПНИПУ появились не без непосредственного участия пермского стартапа – компании «Промобот». Меньше десяти лет назад молодые специалисты собрали в гараже на окраине Перми своего первого робота, а сегодня руководство компании планирует, что через четыре года у них будет постоянно открыто около сотни новых вакансий.

«Безусловно, мы будем выпускников политеха нанимать. Но вообще это для рынка. Нам столько тоже нужно, но если они к нам не придут – ничего страшного. Есть множество компаний, где эти навыки и компетенции можно применять. Уже сейчас студенты этой специальности делают стартапы: создали робота, который предотвращает пожары газопроводов, сделали робота, который может работать тренером», – рассказал изданию сооснователь компании «Промобот» Олег Кивокурцев.

На новой специальности преподают в том числе и действующие сотрудники «Промобота», а в онлайн-магистратуре учатся два студента из Японии – страны, где существует настоящий культ роботов. «Мы совместно с политехом реализовали единственную в мире онлайн-магистратуру по робототехнике, построили лабораторию сервисных роботов в политехе. И сегодня там обучаются студенты для того, чтобы целям нацпроекта «Образование» соответствовать», – рассказал Олег Кивокурцев.

Вообще говорить о том, что все взаимодействие и развитие пермской робототехники идет исключительно в рамках нацпроектов «Образование» и «Наука и университеты», а также федерального проекта «Кадры», нельзя. Помимо подготовки кадров для отрасли необходимо и продвигать продукт на рынке. И здесь подключаются связи из нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», благодаря которому тот же «Промобот» стал резидентом «Сколково».

«Мы поставляем наше оборудование в кинотеатры, торговые центры, бизнес-центры, МФЦ, туда, где есть большое скопление людей. В период пандемии эта индустрия была переведена на локдаун, у нас резко упали заказы, и мы выпустили новые продукты: термостанции и сканеры, которые позволили нам выполнить планы по выручке. В 2021 году ограничения сняли, но у представителей индустрии нет денег – они вышли из кризиса и пока не успели накопить достаточно, чтобы покупать роботов. И мы начали поставлять роботов в индустрию образования. Индустрия образования меньше пострадала от пандемии. Мы идем по плану, показатели выручки у нас выполняются. Проблемы на рынке есть, но мы их решаем», – пояснил Олег Кивокурцев.

Пандемия хоть и сказалась на пермской робототехнике, но не нанесла хоть сколько-нибудь значительного урона. Наоборот, работа в непростых условиях показала гибкость компании и тот факт, что перспективное направление остается востребованным при любых условиях. Вообще, робототехника даже на IT-рынке стоит немного в стороне. Например, в условиях, когда подавляющее большинство разработчиков по всему миру перешли на удаленный режим работы, в «Промоботе» лишь менее 10% сотрудников работают вне офиса. Связано это со спецификой продукта, когда одного взаимодействия с программным обеспечением недостаточно. Именно по этой же причине знаний, которыми обладали, например, выпускники специальности АСУ (автоматизированные системы обработки информации) было недостаточно.

«Основное отличие от других специальностей – это появление новых методических программ. Например, на АСУ не изучают системы навигации, на АСУ не изучают мехатронику. Вообще, если максимально сузить отличия, то на новой специальности «Сервисные роботы и робототехнические системы» изучают мехатронику. Потому что робототехника – это электроника, программирование и механика. А на АСУ только программирование и электронику изучают», – добавил Кивокурцев.

Создатель пермских роботов до сих пор считает свою компанию стартапом (основана в 2013 году), но при этом не исключает вероятности того, что «Промобот» станет поглощать стартапы студентов, которые учатся на специальности «Сервисные роботы и робототехнические системы». Впрочем, не исключено, что какой-то новый студенческий стартап через несколько лет станет прямым конкурентом действующей пермской компании. Вероятно, в том числе поэтому часть информации о будущих роботах держится в секрете до их предстоящего релиза.

«Мы планируем в следующем году продолжить выпускать сервисных роботов и новые решения. Мы представим новую модель робота, но пока не скажу, как и для чего. Ну и, конечно, мы планируем вырасти по выручке на 50%», – говорит сооснователь «Промобота».


Фото Вадима Ахметова.

Поделиться:
Все новости компаний