Побег из города. Спрос на индивидуальное жилье в Прикамье увеличился почти наполовину

Побег из города. Спрос на индивидуальное жилье в Прикамье увеличился почти наполовину
Прикамцам надоели стены. Выход – индивидуальные дома за чертой города, которые стали раскупать куда охотнее. Но эксперты утверждают, что рынок к этому оказался не готов: качество предложения в редких случаях достойно внимания.
Автор:

В коронакризисный год особую популярность в России приобрела жизнь за пределами городов. Прикамье не стояло в стороне и следовало за трендом. Аналитики компании «Авито Недвижимость» отметили, что по итогам 2020 года прирост спроса на загородные дома, коттеджи и дачи составил 47% (в отдельные месяцы этот показатель и вовсе доходил до 77%). Желающих прибрести земельные участки тоже прибавилось – на 21%. В самый разгар пандемии эксперты отметили, что у людей на ментальном уровне сформировалось идея сбежать из города.

Но предложение не успевало за спросом ни количественно, ни качественно. Региональные эксперты уверены – людям действительно захотелось пожить подальше от цивилизации. Но с привычными удобствами. А рассчитывать они могли чаще всего на привычные всем, но морально устаревшие дачи и садовые домики и в меньшинстве случаев – на дома в частном секторе в черте города либо пригороде.

«В 2020 году основной тренд по всей России – это активный рост спроса на загородную недвижимость: как готовые дома, так и земельные участки. Причем спрос смещается в сферу высокой готовности. Можно с уверенностью утверждать, что тренд сохранится и получит свое дальнейшее развитие в ближайшие два-три года. Но, к сожалению, как выяснилось, региональные рынки были к этому не готовы», – рассказал Business Class Валерий Лукинов, академик МАИН и эксперт рынка малоэтажной недвижимости.

Для Пермского края причина кроется в самой специфике развития проживания за городом. В самом начале 2000-х годов перед жителями региона открылись возможности по покупке земельных участков, ведь среди них присутствовали и относительно недорогие. Но за вложением средств часто не следовало ничего. Участки пустовали, на каких-то появлялись небольшие деревянные дома, где-то разбивались дачные поселки с некруглогодичным пребыванием (к таким хотя бы протягивали электричество). К 2005 году наметилось движение – все чаще звучало модное слово «коттедж». Хотя что это такое, до конца никто не понимал. Порой и компании, которые те самые «коттеджи» строили. Тем не менее тут и там, чаще всего втыкаясь в территории уже существующих СНТ и дачных кооперативов, появлялись основательные дома. Безусловно, они впечатляли, ведь рядом с ними стояли простые дачные домики, которые люди порой строили десятилетиями, во время отпусков. А здесь организованно, по плану возводили чудо из кирпича с двухметровым забором. С тех пор рынок индивидуального жилья менялся крайне неохотно. Он будто бы распался на две четкие парадигмы: с одной стороны – массовый рынок дачных построек, с другой – элитарные коттеджи. Первое старалось быть организованным, хоть и простым, второе могло появиться хоть в чистом поле, зато чрезвычайно превосходило свои аналоги по качеству. Но что если попытаться совместить две этих ветви недвижимости?

Так и появились коттеджные поселки, без каких-либо преувеличений – квинтэссенция первого и второго, периодически впадающая в крайности. У части девелоперов действительно получилось показать людям, что можно строить коттеджи на определенной, четко выделенной для этого территории. И все же осталась еще одна нерешенная проблема: застройка внутри таких поселков по-прежнему хаотична. Разные архитектурные стили, высота, расположение домов на участках – все это оставляет ощущение беспорядочности. Кроме того, никуда не делся подход – сейчас я куплю землю, а дом буду понемногу строить. А это занимает годы. Прибавим сюда инфляцию, колебания валюты, доступность стройматериалов и тому подобные проблемы и получим явный перерасход как времени, так и средств.

Побег из города. Спрос на индивидуальное жилье в Прикамье увеличился почти наполовину

Сегодня в Пермском крае назрели перемены, для которых пандемия стала триггером. Застройщики загородных домов стали предлагать индивидуальные дома комплексно, учитывая локацию поселка, отдельных земельных участков внутри него, а также проводя работы над подключением к инженерным коммуникациям и по разработке общего плана поселка. Другой момент – пока таких в регионе единицы. Анализируя рынок, можно найти яркие примеры того, к чему загородному девелопменту стоит стремиться, один из них – поселок «GOLD FISH». Он находится примерно в 28 километрах от краевого центра, на берегу залива реки Сылвы, и обладает всей инфраструктурой для комфортной жизни. Газ, электричество, водоснабжение, сюда дотянули даже интернет. Зимой жители «GOLD FISH» могут отправиться на горнолыжные трассы в курорте «Жебреи», расположенном по соседству. Девелопер учел и потребность обитателей поселка в летнем отдыхе, отсыпав 400-метровый галечный пляж на берегу Сылвы. В разговоре с Business Class собственник пояснил, что поселок с самого начала задумывался как полноценный девелоперский проект. Это подразумевает автономное, самостоятельное жилое поселение. Проектом предусмотрен солидный объем инвестиций, задача которых – обеспечить для покупателей земельного участка комфортные условия проживания как в городской квартире. Есть и свои правила – застройка регламентируется единым архитектурным стилем альпийского шале.

«К реализации нашего проекта мы подошли системно, разбили ее на определенные этапы, начиная от формирования земельных участков (поселок входит в состав деревни Жебреи, вид разрешенного использования земельных участков – индивидуальное жилищное строительство) до создания асфальтированной дороги с уличным освещением, подводом всех инженерных сетей до каждого участка. Уже сейчас поселок охраняется, работает КПП, ведется видеонаблюдение, осуществляется чистка дорог. В настоящий момент участки на территории поселка полностью готовы к застройке», – отметила Светлана Зинатова, коммерческий директор поселка «GOLD FISH».

Побег из города. Спрос на индивидуальное жилье в Прикамье увеличился почти наполовину

Здесь стоит отметить, что это все же жилье элитного класса. Можно ли тогда говорить о том, что свой коттедж для постоянного проживания за городом все еще скорее предмет роскоши, чем доступная альтернатива квартире в новостройке? Регина Давлетшина, директор S.Research&Decisions, считает, что это уходит в прошлое.

«Загородный дом с элитарностью сегодня ассоциируется все меньше и меньше, ведь цена квартиры в городе фактически равна стоимости дома. Средняя стоимость квартиры в городе составляет 4-4,5 млн рублей. Сегодня это не считается неподъемной суммой. Кроме того, существуют льготные кредиты на загородную застройку и в целом ипотечное кредитование в сегменте загородного строительства не стоит на месте», – считает г-жа Давлетшина.

Как отметила эксперт, загородный девелопмент сейчас в активной фазе сегментирования. Сейчас там происходят процессы, схожие некогда с многоквартирным: появляются «продукты», ориентированные на разные целевые аудитории. Здесь в качестве примера можно привести коттеджный поселок «Лебединая Бухта».

Он находится уже подальше от региональной столицы, но при этом время в пути не составит более 40 минут, так как трасса в этом направлении не загружена. «Лебединая Бухта» входит в состав поселка Усть-Качка. Последний известен среди жителей края благодаря одноименному курорту, инфраструктура которого всегда находится в распоряжении жителей индивидуальных домов. Вновь девелопер решил ответственно подойти к выбору локации, подобрав для строительства коттеджей теплый залив реки Камы в окружении лесного массива. Также на каждом земельном участке сделаны точки подключения водоснабжения, электричества и газа. Здесь цена за сотку стартует от 45 тыс. рублей и доходит до 100 тыс. рублей, в зависимости от локации участка в поселке (чем ближе к берегу, тем дороже). Представитель застройщика поселка рассказал, что самым ходовым товаром являются земельные участки в десять соток.

«Мы подвели центральный водопровод и магистральный газ до каждого участка, обустроили качественные внутрипоселковые дороги. В нашем поселке уже есть постоянные жители, которые живут круглый год. Они на себе оценили важность наличия точек подключения непосредственно на участке. Кроме того, на выбор участка именно в «Лебединой Бухте» влияет живописность природы. Помимо красивого вида на залив Камы, на большей части участков растут сосны и ели, которые создают неповторимую атмосферу. В этом году планируем обустроить пляж, построить детскую площадку и дооформить въездную группу», – поделился Павел Веселков, директор по продажам коттеджного поселка «Лебединая Бухта».

Так на рынке загородного строительства Прикамья начинают появляться серьезные заявки на создание современных самодостаточных мест для постоянного проживания. Несмотря на то, что пермский рынок пока отстает по качеству и количеству от столичного региона, отмечает Валерий Лукинов, в Пермском крае благодаря подобным проектам рынок индивидуального жилья развивается в полноценное и самодостаточное явление. Тот факт, что региональные девелоперы стали подходить к загороду более осознанно, говорит о многом.

Но работы у специалистов по загородной жизни еще много. Сейчас рынок подошел к своеобразной точке бифуркации. И если задать ему нужное направление, система сможет перейти на качественно новый уровень. Но для того чтобы так случилось, необходимо уходить от «традиции» хаотичной застройки, уверены эксперты. А значит, будущее остается за организованной загородной застройкой.

Не пропустите:Как быстро они растут. Цены на жилье в Прикамье не останавливаются18 марта 2021, 07:00
Все новости компаний