Мэрия Перми обсуждает с перевозчиками перераспределение объема работы по действующим контрактам

Мэрия Перми обсуждает с перевозчиками перераспределение объема работы по действующим контрактам
В январе убытки транспортной отрасли Перми составили почти 200 млн рублей, в феврале ситуация улучшилась. Следующим шагом к сокращению кассового разрыва может стать уменьшение объемов работы перевозчиков в 2021 году.
Автор:

В январе 2021 года поступления в бюджет Перми от платы за проезд в общественном транспорте составили 264 млн рублей, а оплата по контрактам с перевозчиками – 460 млн рублей. Таким образом, за месяц отрасль принесла убыток 196 млн рублей. Пассажиропоток оказался на 15% ниже по сравнению с январем 2020 года. Об этом рассказал начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин на заседании профильной депутатской комиссии. По его словам, в феврале ситуация улучшилась: доходы выросли, и кассовый разрыв сократился до 179 млн рублей по итогам месяца.

Анатолий Путин также сообщил об оснащении транспорта автоматической системой учета пассажиропотока (АСУП), которая включает в себя датчики входа-выхода пассажиров над дверями в салон. Ее внедрение – часть контроля за оплатой проезда: если АСУП фиксирует заметно больше человек, чем приобретено билетов, это сигнализирует о безбилетниках на маршруте.

В Перми это пока теоретическая ситуация, так как идет отладка системы. По данным мэрии, в январе датчиками были оснащены 632 автобуса из 712. Посредством них учтено 82% от числа оплаченных поездок. В трамваях этот показатель составил 10%, АСУП установлена в 22 вагонах (28% парка). В феврале внедрение системы в транспорте продолжилось, и в целом в ней зафиксировано 97% оплаченных поездок.

Председатель депутатской комиссии Александр Филиппов поинтересовался, когда АСУП будет внедрена на всем городском транспорте за исключением тех трамваев, которые в ближайшее время планируется заменить новыми. Анатолий Путин ответил, что АСУП в полном объеме заработает в течение 2021 года. Что касается обновления парка электротранспорта, в бюджете предусмотрены средства на приобретение 22 трамваев. Однако, как пояснил Business Class г-н Путин, прежде чем проводить закупку, планируется дождаться приема и рассмотрения заявок на обновление транспорта по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Дооснащение датчиками автобусов, по словам чиновника, обсуждалось с перевозчиками. «Они попросили тайм-аут, поскольку сейчас ведутся переговоры о сокращении объемов транспортной работы в рамках заключенных контрактов. В случае принятия такого решения могут высвободиться автобусы. Соответственно, не будет необходимости сейчас ставить на них датчики», – рассказал Анатолий Путин депутатам.

Депутат Сергей Богуславский отметил, что контрактами с перевозчиками предусмотрены штрафы, если АСУП работает с погрешностью более 7%. Г-н Путин ответил, что по данному пункту на подрядчиков наложены санкции в размере 1,7 млн рублей. К следующему заседанию комиссии департамент представит детальную информацию о внедрении АСУП.

Лидер фракции «Справедливая Россия» в гордуме Вероника Куликова подняла вопрос об изменении правил бесплатной пересадки. Такая возможность теперь предоставляется только при покупке билета безналичным способом. Кроме того, бесплатная пересадка не работает в рамках одного и того же маршрута. Новшества вступили в силу с 1 марта. По словам депутата, к ней поступают жалобы от жителей на изменение правил. С аналогичными вопросами обращались пермяки и к другим депутатам. Заместитель главы администрации Перми Анатолий Дашкевич выразил готовность подробно обсудить тему на отдельном совещании, с чем члены комиссии согласились.

В мэрии нововведения объясняют необходимостью контроля за тем, чтобы пересадкой пользовался именно тот пассажир, который приобрел первый билет. А также тем, что бесплатные пересадки введены для компенсации изменений маршрутной сети. Они не предназначены для совершения двух поездок (туда и обратно) по одному билету. Еще одна мера сокращения кассового разрыва в транспортной отрасли в 2021 году наряду с изменением правил бесплатной пересадкой и усилением контроля за оплатой проезда (в том числе с помощью АСУП) – сокращение объема транспортной работы. Как пояснил «bc» Анатолий Путин, речь идет о перераспределении оплаты по долгосрочным контрактам с 2021 года на последующие. По его словам, сейчас пассажиропоток по-прежнему ниже «докоронавирусного» уровня, и целесообразно перенести часть объемов на период, когда, по прогнозам, мобильность жителей будет расти.

Сумма предполагаемой экономии в 2021 году пока не определена. По словам собеседника, целевого значения в денежном выражении нет. «Мы понимаем, что за счет сокращения объема транспортной работы полностью кассовый разрыв все равно не закроем. Задача – привести объем транспортной работы в соответствие с пассажиропотоком. Точно не рассматриваем варианты укорачивания и закрытия маршрутов, а также не планируем менять класс транспортных средств. Сейчас анализируется расписание движения: мы смотрим загрузку всех маршрутов по часам и выявляем рейсы с низкой загрузкой в межпиковые часы и (или) в выходные дни. Например, исходя из этого было введено тактовое расписание в выходные на маршруте №40», – рассказал Анатолий Путин.

Александр Филиппов считает, что при грамотном подходе сокращение объемов транспортной работы – действенный метод балансировки экономики отрасли. «Мы видим, что в последнее время кассовый разрыв составлял около 200 млн рублей в месяц. В феврале удалось сократить его на 10%, но в то, что эта динамика сохранится без дополнительных мероприятий, верится с трудом», – отметил он. Депутат подчеркнул, что сокращение объема транспортной работы должно происходить за счет тех рейсов, где есть полупустые автобусы.

В конце 2020 года возможное сокращение объемов транспортной работы оценили в 400 млн рублей. Сейчас, по словам Анатолия Путина, требуется проанализировать ситуацию заново. «Представленный тогда вариант было рассчитан под пассажиропоток «второй волны» пандемии. Сейчас число поездок больше, поэтому необходимые объемы работы пересчитывают, чтобы не уменьшить объемы слишком сильно», – акцентировал он.

Все новости компаний