На протяжении почти ста лет сеть общественного транспорта Перми постоянно развивалась, и сегодня она практически добралась до всех уголков города.
Весь общественный транспорт краевой столицы ходит по определенному расписанию и маршруту, которые позволяют пассажирам заранее спланировать свой путь. Однако почти сотню лет назад город еще не мог похвастаться надежным и регулярным транспортом.
***
1910-1920 годы.
Решение о строительстве трамвайных путей в Перми было принято в 1913 году, их длина составила 16,41 км. Спустя четыре года было построено трамвайного депо на 40 вагонов, но из-за революции и Гражданской войны этот проект не был завершен до конца.
1920-1930 годы.
Во второй половине 1920-х годов центральные улицы Перми еще мало чем отличались от дореволюционных, однако новые власти постепенно преображали их. В 1925 году был построен коммунальный мост через реку Егошиху, связавший между собой Разгуляй и Городские горки. В 1926-1930 годах в Перми было выложено брусчаткой 13 километров дорог, восстановлены или приведены в порядок все общественные сады и скверы.
Автобус маршрута 1, 1928-29 гг.В 1930-е годы инфраструктура города продолжала развиваться ускоренными темпами. В 1931-1938 годах замощено уже более полумиллиона квадратных метров дорог, заасфальтировано около 50 тысяч квадратных метров тротуаров. Модернизация коммунальной сферы позволила улучшить бытовые условия жителей города. В 1937 году было окончено строительство водопровода, все дома электрифицированы, а уличное освещение появилось и в пригородах Перми.
Общий вид трамвая и железного моста в районе Разгуляя.
Параллельно с этим развивалась транспортная сеть. В 1926 году в городе появились первые пассажирские автобусы, следовавшие по маршруту от вокзала Пермь II до Мотовилихи. Позднее, в 1929 году, под руководством инженера Половникова была построена и первая трамвайная линия. 7 ноября 1929 года один из шести моторных вагонов, прибывших в Пермь из Москвы, связал Мотовилиху с центром города. После торжественных мероприятий в честь открытия и произнесения официальных речей в первый рейс отправился председатель Горсовета М.П. Овчинников. Стоит отметить, что в прокладку трамвайной линии, протяженность которой составила 13,2 километра, значительный вклад внесли сами горожане во время регулярных субботников.
К 1930 году трамвайная линия была продлена до вокзала Пермь II. Тогда же вагоны стали ходить и по улице Карла Маркса, а двумя годами позже стартовали работы по запуску третьей линии – от улицы Толмачева до лесокомбината «Красный Октябрь». Таким образом, к началу 30-х годов Пермь имела сеть из двух видов общественного транспорта, а накануне войны в городе наконец появились и такси.
Трамвай сворачивает на ул. Толмачева. 1960 г.
1950-1960 годы.
В послевоенные годы в Перми ускорилось развития транспортной сферы. Возле «Красного Октября» началось строительство нового депо на 50 вагонов. Первые цельнометаллические вагоны стали использоваться в Перми с 1948 года. Во второй половине 50-х годов новая трамвайная линия протяженностью 5,2 километра связала поселок Громова с Центральным рынком, где соединилась с линией до Осенцов. Трамваи пошли и по вновь построенной дамбе через реку Егошиху в Мотовилихинский район. В 1960 году на линию вышел первый пермский троллейбус, соединивший Комсомольскую площадь и сад Решетникова.
Троллейбус маршрута № 1 во время остановки у Комсомольской площади. Фотография.Середина 1960-х гг.За десять послевоенных лет городской автобусный парк вырос в шесть раз: к концу 50-х годов протяженность городских маршрутов составила 83 километра. Движение происходило по маршрутам «Пермь II – сад им. Свердлова», «Пермь II – КамГЭС», «Пермь II – Гайва», «Пермь II – Велозавод», «Улица Карла Маркса – Балатово» и «Улица Карла Маркса – Городок». В 1948 году в городе появились и первые легковые такси. За десять лет их количество увеличилось более чем в 50 раз.
А как же метро?
Строительство метрополитена в Перми предполагалось с 70-х годов. Вплоть до 1991 года составлялось технико-экономическое обоснование и велось проектирование. Также был выполнен некоторый объем подготовительных работ. Однако в связи со сложным экономическим положением планы строительства метрополитена были отложены.
В 2001 году Пермь включили в Федеральную программу строительства и развития метрополитена. В 2005 году планировалось начать рабочее проектирование и создание строительного задела. Непосредственно строительство должно было стартовать спустя пару лет, а сдать первый участок планировали в 2015-2020 годах. Но, как мы знаем, этим планам не было суждено сбыться. В связи с отсутствием финансирования работы так и не начались, и никаких предпосылок, что в будущем они возобновятся, нет.
Наши дни.
Что касается трамваев, то городские власти оценили затраты на модернизацию трамвайной инфраструктуры в 7,5 млрд рублей. Предполагается, что средства пойдут на модернизацию старых и строительство новых трамвайных путей, а также на обновление подвижного состава. В 2020 году планируется завершить прокладку путей на ул. Революции и начать строительство трамвайной линии между станциями Пермь II и Пермь I. В 2021 году власти намерены приступить к строительству участка от Перми I до ТПУ «Мотовилиха», а в 2023 году – от ул. Куфонина до Перми II. Завершение первого этапа планируется в 2022 году, второго – в 2023-м, третьего – в 2025-м.
Редакция Business Class выражает благодарность Государственному архиву Пермского края за предоставленные фотографии.