Город
  1. Город
 01 февраля 2020, 12:00   8254

Назад в будущее. Рассказываем и показываем историю общественного транспорта Перми

Назад в будущее. Рассказываем и показываем историю общественного транспорта Перми
Business Class продолжает серию ретроспективных материалов, посвященных Перми. На этот раз в центре внимания – появление и развитие общественного транспорта.
Автор:

На протяжении почти ста лет сеть общественного транспорта Перми постоянно развивалась, и сегодня она практически добралась до всех уголков города.

Весь общественный транспорт краевой столицы ходит по определенному расписанию и маршруту, которые позволяют пассажирам заранее спланировать свой путь. Однако почти сотню лет назад город еще не мог похвастаться надежным и регулярным транспортом.

***

1910-1920 годы.

Решение о строительстве трамвайных путей в Перми было принято в 1913 году, их длина составила 16,41 км. Спустя четыре года было построено трамвайного депо на 40 вагонов, но из-за революции и Гражданской войны этот проект не был завершен до конца.

1920-1930 годы.

Во второй половине 1920-х годов центральные улицы Перми еще мало чем отличались от дореволюционных, однако новые власти постепенно преображали их. В 1925 году был построен коммунальный мост через реку Егошиху, связавший между собой Разгуляй и Городские горки. В 1926-1930 годах в Перми было выложено брусчаткой 13 километров дорог, восстановлены или приведены в порядок все общественные сады и скверы.

Назад в будущее. Рассказываем и показываем историю общественного транспорта Перми

Автобус маршрута 1, 1928-29 гг.


В 1930-е годы инфраструктура города продолжала развиваться ускоренными темпами. В 1931-1938 годах замощено уже более полумиллиона квадратных метров дорог, заасфальтировано около 50 тысяч квадратных метров тротуаров. Модернизация коммунальной сферы позволила улучшить бытовые условия жителей города. В 1937 году было окончено строительство водопровода, все дома электрифицированы, а уличное освещение появилось и в пригородах Перми.

Назад в будущее. Рассказываем и показываем историю общественного транспорта Перми

Общий вид трамвая и железного моста в районе Разгуляя.


Параллельно с этим развивалась транспортная сеть. В 1926 году в городе появились первые пассажирские автобусы, следовавшие по маршруту от вокзала Пермь II до Мотовилихи. Позднее, в 1929 году, под руководством инженера Половникова была построена и первая трамвайная линия. 7 ноября 1929 года один из шести моторных вагонов, прибывших в Пермь из Москвы, связал Мотовилиху с центром города. После торжественных мероприятий в честь открытия и произнесения официальных речей в первый рейс отправился председатель Горсовета М.П. Овчинников. Стоит отметить, что в прокладку трамвайной линии, протяженность которой составила 13,2 километра, значительный вклад внесли сами горожане во время регулярных субботников.

К 1930 году трамвайная линия была продлена до вокзала Пермь II. Тогда же вагоны стали ходить и по улице Карла Маркса, а двумя годами позже стартовали работы по запуску третьей линии – от улицы Толмачева до лесокомбината «Красный Октябрь». Таким образом, к началу 30-х годов Пермь имела сеть из двух видов общественного транспорта, а накануне войны в городе наконец появились и такси.

Назад в будущее. Рассказываем и показываем историю общественного транспорта Перми

Трамвай сворачивает на ул. Толмачева. 1960 г.

1950-1960 годы.

В послевоенные годы в Перми ускорилось развития транспортной сферы. Возле «Красного Октября» началось строительство нового депо на 50 вагонов. Первые цельнометаллические вагоны стали использоваться в Перми с 1948 года. Во второй половине 50-х годов новая трамвайная линия протяженностью 5,2 километра связала поселок Громова с Центральным рынком, где соединилась с линией до Осенцов. Трамваи пошли и по вновь построенной дамбе через реку Егошиху в Мотовилихинский район. В 1960 году на линию вышел первый пермский троллейбус, соединивший Комсомольскую площадь и сад Решетникова.

Назад в будущее. Рассказываем и показываем историю общественного транспорта Перми

Троллейбус маршрута № 1 во время остановки у Комсомольской площади. Фотография.Середина 1960-х гг.


За десять послевоенных лет городской автобусный парк вырос в шесть раз: к концу 50-х годов протяженность городских маршрутов составила 83 километра. Движение происходило по маршрутам «Пермь II – сад им. Свердлова», «Пермь II – КамГЭС», «Пермь II – Гайва», «Пермь II – Велозавод», «Улица Карла Маркса – Балатово» и «Улица Карла Маркса – Городок». В 1948 году в городе появились и первые легковые такси. За десять лет их количество увеличилось более чем в 50 раз.

А как же метро?

Строительство метрополитена в Перми предполагалось с 70-х годов. Вплоть до 1991 года составлялось технико-экономическое обоснование и велось проектирование. Также был выполнен некоторый объем подготовительных работ. Однако в связи со сложным экономическим положением планы строительства метрополитена были отложены.

В 2001 году Пермь включили в Федеральную программу строительства и развития метрополитена. В 2005 году планировалось начать рабочее проектирование и создание строительного задела. Непосредственно строительство должно было стартовать спустя пару лет, а сдать первый участок планировали в 2015-2020 годах. Но, как мы знаем, этим планам не было суждено сбыться. В связи с отсутствием финансирования работы так и не начались, и никаких предпосылок, что в будущем они возобновятся, нет.

Наши дни.

  • Одной из важнейших тем 2019 года в Перми стал отказ от троллейбусов. С 1 июля в городе произошла замена троллейбусного движения автобусным. В администрации Перми посчитали, что троллейбусы стали устаревшим средством передвижения, избавляться от них стали с мая по мере появления дублирующих автобусных маршрутов. Пермскую троллейбусную сеть обслуживали 85 многоместных машин.
  • Второй горячей темой обсуждения общественного транспорта Перми является повышение цены проезда. Осенью глава Перми Дмитрий Самойлов внес на рассмотрение городской думы проект об утверждении регулируемых тарифов на перевозки на общественном транспорте. Согласно документу, исполнительные власти предлагают установить тариф на одного пассажира в размере 26 рублей при оплате наличными и в размере 24 рублей – при безналичном расчете. Тариф на перевозку багажа составит 50% от стоимости проезда одного пассажира.
  • Стоимость проезда в Перми в последний раз изменилась 1 января 2016 года – с 16 до 20 рублей. Перевозчики неоднократно обращали внимание, что его величина устарела, так как расходы, в первую очередь на топливо, значительно выросли.
  • Также городские власти намерены привести к единому стилю весь общественный транспорт. Его хотят оформить в красно-белые цвета звериного стиля. В связи с этим в 2020 году во время проведения конкурсов по распределению маршрутов будет введен пункт относительно внешнего вида транспорта
  • Что касается трамваев, то городские власти оценили затраты на модернизацию трамвайной инфраструктуры в 7,5 млрд рублей. Предполагается, что средства пойдут на модернизацию старых и строительство новых трамвайных путей, а также на обновление подвижного состава. В 2020 году планируется завершить прокладку путей на ул. Революции и начать строительство трамвайной линии между станциями Пермь II и Пермь I. В 2021 году власти намерены приступить к строительству участка от Перми I до ТПУ «Мотовилиха», а в 2023 году – от ул. Куфонина до Перми II. Завершение первого этапа планируется в 2022 году, второго – в 2023-м, третьего – в 2025-м.

    Редакция Business Class выражает благодарность Государственному архиву Пермского края за предоставленные фотографии.

    Поделиться:
    Все новости компаний