Региональные власти утвердили пилотные маршруты новой транспортной модели в крае

Региональные власти утвердили пилотные маршруты новой транспортной модели в крае
С автобусами будет как в Перми – аукционы, контракты, регулируемый тариф, безналичная оплата. Общим также является тренд на укрупнение игроков на рынке и сокращение доли частников.
Автор:

Министерство транспорта Пермского края опубликовало список из 11 межмуниципальных маршрутов, которые первыми будут разыграны в рамках новой транспортной модели. В него вошли направления из Перми, Краснокамска, Кунгура и другие (см. справку). Сейчас перевозчики сами устанавливают стоимость проезда на этих маршрутах, но через полгода тариф станет регулируемым.

К этому времени краевые власти должны провести конкурсные процедуры и заключить новые контракты с перевозчиками в рамках закона о контрактной системе. По ним предприниматели станут получать за работу деньги из бюджета, и их доход перестанет зависеть от пассажиропотока, который в последние годы серьезно упал – в первую очередь из-за нелегалов. С внедрением новой транспортной модели этот риск ляжет на бюджет, для которого проект, по прогнозам, окажется убыточным. Предварительные расчеты показывают, что отрасль потребует дополнительных дотаций в размере порядка 1 млрд рублей за три года.

Для частных перевозчиков ключевым моментом станет стоимость контрактов, которая пока не оглашена. Для участия в аукционах им потребуется обновить подвижной состав, и, скорее всего, часть автобусов должны быть газомоторными. Заявлено, что техника потребуется не старше 10 лет, с системой кондиционирования и отопления, видеонаблюдением и прочим.

По словам участников рынка, власти могут создать на краевом уровне «своего» перевозчика (как МУП «Пермгорэлектротранс» в городе) – этот вопрос неоднократно звучал в кулуарах. По информации предпринимателей, новый игрок может взять на себя маршруты, связывающие Пермь с ближним пригородом, в частности, с Пермским районом. По другой версии, на рынок межмуниципальных маршрутов выйдет «Пермгорэлектротранс». Что такая возможность просчитывается, в минтрансе официально подтверждали осенью прошлого года. А также заявляли, что в 2020 году за счет средств краевого бюджета будет куплено 50 автобусов. Business Class направил в ведомство запрос о планах по созданию «краевого» перевозчика.

В 2019 году одновременно с запуском пилотного проекта новой транспортной модели ПГЭТ вышел на рынок автобусных перевозок Перми. При поддержке краевого бюджета для предприятия приобрели 90 новых автобусов. В 2020 году городские маршруты будут распределены на ближайшие три-пять лет (озвучивалась разная «длина» новых договоров). Исходя из представленной мэрией разбивки маршрутов будет происходить укрупнение игроков. К примеру, один из лотов предполагает наличие у участника закупки 57 автобусов. За работу он получит около 500 млн рублей в год, то есть начальная цена контракта на пять лет может превысить 2 млрд рублей.

Перевозчики говорят, что для получения такого крупного объема работ может потребоваться объединение – например, в простое товарищество. Эта форма, по словам собеседников, не очень удобна с точки зрения бизнес-процессов, но для участия в конкурсных процедурах подходит. «Понятно, что администрации удобнее контролировать работу перевозчиков, когда ответственность сконцентрирована в руках крупных игроков. Мы к этому готовы», – отмечает председатель НП «Автолидер» Александр Богданов.

Лоты по межмуниципальным маршрутам перевозчикам еще не представлены. Однако, проводя аналогию с городом, они также ожидают укрупнения. «Многие мелкие игроки, а таких больше половины, уже ищут другие варианты заработка», – рассказал председатель Пермского автотранспортного союза Константин Владимиров.

В крае 11 пилотных маршрутов должны заработать в июне 2020 года. А в 2021-м станут заключать долгосрочные контракты с перевозчиками. Поэтапно будет внедряться новая маршрутная сеть. Она предусматривает сохранение 165 маршрутов из 200 действующих и запуск 15 новых – социально ориентированных направлений. Несколько лет назад, сетуя на снижение пассажиропотока, перевозчики предлагали гораздо более существенно сократить маршрутную сеть. По мнению Константина Владимирова, власти со временем могут вернуться к этому вопросу. «В новых условиях перевозчику вести пустой автобус даже выгоднее – меньше ответственности и рисков. А деньги за этот рейс он все равно из бюджета получит», – заметил собеседник.

Пластик, чтобы платить.

Региональное правительство утвердило постановление о создании единой автоматизированной системы оплаты проезда и учета пассажиропотока на маршрутах Пермского края. Предполагается, что расплачиваться транспортными и банковскими картами для покупки билетов можно будет и на краевых маршрутах. Правда, пункт об использовании единой системы органами местного самоуправления, подведомственными транспортными организациями и перевозчиками носит рекомендательный, а не обязательный характер. В Перми оплата банковскими картами действует на пилотных маршрутах, а транспортные карты принимают во всем городском транспорте. Срок внедрения системы на территории всего региона в постановлении не указан. Business Class направил запрос в министерство информационного развития, которое отвечает за разработку. Там сообщили, что система создается в рамках ранее заключенного контракта с компанией «Золотая корона».

«Пилотные» межмуниципальные маршруты:

  • №104 г. Пермь – с. Гамово
  • №106 г. Пермь – д. Кондратово
  • №150 Конец Бор – г. Краснокамск – г. Пермь
  • №206 г. Краснокамск – пл. Гознака – г. Пермь
  • №148 п. Горный – г. Пермь (Комсомольская площадь)
  • №147 п. Горный – г. Пермь (Центральный рынок)
  • №132 с. Барда – г. Оса
  • №700 г. Кунгур – с. Уинское
  • №611 с. Ашап – г. Кунгур (через с. Орда)
  • №667 п. Суксун – г. Кунгур
  • г. Оса – г. Чернушка (номер не присвоен)
Все новости компаний