Культура
  1. Культура
 06 октября 2019, 08:00  

Пермь без ларька и Курентзиса. Интервью с доцентом кафедры туризма ПГНИУ Сергеем Минаевым

Пермь без ларька и Курентзиса. Интервью с доцентом кафедры туризма ПГНИУ Сергеем Минаевым
Генеральный директор Бюро путешествий «Евразия», доцент кафедры туризма ПГНИУ Сергей Минаев рассказал о первом за 15 лет рекламном туре по Пермскому краю для европейских туроператоров и оценках, которые иностранные эксперты дали пермским музеям, ресторанам, дорогам и вокзалам
Автор:

Сергей Иванович, компания «Евразия» провела рекламный тур по Пермскому краю для европейских туроператоров и журналистов. Это стало поводом для дискуссии в соцсетях о том, должны ли власти выделять деньги на такие мероприятия. Чем вы аргументируете, почему приезд иностранных операторов важен не только для вашей компании, но и для региона в целом?

– Самый популярный в мире англоязычный путеводитель Lonely Planet, вышедший в продажу в начале этого года, описывает Пермь как гостеприимный город и культурную «горячую точку» со множеством достопримечательностей. В этом же издании 2003 года о Перми сказано, что она состоит из уродливых кварталов и путешественник ничего не потеряет, если проедет мимо.

Мне хорошо знакома история появления обоих отзывов. В одном случае организатор тура отвез гостью на вокзал Пермь II, где оставил ее, не проводив до поезда. Из-за отсутствия навигации дама заблудилась, опоздала на рейс и вынуждена была несколько часов провести в ожидании следующего. Полгода назад Пермь автору путеводителя показывали мы, и отзыв кардинально изменился.

Приведу еще один пример удачной работы по пиару Пермского края. Это тур для известного американского писателя, личного друга Барака Обамы – Пола Теру (Paul Theroux). Первая его книга о путешествиях вышла тиражом в 1,5 млн экземпляров и была переведена на 20 языков. А во второй – «Ghost Train to the Eastern Star» – из 33 страниц про Россию 14(!) – о Пермском крае. Эти поездки были организованны нами без финансового участия края.

Из путеводителя Lonely Planet в 2003 году:

Пермь – город, в котором преобладают улицы с интенсивным движением и уродливые бетонные кварталы. Город сам по себе промышленный, и большинство путешественников могло бы его проехать мимо.

Если не тратить деньги на организацию на должном уровне визитов в Пермь зарубежных журналистов и туроператоров, они будут писать про нас: «Проезжайте мимо».

Недавний тур организован по контракту с краевым учреждением «Центр развития туризма», то есть в этот раз деньги выделены из бюджета.

– Да, тур обошелся в полтора раза дороже стоимости заключенного контракта, и мы об этом знали заранее.

Но это был первый рекламный тур в Пермь за последние 15 лет. Для сравнения: в 2018 году в Татарстане были проведены 16 туров для 181 оператора из различных стран. Казань позиционирует себя как мусульманская столица России и этим привлекает туристов с арабского Востока, включая Объединенные Арабские Эмираты. Активно рекламные туры проводит и Екатеринбург.

Стоит отметить, что половина клиентов, которые рассматривают возможность поехать в Россию, только в агентстве принимают решение, в какие именно города отправятся. Один из самых популярных форматов путешествия – на поезде по Транссибирской магистрали. Какие точки станут основными на этом пути, зависит от рекомендаций оператора.

Пермь без ларька и Курентзиса. Интервью с доцентом кафедры туризма ПГНИУ Сергеем Минаевым

Что иностранные туристы знают о Перми?

– Практически ничего, и, к сожалению, за последние полтора десятилетия ситуация только ухудшилась. В сентябре 2005 года «Евразия» провела первый рекламный тур по Пермскому краю для туроператоров Западной Европы. Тогда анкетирование показало, что каждый четырнадцатый их клиент знал о Кунгурской пещере, Белогорском монастыре, пермском балете. Туристы владели информацией о том, что Пермь – это прообраз Юрятина из «Доктора Живаго» и связывали город с Пермским геологическим периодом. Наиболее распространенными определениями Перми в то время были: «остановка на Транссибе» – 29% и «город, где протекает река Кама» – 36%.

Из путеводителя Lonely Planet в 2019 году:
– Пермь, расположенная на реке Каме, гостеприимно принимает приезжих из разных регионов. Как следствие, Пермь является культурной «горячей точкой»; местные жители гостеприимны, многие говорят по-английски. В Перми много интересных музеев и культурных достопримечательностей. Отсюда также удобно посещать музей деревянного зодчества «Хохловка», знаменитую Кунгурскую ледяную пещеру, мрачное напоминание об эре советских политических гонений – трудовой лагерь «Пермь-36».

В 2005 году ничего не знали о Перми только 7% потенциальных зарубежных туристов. Недавний опрос операторов показал, что этот показатель вырос до 25%. Сейчас наиболее узнаваемые объекты – музей «Пермь-36» (50%) и театр оперы и балета (38%). О том, что Пермь – остановка на Транссибе, здесь жил Дягилев и творил Пастернак, а недалеко есть Кунгурская ледяная пещера, знают 25% иностранных туристов. Им мало что известно о Белогорском монастыре и о том, что Пермь находится на Урале недалеко от границы Европы и Азии.

Какие туристические объекты гости Пермского края посчитали наиболее привлекательными для туристов?

– В 2005 году наиболее сильное впечатление на гостей произвел музей ГУЛАГа «Пермь-36», на втором месте был сплав по реке Усьве, а на третьем – экскурсия в соляную шахту. Наименьшее количество баллов тогда получили Кунгурская ледяная пещера и Хохловка. В этом году наивысшую оценку поставили сплаву. Второе место заслужил театр оперы и балета, скорее всего, иностранцы думают, что художественным руководителем по-прежнему является Теодор Курентзис. На третьем месте оказалась «Хохловка», обогнав «Пермь-36». Наименьший интерес вызвали Музей пермских древностей и Белогорский монастырь. Неоднозначное впечатление – от полного восторга до отрицания – произвел подземный бункер 52-й ракетной дивизии в Звездном.

Наши эксперты также оценили состояние туристской инфраструктуры. В 2005 году старый аэропорт «Большое Савино» получил оценку чуть больше двух баллов. В этом году она выросла до 4,5 балла. Пятерка «сорвалась» из-за того, что во время отъезда туристов в терминале не работал эскалатор, а на входе монументально стояла урна с мусором. И, конечно, удивление вызвало, что в новом аэропорту нет телетрапов.

Оценка дорог в городе выросла с 3 до 4 баллов, а за его пределами – с 3 до 3,5 балла. Один из экспертов, который проехал по всей Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока, сказал, что Пермь II – худший среди вокзалов крупных городов на всем протяжении пути.

Из ресторанов и кафе на первое место вышло кафе Нарру с меню аутентичной пермской кухни (один из экспертов даже поставил ему 6 баллов из 5). На втором оказалось кафе в селе Бым рядом с Белогорским монастырем. Третье поделили «Пельменная №1» и ресторан «Кама».

Туристскую привлекательность Перми и Пермского края в целом эксперты оценили более чем в 4 балла.

Пермь без ларька и Курентзиса. Интервью с доцентом кафедры туризма ПГНИУ Сергеем Минаевым

В рекламном туре по Пермскому краю приняли участие представители газеты De Volkskrant (Нидерланды), туроператоров Penguin Travel (Дания), Vostok Reisen (Германия), Russia Experience (Великобритания), CIRC (Нидерланды), Marlis Travel и «Интерлайн-2000».

Насколько объективна такая высокая оценка?

– Здесь нужно помнить, что наш регион сравнивали с конкурентами: Свердловской, Тюменской и Новосибирской областями. Понятно, что в «борьбе» с Москвой и Санкт-Петербургом таких оценок не было бы. Гости оценили Пермский край, сказав, что поездки сюда будут востребованы людьми, интересующимися историей и культурой России, а также любителями активного отдыха. У туристов из Западной Европы есть интерес к старым провинциальным городам, но они не знают о Перми. Туроператоры отметили, что надо больше рекламировать город, его окрестности и достопримечательности в СМИ, интернете и соцсетях.

Зачем тратить средства на развитие въездного туризма?

– Иностранцы составляют только 4% от общего числа туристов, посещающих Пермский край. Но, во-первых, они привозят в Россию свободно конвертируемую валюту. Во-вторых, въездной туризм создает эффект мультипликатора. Приведу пример. В 90-е годы «Евразия» приняла делегацию одного из самых богатых регионов Дании во главе с губернатором. Поездка восьми человек обошлась нашей фирме в 7 тысяч долларов, в то время на эти деньги можно было купить квартиру в Перми. По итогам визита было подписано соглашение о дружбе между Пермским краем и округом Фредриксборг, появился центр «Пермь – Дания». Когда встал вопрос об открытии в России Высшей школы экономики на гранты Комиссии Европейского Союза, только благодаря сильному лоббированию со стороны датчан филиал ВШЭ появился в Перми, хотя изначально планировался в Новосибирске.

Сейчас у нас в крае созданы различные органы по привлечению инвестиций. Турoператоры тоже увеличивают поток инвестиций: за счет приезжающих туристов живут гостиницы, рестораны, автотранспортные предприятия и другие организации, которые, в свою очередь, платят налоги в бюджет края, появляются новые рабочие места.

Не пропустите:Не Лахти как. Край претендует на федеральные средства на развитие горнолыжных комплексов27 августа 2019, 07:00

У въездного туризма есть и гуманитарная составляющая, которая заключается в изменении представлении иностранцев о России. К примеру, у многих отношение поменялось в лучшую сторону после поездки на чемпионат мира по футболу.

В Пермском крае иностранцы впервые побывали летом 1989 года: «Евразия» приняла 17 американских студентов. Нам говорили: «Вы привезли шпионов». А иностранцы ехали сюда с опасением, что злобные коммунисты хотят их уничтожить. Но, несмотря на все это, поездка состоялась. Сплав по Вишере для американских и пермских студентов прошел под девизом «Совместное путешествие – лучшая альтернатива войне». Сегодня этот посыл тоже актуален.

Пермь без ларька и Курентзиса. Интервью с доцентом кафедры туризма ПГНИУ Сергеем Минаевым

Вы привели пример Казани, которая позиционирует себя как мусульманская столица России. Как может себя преподносить Пермь?

– Я думаю, что Пермь нужно позиционировать как культурную столицу – если не Европы, то хотя бы Урала. Пример выдающегося дирижера Теодора Курентзиса, работавшего в нашем театре, подтверждает это.

Во всем мире известно слово «Пермь» как название шестого периода палеозойской эры истории Земли. Была идея рядом с Парком камней вблизи Перми II сделать Парк пермских ящеров, но здесь она осталась нереализованной. Скульптуры рептилий в итоге поселились в музее Пермского периода в Кировской области. Во время Пермского периода появилась часть нефти. В США на территориях штатов Техас, Оклахома и Нью-Мексико расположен пермский нефтяной бассейн и есть баскетбольная команда «Пермские соколы». В свое время мы предлагали устроить соревнования между ней и «Урал-Грейтом». Это еще одна идея, которая не получила воплощения.

Для зарубежной интеллигенции важно, что Пермь стала прообразом города Юрятин из романа нобелевского лауреата Бориса Пастернака «Доктор Живаго», и, вероятнее всего, наш город связан с пьесой А.П. Чехова «Три сестры». Для финнов и венгров значимо, что наш край – это их прародина, для китайцев – то, что в нашем городе жила мама Владимира Ленина, для французов – это место, где жил Сергей Дягилев, а для любителей активного отдыха – возможность сплава по многочисленным рекам Прикамья на краю Европы.

В Пермском крае за последние 20 лет было подготовлено несколько концепций развития туризма, в которых отражалась, в том числе, часть вышеперечисленного. Но складывается впечатление, что написание каждой новой программы – это самоцель.

Один из первых проектов, о которых заявило краевое министерство культуры, когда стало курировать туризм, называется «Не сиди дома», он о путешествиях внутри региона. Видите ли вы необходимость в развитии этого направления?

– Конечно, развивать внутренний туризм – правильное решение. Пермяки, которые едут за пределы города, и жители районов, посещающие региональную столицу, – это два мощных турпотока, формирование которых не требуют значительных усилий и рекламы. Привлечь туристов из других субъектов Федерации уже сложнее, а для того чтобы в Пермь приехали иностранцы, нужны в разы большие вложения.

Внутренний туризм ценен тем, что это один из главных факторов воспитания патриотизма. Измерять патриотизм тем, встает ли человек при исполнении гимна, – это искусственный подход. Знания о малой родине – гораздо более мощная его основа. Несколько лет назад мы с Татьяной Ивановой – мамой писателя Алексея Иванова и мастером спорта по туризму – взялись оборудовать тропу от Перми до Белогорского монастыря для детского туризма. Оборудовали 17 км, а потом сменилось руководство отрасли в крае и реализация проекта остановилась.

Не пропустите:Актер сериала «Реальные пацаны» принял участие в съемках ​«Сердце Пармы»20 июля 2019, 17:25

Алексей Иванов внес очень значительный вклад в формирование имиджа Пермского края. Когда туроператоры были на Речном вокзале и фотографировались возле арт-объекта «Счастье не за горами», они спросили, где ларек с пивом. Мы удивились. Оказалось, что наши гости перед поездкой искали информацию о крае и почти единственной оказался фильм «Географ глобус пропил» с английскими субтитрами. Герой Хабенского вначале фильма идет от знаменитой надписи на пермской набережной к киоску с пивом. Часть букв загорожена автомобилем, и фраза читается как «Счастье за горами».

Пермь без ларька и Курентзиса. Интервью с доцентом кафедры туризма ПГНИУ Сергеем Минаевым


Фотографии предоставлены Бюро путешествий «Евразия».
Все новости компаний