​Экстремисты, расчехлите свои иски. В Перми резко возросло количество исков к застройщикам

​Экстремисты, расчехлите свои иски. В Перми резко возросло количество исков к застройщикам
Люди жалуются на качество жилья. Но участники рынка говорят о продуманном бизнесе на таких претензиях

В Перми в 2019 году по сравнению с прошлым годом значительно увеличилось число исков, подаваемых к строительным компаниям от частных лиц с претензиями относительно качества сдаваемого жилья.

Согласно статистике Пермского краевого суда, в период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. на рассмотрение поступило 67 исков указанной категории, с 1 января 2019 г. по 14 июня 2019 г. – 60 заявлений. То есть за половину 2019 года уже подано почти столько же исков, сколько за весь прошлый год.

В категорию заявлений входят: обращения о безвозмездном устранении недостатков в разумный срок; соразмерном уменьшении цены договора; снижении покупной стоимости жилого помещения; возмещении стоимости непереданного метража, возмещении расходов на устранение недостатков, взыскании убытков и прочее.

Директор АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА – Пермь» Лилия Ширяева прямо называет происходящее потребительским экстремизмом. Один из участников рынка рассказал, что на подъездах новых домов появляются предложения от юридических фирм. «Жильцам предлагают фиксированную денежную сумму, а за это юристы по доверенности судятся со строителями. Бизнес отлажен уже на межрегиональном уровне, например, в Перми им занимаются компании из Челябинска, Новосибирска и т.д.», – говорит эксперт Business Class.

Представители строительных компаний подтверждают факт увеличения числа судебных исков от частных лиц. По словам генерального директора АО «Пермглавснаб» Владимира Занина, проблема действительно существует.

«Это пример потребительского экстремизма. В Госдуме даже обсуждают возможность внесения изменений в законодательство, чтобы смягчить и более детально регламентировать требования к застройщикам. Наша компания тоже столкнулась с этим явлением, с парой дел сейчас разбираемся в суде. Справедливые требования удовлетворяем, но по некорректным претензиям идем защищаться в суд. На данный момент увеличение количества исковых заявлений к «Пермглавснабу» не является катастрофичным, однако трудности безусловно существуют», – говорит Владимир Занин.

Директор компании «ГлавСтройИндустрия» Владимир Яцук также использует термин «потребительский экстремизм». «Количество поданных исков за последние несколько лет действительно увеличилось. Я считаю, что это связано совсем не с качеством, которое, напротив, становится лучше. Дело в потребительском экстремизме. Ряд частных лиц, входящих в долевое участие, пытается дополнительно заработать на завышенных требованиях к качеству объекта. Для этого даже есть отдельная сфера деятельности, в рамках которой строительные юристы навязывают свои услуги потребителям, а затем с помощью юридических лазеек пытаются получить компенсацию. Нашу компанию данное явление не коснулось, поскольку мы понимаем закономерности, по которым работают эти люди. Самым явным примером являются осмотры квартир по 5-6 часов, в ходе которых по хорошим объектам пытаются найти недостатки», – говорит г-н Яцук.

«Для меня увеличение числа исков является новой информацией, – говорит Екатерина Пахомова, директор по развитию агентства недвижимости «Территория». – Мне кажется, что ситуация по качеству иная. За последние несколько лет уровень предлагаемых застройщиками объектов растет, в том числе потому, что изменился потребитель, который теперь более ознакомлен с критериями качества. Застройщики очень стараются».

По словам г-жи Пахомовой, увеличение количества исков можно объяснить строгостью требований, из-за которых объекты сдают позже обещанного срока. «Массовое строительство сейчас ориентировано на качество, однако существуют проблемы, связанные с получением разрешений на строительство, сроками сдачи объектов в эксплуатацию и т.д. Отсюда уже и могут пойти иски, поскольку удовлетворение всех требований занимает много времени. Я считаю, что пермским властям нужно поддерживать застройщиков, а не карать их. Из-за ужесточенных требований к сдаче объектов в первую очередь страдают потребители», – утверждает она.

Лилия Ширяева также говорит о проблеме взаимодействия властей и строительных компаний. «Застройщики жалуются на отказы в выдаче разрешений на строительство, полученные буквально из-за отсутствия запятой. В органах власти говорят: «Для нас результатом рассмотрения заявления является любое из следующих решений: выдача разрешения на строительство или отказ в выдаче». Получается, если чиновник отказал застройщику, то в его понимании муниципальную услугу он все равно оказал. Вроде как и претензий быть не должно!».

По мнению экспертов, изменить ситуацию с юридическими претензиями могут поправки в закон «О защите прав потребителей». Пока он не выделяет объекты недвижимости в отдельную категорию, что и дает повод для массовых претензий к строительным компаниям.

Не пропустите:Давление растет. Интервью с Лилией Ширяевой, директором АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА – Пермь»18 июня 2019, 10:00
Все новости компаний