cookie:
Экономика
  1. Экономика
 08 февраля 2019, 10:30   3981

Пан или пропан. В 2018 году газовое моторное топливо подорожало на 37,5%

Пан или пропан. В 2018 году газовое моторное топливо подорожало на 37,5%
Динамика значительно выше, чем у бензина. Повышение стоимости газа, как и другого топлива, отражается на ценниках в магазинах, хоть и незначительно
Автор:

По данным Пермьстата, за 2018 год стоимость газового моторного топлива в регионе увеличилась на 37,5%. Подорожали прежде всего сжиженные углеводородные газы (СУГ) – пропан и бутан. Они используются как для коммунально-бытовых нужд, так и в сфере перевозок.

По словам Оксаны Лукичевой, аналитика по товарным рынкам АО «Открытие Брокер», в мире доля транспорта, использующего СУГ в качестве топлива, составляет не более 10%, в России показатель еще ниже, хотя это направление развивается очень быстро. «Большее влияние на стоимость перевозки могло оказать повышение НДС с нового года, нежели рост цен на СУГ в течение 2018 года, но и он сыграл свою роль», – отмечает эксперт.

В Пермском крае доля АГЗС в общем объеме АЗС превышает 20%. Наиболее популярным видом газового топлива остается пропан-бутан, или СНГ (сжиженный нефтяной газ). Такие данные приводит Лев Сальц, директор по развитию оценочной компании «Апхилл». По словам аналитика, в среднем расходы на логистику в структуре конечной цены товара занимают порядка 10-12%.

В зависимости от специфики бизнеса этот показатель может меняться. Если для дистрибьюторов таких продуктов питания, как молоко, мясо, алкоголь, доля логистических расходов в цене составляет 2-5%, то в стоимости хлеба она достигает 12-15%, а спецтехники – более 15%. У брокеров зерна этот показатель превышает 30%.

Не пропустите:Диалоги о пилоте. Людмила Гаджиева начала обсуждать с перевозчиками новую транспортную модель06 февраля 2019, 07:00

Бензин, по данным официальной статистики, за год подорожал на 8,5%, дизельное топливо – на 12,3%. Как отмечает эксперт ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Гопкало, формирование цен на бензин зависит от нескольких факторов. Первый – курс рубля: чем больше российская валюта обесценивается, тем сильнее растут цены на бензин внутри страны. В России они формируются исходя из стоимости нефтепродуктов в долларовом эквиваленте на внешних рынках. Второй фактор – политический: например, увеличение акцизов на бензин и повышение НДС.

По словам эксперта, искусственное сдерживание цен на бензин со стороны правительства во второй половине 2018 года привело к ситуации, когда владельцы заправок понесли существенные убытки (около 12 млрд рублей). По прогнозам, рост акцизов и НДС может привести к повышению стоимости топлива на 10% в первые месяцы 2019 года. «Однако правительство принимает меры для предотвращения резкого скачка. К ним относится соглашение с нефтяниками о заморозке цен, влияние на рынок нефтепродутов и сырья посредством налоговой политики, акцизов и пошлин», – говорит Алексей Гопкало.

Как отмечает Оксана Лукичева, стоимость СУГ коррелирует со стоимостью нефти. «В январе 2019 года уже наблюдается значительное снижение цен на газ, что связано с падением цены на нефть», – поясняет она. Пермьстат зафиксировал небольшое уменьшение стоимости СУГ еще в декабре 2018 года: на 1,8% по сравнению с предыдущим месяцем.

Баллоны и УФАС.

Подорожание сжиженного газа сказалось и на расходах тех, кто использует его для бытовых нужд. В ноябре 2018 года Пермским УФАС России возбуждено дело в отношении двух крупнейших розничных продавцов, действующих на рынке реализации СУГ в баллонах для бытовых нужд населения – ООО «Уральская газовая компания» и ООО «Уралгазсервис». По данным УФАС, стоимость одного баллона начала расти с марта 2018 года и в сентябре повысилась по сравнению с ноябрем 2017 года на 41,43%. Поставщики объясняют это ростом оптовой цены на СУГ.

В частности, ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» подняло стоимость этого топлива с 19,679 тыс. рублей до 37,772 тыс. рублей за тонну, то почти в два раза. Нефтяники обосновывают изменения увеличением цен на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой бирже.

Между тем, по информации РСТ Пермского края, доля оптовой цены в составе предельной розничной стоимости баллонного газа составляет 35,2%. А значит, обоснованным было бы подорожание одного баллона не более чем на 15,86%, – подсчитали в УФАС. Рассмотрение антимонопольного дела, возбужденного по признакам злоупотребления доминирующим положением, назначено на 21 февраля.

По словам директора по развитию оценочной компании «Апхилл» Льва Сальца, газификация автотранспорта наиболее популярна в развивающихся странах. Из-за невысокого уровня жизни население привыкло бережней относиться к расходам. Иран, Китай, Пакистан, Аргентина, Индия, Бразилия и Россия возглавляют списки государств с высоким процентом автотранспорта на газовом топливе. В структуре РФ по уровню газификации автотранспорта Приволжский Федеральный округ разделяет лидирующие позиции с Сибирским ФО, во многом за счет показателей Пермского края.
Поделиться:
Все новости компаний