Город
  1. Город
 07 июня 2018, 08:00  

Крути педали. Велопрокаты в Перми уже не рассчитывают на поддержку властей, как 5 лет назад

Крути педали. Велопрокаты в Перми уже не рассчитывают на поддержку властей, как 5 лет назад
ВЕсли бы не погода этот бизнес вообще мог бы приносить неплохую прибыль
Автор:

Несмотря на крайнюю изменчивость пермской погоды, неожиданные визиты тепла поддерживают интерес горожан к велосипедам. Точки велопроката открываются во многих частях города. По данным 2ГИС, в Перми насчитываются 34 организации по прокату велосипедов. Некоторые компании открывают по 2-3 точки в разных частях города. В большинстве случаев это центры, имеющие опыт работы на рынке.

Мы попытались.

Владельцы прокатного бизнеса отмечают, что эта отрасль развивается с 2012 года. В то время городской спорткомитет совместно с предпринимателями организовал сеть пунктов проката велосипедов, а также велопарковок. Администрацией было запланировано открыть 25 точек велопроката, однако на деле оказалось меньше, они располагались в районе «Тихого компроса», в экстрим-парке, на проспекте Парковом, 3, в районе перекрестка улиц Пожарского и Подлесной (у Черняевского леса), в парке «Балатово», у остановки «Больничный городок» и в районе остановки «Ул. Маршала Рыбалко». Большая часть из них работают и сегодня.

В разговоре с владельцами велопроката и участниками программы 2012 года «bc» выяснил, что проект не получил должного развития. Уже следующий летний сезон прокатный бизнес потерял поддержку города. «Четкого взаимодействия между администрацией города и муниципалитетами нет, кто на что способен, тот так и развивается», – комментируют владельцы.

Хозяева точек проката говорят о том, что с каждым летним сезоном количество пунктов увеличивается. Однако проблемы остаются. Руководители признаются, что у многих центров страдает сервис – оборудование изношенное, имеются не все приспособления. «У некоторых пунктов велосипеды старые, не всегда обновляются, да и мало кто предоставляет дополнительное снаряжение (фонарики, сумочки, держатели для телефонов). Все зависит от самого владельца, кто-то вкладывает в это дело средства, а кто-то нет»,- рассказывает владелец одного из пермских прокатных пунктов.

При этом спрос у населения растет. Пропаганда здорового образа жизни хорошо сказалась на прокате спортивного инвентаря. В Перми, по данным Avito, спрос на велосипеды вырос в 2,5 раза с начала года – город вошел в тройку лидеров по увеличению интереса к велосипедам. По данным велопроката «Шторм», в мае по сравнению с прошлым годом поток клиентов увеличился примерно на 25%. «В праздничные дни у нас была зафиксирована рекордная посещаемость», – говорит Александр Санников, управляющий велопроката «Шторм». Основной контингент – женщины в возрасте от 22 до 35 лет. Владельцы выделяют несколько факторов, которые влияют на поток клиентов: погодные условия, дни недели, а также экономическое положение населения.

Пересаживаться на велосипед подталкивают граждан городские велопробеги и различные акции. Активисты самостоятельно организуют мероприятия. По их словам, чтобы организовать один такой пробег, требуется приложить много усилий и денежных средств.

Константин Никоноров руководитель движения «Вело-Пермь»:
— Велопробег очень сложно согласовать. Для того чтобы где-то массово проехать по проезжей части, организаторам необходимо самим обеспечить безопасность участников. Для этого нужно составить схему организации дорожного движения, установить дорожные знаки для его изменения. Также следует перекрыть перекрестки большегрузной техникой во избежание террористических актов, ограничить выезды из дворов металлическими ограждениями и расставить представителей ЧОПа или волонтеров по периметру перекрытия.

Дела прокатные.

Главный риск в прокатном бизнесе – это кражи, часто недобросовестные клиенты не возвращают имущество. С этим сталкиваются большинство пунктов. «Мы доверяем свое имущество населению, но не все его возвращают. Часто кражи происходили в начале деятельности проката. За один месяц у нас похитили 15 велосипедов. Люди приходили, отдавали свой документ, удостоверяющий личность, и исчезали с нашим оборудованием. Таких клиентов не волновало, что будет завтра. Как правило, это лица с криминальным прошлым. В таких случаях мы используем полученный документ, видеозаписи с пункта проката и отдаем все данные в органы правопорядка», – рассказывает Александр Санников.

Чаще всего владельцы не останавливаются только на прокате велосипедов. Также на летний сезон предлагаются электросамокаты, гироскутеры, роликовые коньки и прочее. Центры проката признаются, что людей привлекают акции и скидки. Например, в зависимости от времени проката клиентам предлагаются различные бонусы, что склоняет их брать оборудование на длительное время. В зимний сезон бизнес продолжает функционировать, как правило, меняется инвентарь. В прокат поступают лыжи, сноуборды, тюбинги, снегоходы. Осуществляется весь переход в межсезонье. В это время пункты проката занимаются консервацией летнего инвентаря и подготовкой зимнего, и наоборот.

Однако не все готовы круглый год работать на рынке, существуют пункты проката, которые открываются исключительно в теплый сезон. Но таких точек в городе значительно меньше, чем постоянных центров.

Не все считают таких конкурентов серьезной угрозой. Все зависит от качества, имени и месторасположения пункта, а также количества открытых рядом точек проката. Среди наиболее популярных мест – Балатовский парк и центр города. По данным 2ГИС, вокруг парка «Балатово» расположены 6 центров. В этом районе стоимость проката велосипеда на один час достигает 300 рублей. В других частях города можно найти прокат за 100 и 200 рублей.

По словам Константина Никонорова, в парке имеются все условия для велопрогулок. В городе ездить на велосипеде сложнее. Мешают не пешеходы, а отсутствие велодорожек. Сегодня для любителей двухколесной езды это большая проблема.

«В городе имеется 3,9 км велодорожек. Минус в том, что они разрознены, т.е. не образуют единую сеть. Дорожки отведены на разных улицах без логической последовательности. Неудобство состоит в том, что они резко обрываются на каждом перекрестке. Это связано с тем, что изначально дорожки нарисовали в качестве эксперимента, где была такая возможность», – комментирует Константин Никоноров. Он также отметил, что сегодня в ужасном состоянии находится велодорожка по улице Чернышевского.

Официально бюджет в этом году на ремонт велодорожек не выделен, последние несколько лет их не обновляли. Как правило, они появляются при реконструкции самих улиц. Такие моменты предусматриваются заранее, чаще всего дорожки совмещают с тротуаром, однако на сегодня планов по созданию новых у города нет.

Как поедет.

В целом прокатный бизнес приносит прибыль в том случае, если хозяин точки грамотно ведет дело и рассчитывает все риски, считают руководители. Для каждого пункта доходность бизнеса своя. «Для кого-то и 5% считается рентабельно», – поясняют владельцы.

Официальных данных по рентабельности пункты проката не предоставляют, Business Class посчитал самостоятельно. Ориентировочно цена аренды такой точки составляет 15 тыс. рублей в месяц. По данным Avito, средняя цена велосипеда в Перми составляет 9 тыс. рублей. Предположим, владелец закупил 10 новых велосипедов по 12 тыс. рублей каждый, потратив 120 тыс. В среднем прокат велосипеда в Перми стоит 200 рублей час. Допустим, каждый день на прокат берут все 10 велосипедов на один час. Выручка составит – 2000 рублей в день. Велопрокат работает ежедневно. За 30 дней выйдет 60 тыс. рублей. Выходит, при хороших условиях за два месяца точка окупит приобретенные велосипеды. Отметим, что здесь не учитываются цены на дополнительное оборудование, акции, скидки велопрокатного центра, зарплата персонала и погодные условия, которые могут повлиять на бизнес.

Эксперты считают, что отрасль велопроката продолжит свое развитие в Перми, однако до бесстанционного проката столице Прикамья еще далеко. «Такая программа недавно появилась в Москве. Люди при помощи приложения на смартфоне берут велосипед в прокат и таким же способом его возвращают на любую точку с такой функцией. На эту систему потрачено много средств, задействованы последние технологии. Я не думаю, что в Перми в ближайшие годы появится что-то подобное. Город пока не готов тратить средства на такие нововведения», – рассказывают в одном из пермских велопрокатов.

Крути педали. Велопрокаты в Перми уже не рассчитывают на поддержку властей, как 5 лет назад

Источник — Avito.

Все новости компаний