Экономика
  1. Экономика
 22 августа 2017, 07:00  

Цифры в паркомате

Цифры в паркомате
За год платные парковки изменили транспортные потоки в Перми. Проект интересен и финансово. Business Class разбирался в доходах.

Сегодня на пленарном заседании депутатам предстоит проголосовать за увеличение времени на оплату парковок. Сейчас без штрафа можно стоять 15 минут. Но если документ утвердят, оставлять транспорт без оплаты с сентября разрешат на 20 минут. Это первая корректировка правил работы системы.

Плату с мотоциклистов в 7,5 рублей за час, а с автомобилистов в 15 рублей за час, начали брать 12 месяцев назад. И стоимость еще ни разу не менялась. Согласно планам администрации, в первый год от владельцев транспорта планировалось получить 14,7 млн рублей. Но первоначально парковки должны были заработать в апреле, хотя это произошло на четыре с половиной месяца позже. Кроме того, первые полтора месяца водителей не штрафовали, следовательно, желающих платить было существенно меньше.

К 1 октября сборы достигли 2 млн рублей. В итоге, несмотря на более поздний старт, к концу года бюджет получил 13,5 млн, или 92% от годового плана. Такую информацию Business Class предоставила дирекция дорожного движения, у которой заключен контракт на техобслуживание парковок с «Ростелекомом». Также доходы в 13,5 млн рублей утверждены в отчете об исполнении бюджета города за 2016 год.

Согласно правилам, каждая оплата за стоянку автомобиля не может быть меньше 15 рублей. По информации «Ростелекома», который занимается техобслуживанием парковок, за год совершено 2,1 млн транзакций. Получается, общие доходы от платных парковок должны были составить минимум 32 млн. Однако некоторые водители оставляют транспорт дольше, чем на час, и общая сумма поступлений в бюджет составила 38,3 млн.

Начальник дирекции дорожного движения Максим Кис неоднократно говорил журналистам, что контракт построен таким образом, что все риски находятся на плечах «Ростелекома», а не бюджета: «Ростелеком» получит свои 155 млн рублей, только если в бюджет поступит 260 млн. Иначе доходы оператора уменьшатся на некую долю. Какую, не уточнялось.

Получить комментарий Максима Киса не удалось, так как он в отпуске. В пресс-службе департамента дорог и транспорта отказались назвать чистые доходы муниципалитета: «Поскольку, по условиям контракта, мы не можем раскрывать доходы оператора системы ПАО «Ростелеком».

На создание платных парковок пермские депутаты выделили из бюджета 155 млн рублей. Именно такую сумму может получить «Ростелеком» за 5,5 лет – максимальная цена контракта. Но она может и уменьшиться, например за некачественное исполнение условий договора. Как пояснили в «Ростелекоме», согласно договору компания должна обеспечить техническую возможность для осуществления платежей в размере не менее 260,3 млн рублей за 5,5 лет. «По предварительным прогнозам, первый год, как стартовый, должен был дать минимальный доход из всего срока. Сейчас прошло 12% от планируемых платежей», - пояснили в «Ростелекоме».

Несмотря на то, что в мэрии отказались назвать условия договора между дирекцией дорожного движения и «Ростелекомом», на сайте Госзакупок есть проект контракта. В нем говорится, что казна должна каждый год выплачивать телеком-оператору определенный процент. Исходя из этих данных, бюджет города мог получить 4 млн рублей чистого дохода, за вычетом обслуживания. А для безубыточности этого года нужно еще дособрать 2,5 млн (подробнее расчеты приведены в таблице).

«Ростелеком» в 2016 году занимался парковками для Перми и Курска. В годовом отчете публичной компании говорится, что годом ранее оператор не имел ни выручки, ни прибыли с парковочного направления. Но после запуска платных стоянок, компания получила 75 млн рублей выручки и 5 млн прибыли. Но какой из двух городов перечислил больше, установить не удалось.

Как выяснил Business Class, фактически всю основную работу при запуске системы выполнил не «Ростелеком», а другая компания. Спустя несколько недель после объявления победителя на муниципальный контракт, телеком-оператор объявил аналогичную закупку, но уже не за 155 млн рублей, а за 43,7 млн. Причем заявки можно было подать только ночью.

Победителем этого тендера стала компания из Белгорода ООО «Городские парковки». Согласно условиям контракта, фирма обязалась за пять дней с момента подписания договора поставить программы, смонтировать 45 паркоматов, установить 3218 дорожных знаков, ввести в промышленную эксплуатацию системы платежей за парковки, а также подсистемы (в опытную), передать оборудование, документацию и неисключительные права на программное обеспечение.

Позднее уже «Ростелекому» предстояло передать дирекции дорожного движения подсистему учета данных реестра транспортных средств инвалидов, а также аналитическую подсистему и подсистему мониторинга за состоянием паркоматов. И еще организовать передачу данных в информационную систему Управления ФССП по Пермскому краю о неоплаченных штрафах. А дальше – заниматься обслуживанием.

Заработок на городских парковках – не самоцель городских властей, говорили они до запуска системы. Главное – разгрузить центр города. И этой цели, похоже, удалось достичь. Оборачиваемость парковочных мест на улично-дорожной сети Перми увеличилась почти в два раза, при плане в 1,2.

«Главным результатом внедрения платных парковок можно назвать снижение стихийных парковок в центральной части города, – отметил начальник городского департамента дорог и транспорта Илья Денисов. – Автовладельцы уже привыкли к тому, что существуют специальные парковочные карманы, и не занимают газоны и тротуары в зоне действия платных парковок».

Как позднее пояснили Business Class в департаменте дорог и транспорта, до введения системы машины в парковочной зоне оставляли 2-3 тысячи автомобилистов в сутки. В основном на целый день. Теперь в зоне парковки машины оставляют 7,2 тысячи в сутки, только уже не на целый день, а на короткое время. Еще около тысячи автомобилистов успевают припарковаться до 15 минут – без оплаты парковочного пространства.

Марина Завертяева, доцент факультета экономики, менеджмента и бизнес-информатики НИУ ВШЭ:
– Стоимость парковки в Перми сегодня ниже, чем в других городах, реализующих программу платных парковок. Если проводить сравнительный анализ цен, сделав поправку на величину прожиточного минимума в регионе, то получаем, что парковка должна стоить не менее 35-40 рублей за час. Если говорить только о финансовом результате, то проект нельзя назвать быстро окупаемым. Он требует значительных инвестиций, которые будут окупаться не менее 3,5-4 лет, и то при условии постепенного роста стоимости часа парковочного места. Но я бы принимала во внимание и нематериальные выгоды такого проекта. Сегодня все чаще звучит то, что формирование комфортной городской среды, организация общественных пространств – важная задача, у населения появляется такой запрос. Затраты на урбанизацию и улучшение городской среды можно считать своего рода инвестициями, позволяющими привлечь и удержать в городе высококлассных специалистов и доходный бизнес. Организация зоны платных парковок также относится к таким инвестициям. Ведь никто не хочет жить в загазованном городе, заставленном машинами. Но выразить подобные выгоды цифрами практически невозможно. Безусловно, без посредника окупаемость наступила бы гораздо быстрее. Но не за год точно.

год

% выплат по контракту

План оплаты подрядчику

план поступлений в бюджет

факт поступлений в бюджет

заработал бюджет?

2016

5,65

8 781 870,00

14 710 000,00

13 528 100,00

4 746 230,00

2017

17,74

27 568 763,50

46 179 000,00

24 770 700,00

-2 798 063,50

2018

19,15

29 768 310,50

49 863 000,00

2019

19,15

29 768 310,50

2020

19,15

29 768 310,50

2021

19,15

29 768 310,50

Финансовые ожидания

155 423 875,50

260 300 000,00

Система платных парковок ограничена улицами Пушкина, Попова, Монастырской, Советской и Николая Островского.

Все новости компаний