Экономика
 20 июля 2017, 17:00   871

Геймпад не виноват

Последние полгода в Перми активно развиваются игровые клубы, пришедшие на смену компьютерным залам середины «нулевых». Несмотря на распространение домашних консолей, этот вид развлечения пользуется высокой популярностью

Последние несколько лет в крупные российские города возвращаются игровые клубы. Как рассказывают их владельцы, все больше молодых пермяков предпочитают провести вечер в компании друзей, играя в FIFA и прочие квесты, стрелялки и тп.

Игровые клубы впервые появились в России в начале 2000-х. Чаще всего они представляли собой большие комнаты на цокольном этаже, где вдоль стен стояли столы с компьютерами, связанными локальной сетью, чтобы посетители могли совместно играть в такие игры, как Counter-Strike 1.6,

WarCraft III или Half-Life. Так как персональные компьютеры в то время были роскошью, клубы пользовались бешеной популярностью у молодежи, особенно школьников: некоторые, не имея денег, проводили свободное время за просмотром игр своих друзей и знакомых. Эпоха игровых клубов закончилась после массового удешевления техники и появления высокоскоростного интернета. Родители школьников смогли купить персональный компьютер, и вчерашние посетители клубов стали играть дома, покупая игры на лазерных дисках.

Источник: fishki.net


Формат современных клубов видеоигр кардинально отличается от салонов середины «нулевых». Вместо деревянных столов и стульев – широкий диван, вместо ряда мониторов – большой экран телевизора с подключенной к нему консолью PlayStation 4, при этом администратор зала может совмещать функции кальянщика, официанта и бармена. Несмотря на то, что практически каждую игру сейчас можно купить в сервисах цифровой дистрибьюции, игровые клубы пользуются широкой популярностью.

«Причина популярности клубов двоякая: во-первых, консоли нового поколения всё ещё стоят достаточно дорого (от 20 тысяч рублей), да и игры для них имеют высокую цену. Во-вторых, нельзя забывать, что игра в клубах – это развлечение для компании, а такое не всегда возможно в домашних условиях. В этом, кстати, их основное отличие от компьютерных клубов, которые зачастую посещали «одиночки», – считает Антонио Гонсалес, управляющий директор Fox PS3 Club.

«Конечно, домашняя игровая консоль сегодня – это не редкость. Однако в клуб приходят не столько, чтобы поиграть, сколько провести время с друзьями в приятной атмосфере, пообщаться. Наше заведение посещают, в том числе, люди, у которых дома есть приставка», – добавляет Евгения Севанская, управляющая клубом S2 PS4 Club.

Целевая аудитория современных игровых клубов не ограничивается школьниками и студентами. Как отмечают участники рынка, поиграть нередко приходят молодые люди 23-30 лет. «Школьники составляют не более пятой части аудитории. Так как клубы работают обычно до позднего вечера, их посещают много студентов и работающая молодежь; чаще всего именно они выбирают такой способ отдыха после рабочего дня», – рассказывает Антонио Гонсалес.

Фото: Fox PS4 Club // ВК


«На данный момент школьников очень мало. Большая часть посетителей – это молодые люди от 18 до 30 лет, и приходят они в основном с трех дня до пяти вечера», – подтверждает Константин Тякотев, директор клуба Bunker.

По разным сообщениям, игровой клуб в среднем посещают от 30 до 60 человек в день, в выходные количество посетителей может достичь 100-200 человек. При этом значительную часть аудитории составляют постоянные клиенты.

Как рассказали участники рынка, наибольшей популярностью пользуются спортивные игры вроде UFC2, NHL и NBA, однако футбольный симулятор FIFA – вне конкуренции.


Сколько стоит клуб построить

Бизнес по открытию игрового клуба требует крупных вложений на начальной стадии: потребуется от 300 тыс. до 1,5 млн рублей в зависимости от количества консолей и необходимости ремонтировать помещение. Затратная часть в период работы также невысокая: деньги уходят на аренду и электроэнергию, в то время как средняя выручка составляет 150-200 тыс. рублей в месяц. Как отмечают предприниматели, игровые клубы окупаются долго, но и «прогореть» сложно.

«Срок окупаемости такого бизнеса составляет один-полтора года», – пояснил Константин Тякотев, директор клуба Bunker.


Собеседники Business Class отмечают, что рынок игровых клубов в Перми еще только развивается, поэтому уровень предложения не превышает спроса.

«За последнее время, пожалуй, можно вспомнить только один неудачный пример открытия клуба. Остальные же, а их уже более десяти, успешно нашли свою нишу и клиентов», – сообщил управляющий директор Fox PS3 Club. Евгения Севанская отмечает, что в некоторых частях города ниша до сих пор свободна. Согласно интернет-справочнику 2GIS, почти все клубы в Перми сосредоточены в Ленинском и Дзержинском районах, ближе к центру города. При этом в Мотовилихинском, Орджоникидзевском и Индустриальном районах таких заведений нет вовсе.

Участники рынка также отмечают, что конкурировать с другими клубами сложно, так как почти во всех заведениях работает одинаковая модель оплаты (почасовая аренда консоли на компанию), и ценовая политика различается незначительно: один час игры в среднем стоит 100-150 рублей.

«Основными критериями в конкурентной борьбе являются месторасположение клуба, удобство, интерьер, качество обслуживания. Безусловно, важную роль играют дополнительные услуги: кальяны, напитки, настольные игры, квесты», – отмечает Антонио Гонсалес.

Значительную часть выручки клубы получают с продаж слабоалкогольных напитков, кальянов, снэков – формат таких заявлений ближе к барам. Владельцы других клубов, напротив, стараются сделать их похожими на антикафе, и вводят «сухой закон».

«Люди зачастую привыкают к определенному месту и редко посещают другие заведения. Конкурировать можно за счет пополнения ассортимента игр новинками игровой индустрии», – добавляет Евгения Севанская.

Участники рынка утверждают, что в ближайшие годы в Перми появится еще больше игровых клубов. «Формат востребован, а значит, рынок продолжит пополняться новыми клубами. Это приведет к повышению конкуренции, в

результате чего слабые игроки будут вынуждены закрыться», – считает Евгения Севанская.

«При одинаковой цене люди выберут более удобные заведения с уникальным и приятным интерьером, поэтому за увеличением количества клубов последует их качественное улучшение – как в плане дизайна, так и с точки зрения качества предоставления услуг», – поясняет управляющий директор Fox PS3 Club.

Среди других тенденций отмечается расширение ассортимента услуг за счет технологических новинок и привлечения других форм развлечения. При этом, отмечают участники рынка, такая современная технология, как очки виртуальной реальности (VR), не пользуется высоким спросом.

Фото: hitech.vesti.ru


«Как всякая новинка, она поначалу привлекает внимание, однако игры на VR минус рассчитаны на одного человека, а клиенты посещают клуб компаниями. В целом популярность в будущем расцениваю как достаточно высокую, но НЕ как разовый аттракцион: думаю, клубы будут покупать только самые громкие проекты на VR», – отмечает Антонио Гонсалес.

«Первое время после приобретения очки VR пользовались большой популярностью, однако интерес быстро угас. Думаю, что дело в качестве игр: большая часть из них «одноразовые», после первого раза к ним не хочется возвращаться. Если качество игр улучшится, это подстегнет спрос на очки», – подтвердил Константин Тякотев, директор клуба Bunker.


КМС виртуальной реальности

Последние годы набирает популярность киберспорт. Призовые фонды мировых лиг вроде The International (крупнейший турнир по Dota 2) исчисляются миллионами рублей. Однако путь в профессиональный киберспорт начинается с побед на локальном уровне – в том числе и в городе.

Поэтому почти все игровые клубы проводят собственные соревнования по киберспорту. Количество игроков на таких мероприятиях ограничено, а участие может быть платным либо бесплатным. В первом случае игроки вносят 200-250 рублей стартового взноса в призовой фонд, который по итогам борьбы поделят лидеры турнира. Во втором – наградой за победу становятся бесплатные часы в клубе, а небольшой денежный приз получают только победители.

В любом случае соревнования по киберспорту являются эффективным средством привлечения новых посетителей клуба – многие игроки приводят с собой друзей, и если тем понравилось заведение, в будущем они могут стать постоянными клиентами. Особый интерес к киберспорту привлекает популярность FIFA. Стоит отметить, что на прошлой неделе Министерство спорта РФ признало киберфутбол официальным видом спорта.


Игры с законом

В интернете можно найти большое количество вопросов о законности использования игровых приставок и игр в коммерческих целях. Владельцы клубов уверены, что их деятельность не противоречит закону, так как оборудование легально приобретается в собственность и сдается в аренду.

Однако, как пояснил юрист «Интеллект-С» Михаил Хохолков, программное обеспечение не продается, а предоставляется на условиях лицензии, одним из условий которой является запрет на использование игр для извлечения прибыли. Наказание за нарушение этого запрета может быть серьезным.

«Например, в лицензионном соглашении XBOX прямо предусмотрено, что пользователь не имеет права предоставлять приложение в прокат, в аренду

или во временное пользование, передавать приложение или само соглашение третьему лицу.

В практике встречались случаи, когда владельцы клубов пытались доказать, что плата взимается не за игру как таковую, а за вход в заведение. Но это не помогло избежать наказания. К нарушителям могут быть применены серьезные меры ответственности как гражданско-правового характера (взыскание компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн рублей), так и уголовного: от штрафа в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев – до лишения свободы сроком до двух лет.

При этом если будет доказано, что такое преступление было совершено группой лиц по предварительному сговору (как правило, организацией клубов занимаются несколько партнеров, заранее договариваясь об установке в нем игровых консолей), то наказание будет суровее – лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового», – объяснил юрист.

Фото на главной: Lzzyplante // Flickr.com

Поделиться:
Главные новости