Общество
 13 мая 2017, 12:00   1014

​Фильм «Сфера»: лента о предельной стадии развития соцсетей или бульварная антиутопия

​Фильм «Сфера»: лента о предельной стадии развития соцсетей или бульварная антиутопия

Кино: «Сфера»

Режиссер: Джеймс Понсольдт


ЗА

Сразу после выхода романа «Сфера» (автор Дэйв Эггерс) стало понятно, что этот текст нужно переложить на кинополотно и тем самым максимально расширить его целевую аудиторию. Его пророческий и в то же время доходчивый тон многим напомнил знаменитые романы-антиутопии, написанные на волне рассвета авторитарных режимов в Европе. Автор «Сферы» намекает, что в XXI веке нас ожидает фашизм иного рода – он кроется в сверхприбыльных стартапах родом из Кремниевой долины, которые желают подключить все человечество к социальным сетям и поставить крест не только на конфиденциальности персональных данных, но и на свободе выбора.

Спустя три года «Сферу» действительно экранизировали, превратив ее из броского манифеста в произведение актуального искусства. Услышать зов ее создателей обязан каждый из тех, кто по крайней мере один раз в день пользуется ВКонтакте, Facebook и прочими «вайберами», – а это, должно быть, несколько миллиардов человек.

Недалекое будущее. Мэй устраивается на работу в глобальную интернет-компанию «Сфера», которую возглавляет гуру социальных медиа Эймон Бэйли. Основатель «Сферы» замечает талантливую сотрудницу и приглашает ее принять участие в прорывном эксперименте, который призван перевернуть представления миллиардов людей о возможностях индивида и границах личной свободы. Суть эксперимента в том, что Мэй поделится всеми деталями своей жизни с окружающими. Двадцать четыре часа в сутки она будет вести прямую трансляцию всех происходящих с ней событий, дабы убедить общественность, что «делиться значит любить» (один из девизов компании). Вскоре Мэй предстоит узнать о компании-гиганте Кремниевой долины и ее инициативах пугающую правду. Однако (парадокс!) поделиться своими открытиями ей будет не с кем и бороться с несправедливостью придется в одиночку.

«Сфера» – это, как вы поняли, предельная стадия развития Facebook, например. Но создатели картины в своем произведении обличают скорее не отдельно взятые стартапы, а саму социальную среду, в которой не стало места для одиночества и тоски. Ты должен быть успешным, правдивым, компанейским – или не быть совсем. Понятно, что до воплощения в жизнь таких прогнозов еще далеко, впрочем, и в романе «Мы» лишение граждан фантазии не сразу стало прообразом карательной психиатрии.

Несмотря на не самую оптимистичную развязку, фильм проходит под важным для современных юзеров посылом: делиться нужно только с теми, кто этого заслужил. Друзей (а не френдов) не должно быть много, и важнее быть в ладах с собственной совестью, нежели с теми, кто лайкает твои публикации. Как говорится, плюс в карму за репост.


ПРОТИВ

Казалось бы, мода на антиутопии давно прошла и сейчас ей подвержены лишь либерально настроенные слои населения. Но нет – наивные сюжеты о «винтике в системе» продолжают появляться, правда, сейчас роль авторитарного лидера отведена уже не зловещему Большому Брату или утомленному Благодетелю, а улыбчивому IT-гению, который поработит всех нас, если не в реальности, то в интернете.

Эймон Бэйли именно таков. Это по виду он Том Хэнкс, но метит он совсем не в лауреаты «Оскара». Эймон Бэйли создал глобальную социальную сеть «Сфера», которая аккумулирует в себе все доступные данные пользователей, начиная от даты их рождения и заканчивая номером страхового полиса. Бэйли готов пойти еще дальше и сделать «Сферу», например, площадкой для политического волеизъявления и прочих привычных действий – от романтических знакомств до уголовного сыска.

Своей помощнице Мэй он предлагает доказать другим пользователям, что открытость и готовность делиться – это хорошо, что не нужно стесняться своей жизни, и демонстрировать всем, как многого ты добился и что у тебя еще все впереди. Во-первых, твой пример увлечет прочих, а во-вторых, если все будут передавать миру информацию о своем местоположении и занятиях, то это как минимум снизит количество совершаемых преступлений или просто дурных поступков. Мэй становится «евангелистом» проекта «Сфера», но очень скоро обнаруживает… да-да, что она оказалась «винтиком в системе».

Смущает в фильме прежде всего то, что выйти из порочной «Сферы» (хотя в оригинале фильм называется как раз «The Circle», то есть «Круг»), по мнению авторов, можно лишь отказавшись от сетевой жизни. И, кажется, близок тот день, когда все, кто сидит в интернете, будет поглощен дурной привычкой больше времени уделять своим виртуальным друзьям, нежели реальным проблемам. Такие неприятности, как известно, свойственны лишь неопытным или попросту чересчур юным особам, которые не знают, что интернет и социальные сети можно использовать как угодно – для отдыха, работы, знакомств и повышения IQ. Несвобода грозит лишь тем, кто не умеет найти этим вещам альтернативу. Герои «Сферы» как раз из таких – их поработил интернет, но они словно бы не знакомы с более насущными бедами – например, с «посадками» за репост или ловлю покемонов.

«Сфера» – это бульварная антиутопия в мягкой обложке. Она настолько безобидная, что внушает не страх за грядущее, а одну лишь скуку, а также ностальгию по зубодробильным текстам Оруэлла и Замятина. Вот тогда люди страдали и боялись. А сейчас только делают вид.


16+

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний