Город
  1. Город
 11 февраля 2017, 12:00  

«Ла-Ла Ленд»: лента о стремлении к мечте или вторичный продукт

«Ла-Ла Ленд»: лента о стремлении к мечте или вторичный продукт
Business Class выбирает самые резонансные фильмы и книги, выпущенные на минувшей неделе, и представляет два противоположных взгляда на них. Читателям остается определиться, на чьей они стороне.

Продукт: «Ла-Ла Ленд»

Режиссер: Дэмьен Шазелл


ЗА

Автор неповторимой «Одержимости» Дэмьен Шазелл снял мюзикл, который уже успел собрать щедрый урожай наград и основательно выделиться среди прочих претендентов на «Оскар». Достоинства картины «Ла-Ла Ленд», разумеется, не только в том, что она старается возродить идеалы музыкального кино, но еще и в том, что лента рассказывает о стремлении к мечте, о необходимости придерживаться чистосердечной веры в эту мечту и не отказываться от нее в пользу более удобных вариантов. Поэтому жанр был выбран постановщиком не случайно: «Ла-Ла Ленд» возвращает зрителя в эпоху классических мюзиклов – чарующе наивных, «ламповых», трогательных. Возможно, голливудское кино уже никогда не станет таким, каким оно было в 60-е годы, но, по крайней мере, есть те, кто до сих пор предан этой неисполнимой мечте.

Герои фильма – такие же мечтатели. Себастьян цепляется за джаз, умирающее искусство американских подворотен, а его девушка Мия верит, что когда-нибудь сможет стать великой актрисой. Они влюблены, молоды и ждут подходящего шанса, чтобы совершить решительный рывок по направлению к счастью. Но когда такой шанс действительно появляется, все идет наперекосяк – пришедший к паре успех начинает подтачивать их отношения.

«Ла-Ла Ленд» – это путеводитель по миру американского мюзикла. Режиссер картины досконально ориентируется в предмете, поэтому с удовольствием наблюдать за тем, как он перекладывает известные мотивы и образы на современный лад, будут не только обычные зрители, но и знатоки. Впрочем, если бы Шазелл был лишь толкователем этих образов, то едва ли снискал выдающуюся славу. В один момент музыка в фильме перестает быть просто запоминающимся саундтреком и становится одним из главных действующих лиц: она то ускоряется и гремит, подливая масла в огонь, то затихает и как бы настораживается. История Себастьяна и Мии закончится, а музыка останется – в плейлистах, рингтонах – и будет напоминать, как мало на свете мелодий, которые звучат не вокруг, а внутри.

Райан Гослинг в фильме заявляет, что хочет спасти джаз. Исходя из этой логики режиссер Дэмьен Шазелл хочет спасти мюзикл, но это заблуждение, потому что постановщик скорее иронизирует над данным творческим форматом, нежели преклоняется перед ним. Невозможно спасти прошлое (будь то мюзикл, черно-белое кино или упущенная любовь), но важно вынести из произошедшего важные уроки. Вот Шазелл и выносит. И его герои тоже. Ну, и нам, конечно же, стоит заняться тем же самым.


ПРОТИВ

Возможно, впервые за всю историю премии «Оскар» один из ключевых номинантов на главную награду является настолько вторичным продуктом. Картина вторична и с точки зрения содержания, и с точки зрения фильмографии ее режиссера. Отсылки к другим лентам, которые неподготовленному зрителю кажутся «данью уважения» великим мюзиклам и голливудскому кино в целом, на самом деле являются лишь симптомом творческого бессилия постановщика, который даже не дал себе труда хоть как-то переосмыслить жанр мюзикла – и просто добавил в стандартную лирическую фабулу смартфоны, «Старбакс» и Райана Гослинга. Режиссер Дэмьен Шазелл, думается, обошелся бы и без подобного «осовременивания», но, очевидно, ленту нужно было хоть как-то приблизить к нынешним реалиям, чтобы она не казалась очередным хромоногим римейком.

Шазелл, кстати, умеет снимать хорошие фильмы о музыке, да что там – гениальные фильмы о музыке. Об одержимости музыкой. Ну, вы понимаете. Шазелл попытался придать герою Гослинга эту самую одержимость, но какой, скажите, из Гослинга джазмен да и вообще музыкант? Что бы ни играл Гослинг, он выглядит так, будто рекламирует премиумные духи или просто до сих пор не отошел от своей роли в «Драйве». И получилось, что в этот раз создатели картины и актеры оказались одержимы не музыкой, а стилем.

Прилипчивые мелодии, десятки цитат и отсылок, Эмма Стоун с глазами навыкате – вот главные «достоинства» картины, которая, пожалуй, должна называться «Бла-Бла Ленд»: в ней говорят, спорят, кричат и поют – но все ни о чем, лишь бы занять хронометраж, убить время, оттянуть концовку. Жили-были Он и Она, Он любил музыку, Она любила кино, а потом они полюбили друг друга. А потом разлюбили. Но все-таки многому научились. Вот и весь сюжет. Но, конечно же, нельзя просто взять и стать счастливыми – перед этим нужно настрадаться и напеться вдоволь, без этого никак.

«Ла-Ла Ленд» больше всего походит на американизированное индийское кино, только без точек на лбу. Все поют по любому поводу, находят причину возненавидеть друг друга на пустом месте и вообще ведут себя очень несерьезно. Реинкарнация мюзикла, о которой сообщает кинопресса, не состоялась. Возможно, была реинкарнирована карьера Эммы Стоун, но не больше того. Также не исключено, что зрители, «заряженные» картиной, впадут в ностальгический раж и примутся пересматривать «Поющих под дождем», «Мою прекрасную леди» и «Вестсайдскую историю». Впрочем, и это скоро закончится. И в этом не будет ничего неожиданного.


(16+)

Все новости компаний