Общество
 19 ноября 2016, 13:00   1989

«В лучах солнца» Виталия Манского: правдивый фильм о Северной Корее или «декоративная» жизнь отдельно взятого ребенка

«В лучах солнца» Виталия Манского: правдивый фильм о Северной Корее или «декоративная» жизнь отдельно взятого ребенка
Business Class выбирает самые резонансные фильмы и книги, выпущенные на минувшей неделе, и представляет два противоположных взгляда на них. Читателям остается определиться, на чьей они стороне
Автор: Кирилл Перов

Продукт: «В лучах солнца»

Режиссер Виталий Манский

16+


ЗА

«Документальный фильм о жизни восьмилетней школьницы Джин-ми в Пхеньяне, столице КНДР, снятый российским режиссером по сценарию, написанному северокорейскими товарищами», – именно так описывает фильм всезнающий интернет, и уже в этой короткой аннотации чувствуется тлеющий заряд иронии, который рванет под самый конец и не оставит камня на камне от номинального замысла.

Снять правдивый документальный фильм о Северной Корее – задача в нынешних политических условиях почти невыполнимая. Съемочная бригада Виталия Манского, очевидно, поняла это уже на этапе подготовки к съемкам, потому что кинематографисты отказались от партизанских действий и покорно согласились действовать в рамках существующей идеологической парадигмы. Им был предоставлен готовый сценарий, который в восторженном ключе рассказывал о жизни простого населения северокорейской столицы: рабочих, школьников, педагогов. По сценарию Джин-ми вступает в пионерскую организацию, ходит на уроки танцев и готовится к празднованию Дня Солнца, когда весь народ Северной Кореи сливается в едином порыве и чествует почившего в бозе Ким Ир Сена.

Манский сотоварищи вынуждены были согласиться с такой художественной установкой (иначе их просто не пустили бы в КНДР). И единственное, что оставалось кинематографистам, – выискивать лазейки в непробиваемой броне, которой огородили участников съемочного процесса. Сделать это, как признается в самом начале фильма закадровый голос, было непросто: северокорейские «товарищи» неустанно бдили за Манским, фактически взяв на себя роль надзирателей. Лишь несколько кратких эпизодов были сняты за пределами заранее подготовленной канвы, и эти эпизоды все расставляют по своим местам.

Сначала работа Манского воспринимается в полукомедийном ключе: «надсмотрщики» возятся вокруг камеры и разъясняют статистам, как они должны улыбаться и какими словами восхвалять Ким Чен Ына; авторы ленты вставляют едкие комментарии за кадром, давая понять, что на самом деле все не так радужно. Но ближе к развязке физически ощутим становится мрак темницы, в которой вынуждены выживать миллионы человек. Нет, Манскому не удалось заснять бараки, в которых предположительно безвылазно находятся заводские рабочие, или пытки политических заключенных. Он сделал другое – рассказал о несчастье отдельно взятого маленького (в прямом смысле этого слова) человека, которому, согласно официальной идеологии, положено быть счастливым.


«В лучах солнца» Виталия Манского: правдивый фильм о Северной Корее или «декоративная» жизнь отдельно взятого ребенка

ПРОТИВ

Фильм «В лучах солнца» создавался интернациональной съемочной группой. Кинематографисты из России, Германии, Чехии и так далее единым демократическим фронтом выступили против северокорейской тирании. Проблема была только в том, что многие и так знают: в КНДР все плохо. Мы знаем это без фильма Манского, кроме того, мы знаем даже больше, чем Манский пытается нам показать. Мы знаем о голоде, о расстреле проштрафившихся чиновников, о пытках политзаключенных и паранойе Ким Чен Ына. Манский взялся за тему, испаханную вдоль и поперек либеральной прессой, правозащитниками и даже Голливудом. Но в рамках сотрудничества с северокорейскими властями отыскать неожиданные ракурсы во всем знакомой картине было крайне сложно, поэтому режиссер решил продемонстрировать, как нестерпимо плохо живется отдельно взятому ребенку в столице «Мордора».

Что ж, да, живется нашей героине плохо. Так плохо, что в один момент она не выдержала нервного напряжения и расплакалась прямо перед камерой. Ее «декоративная» жизнь (просторная квартира, обильные завтраки, уроки танцев) – еще одно подтверждение того, как ужасно все обстоит на самом деле. Но удивительным данный сюжет окажется только для людей, никогда не бывавших в интернете и с изумлением узнавших, что в XXI веке еще живы антидемократические режимы. Для жителей РФ эта информация вряд ли станет шоком.

Но главная претензия к Манскому состоит не в этом. Режиссер прибыл в Северную Корею под мирным прикрытием. Никто в Северной Корее не догадывался, что Манский собирается обличать, все думали, что его интересует улыбчивая Джин-ми и ее родители, не больше того. Тем не менее в кадр попали мелкие чины, одноклассницы главной героини, труженики столичных фабрик и так далее. Всех их режиссер использовал в своих целях: их слова, действия, намерения встроены в парадигму Манского, и все они выглядят предателями своей страны.

Джин-ми безутешно плачет над своей долей «кинозвезды», ее родители неудачно играют роли ударников заводского производства, а «надзиратели» съемочной бригады перешептываются перед камерой с семьей девочки: «Ведите себя, будто вы дома, говорите естественнее». Страшно представить, что сделали со всеми этими несчастными после того, как стало ясно, что Манский собирается рассказать «всю правду». Интересно, задумывался ли об этом сам режиссер, или его интересы были сосредоточены исключительно вокруг того, чтобы власти Северной Кореи запретили фильм где только можно, сделав его еще более желанным для зрителей.

Фото на главной: кадр из фильма «В лучах солнца» режиссера Виталия Манского.

Теги:
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний