Экономика
 04 октября 2016, 07:00   2351

Чем обернется снижение размера ретро-бонуса до 5% для местных производителей и торговых сетей

Чем обернется снижение размера ретро-бонуса до 5% для местных производителей и торговых сетей
Автор: Кирилл Перов

Платеж поставщиков торговых сетей, так называемый ретро-бонус, снизился до 5%. Мера призвана упростить выход продукции местных производителей на полки. Ритейлеры, в свою очередь, говорят о том, что закон принят «на скорую руку», а приспособление к новому механизму займет больше времени.

15 июля вступили в силу изменения в федеральном законе о торговле. Согласно нововведениям, совокупный размер вознаграждения (ретро-бонус) за дополнительные услуги (продвижение товара, обработка и упаковка товара, бонус за приобретение большого количества товара и т.д), которые сети оказывают поставщикам продовольствия, теперь не может превышать 5% от стоимости товара. Раннее его предельный размер составлял 10%.

Закон уже вступил в силу, торговые сети должны перезаключить договора с производителями и поставщиками на новых условиях до 1 января 2017 года.

Крупнейшие торговые сети, присутствующие в Пермском крае, пока не заключают со своими поставщиками договоры на новых условиях. Об этом ритейлеры сообщили в ответ на запросы Пермского УФАС.

Антон Удальёв, и.о. руководителя Управления антимонопольной службы (УФАС) по Пермскому краю:
– Новые договоры сети пока не заключают, но поскольку старые продолжают действовать, то угроз поставкам продуктов нет. Нужно понимать, что нововведения требуют от сетей не просто формального перезаключения договоров, но изменения бизнес-процессов. Поправки в закон о торговле направлены в первую очередь на поддержание поставщиков и производителей. Снижение ретро-бонуса в перспективе может стать мерой по сдерживанию роста стоимости продуктов.

Производители пеняют на высокие входные бонусы и длительное заключение контракта со стороны торговых сетей, считая, что оптимальный вариант — это сельхозярмарки, которые исключат ритейлеров из логистической цепочки. «Производители и поставщики сельскохозяйственной продукции настаивают на организации ярмарок при поддержке муниципальных властей, что позволит обеспечить регулярный сбыт сельхозпродукции и исключит из цепочки посредников, то есть, торговые сети, — рассказала Наталья Каменских, начальник отдела инвестиций и развития агропродовольственного рынка Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края. — Они предлагают сделать более открытой и объективной процедуру подачи и рассмотрения заявок в торговые сети. А также говорят о том, что при выборе поставщиков продовольственных товаров торговым сетям следует обращать внимание не только на ценовой фактор, но и на фактор качества».

Вход станет проще

В краевом министерстве сельского хозяйства по результатам совещания с сельхозпроизводителями рассказали, что новый закон предполагает одинаковые условия для всех поставщиков и призван упростить механизм попадания на прилавок товаров местных производителей. Сокращается максимальный срок отсрочки оплаты торговыми сетями полученных от поставщиков товаров. А также ужесточаются антимонопольные правила для торговых сетей, расширяются полномочия ФАС в части контроля прав и обязанностей сетей и поставщиков продовольствия.

Дмитрий Сазонов, депутат Государственной думы России, председатель пермского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»:
– Как правило, при заключении контрактов более выигрышную позицию занимают торговые сети, они зачастую диктуют свои условия поставщикам. С целью урегулировать эти отношения вступили в действия поправки в федеральный закон. В период с 15 июля по 31 декабря поставщики и торговые сети должны перезаключить действующие договоры на основании изменённого законодательства.

Местные производители позитивно оценили изменения в законе о торговле. По их мнению, это облегчит выход товаров на рынок. На практике некоторые торговые сети вообще отказываются от ретро-бонуса на некоторые продукты, в результате чего производители получают другие привилегии.

"Закон мы уже изучили, и юридически проработали вместе с торговыми сетями. Из 20 сетевых контрактов часть клиентов отказались от применения ретро-бонуса, в том числе, «Виват», «Омнибус», «Перекрёсток», «Пятёрочка» и некоторые другие. У остальных уровень требований превышает установленный в законе лимит. Мы будем с ними договариваться и приведём условия к требованиям закона", — отметил генеральный директор ОАО «Птицефабрика «Пермская» Николай Рошак.

«Для местных региональных производителей это дает дополнительные возможности выход на прилавок, — подчеркнул президент группы предприятий «Тенториум» Раиль Хисматуллин. — Однако, некоторые ритейлеры практикуют тестовые продажи продукции конкретных производителей на определённый срок, освобождая конкретную продукцию от ретро-бонусов. Производители таким образом получают дополнительные средства, из-за чего количество поставок увеличивается».

Некоторые производители, специализирующиеся на товарах с минимальным сроком реализации, не почувствовали на себе изменения в законе. «Сроки реализации неупакованных колбас и деликатесов бренда "Майские деликатесы" не превышают 5 суток, поэтому мы не можем конкурировать с другими производителями, которые поставляют в магазины продукцию со сроком реализации в 20-25 суток. Все сети ориентированы на максимально длительные сроки реализации продукции и, по сути, не заинтересованы в реализации свежих продуктов. Все издержки и потери, связанные с реализацией продукта приходится брать на себя, поэтому создаём фирменную розничную сеть», — говорит Ксения Волкова, руководитель отдела маркетинга ЗАО "ТЗК Синергия" (входит в "Группа Синергия").

Вперед батьки в пекло.

Представители торговых сетей подчеркнули, что скорость принятия закона и его вступление в силу привело к отсутствию понятных механизмов для дальнейших действий.

«Разработка договора занимает довольно много времени, потому что договор поставки – это многостраничный и сложный документ. Нам нужно время, чтобы экономисты и юристы переработали эти документы. В рабочем порядке готовимся переподписывать действующие договоры в конце года, и с первого января будем взаимодействовать с поставщиками на новых условиях», – сказал Андрей Мущинкин, исполнительный директор торговой сети «Семья».

Торговые сети уже начали работу по реорганизации новых договоров. Сейчас «СемьЯ» ведет интенсивные переговоры с поставщиками о применении требований новой редакции закона. «Сеть выполнит эти требования в полном объеме в установленные сроки, — рассказали в пресс-службе УК «ЭКС». — Крупные федеральные и транснациональные компании, которые борются за конкуренцию на рынке, сомневаются, что пятипроцентный размер платежей позволит им сохранить агрессивную маркетинговую политику, к которой они привыкли».

В начале 2017 года ФАС проверит все магазины в Пермском крае на предмет соблюдения новых положений закона. Об этом на Международной конференции «Обеспечение конкуренции в области торговой деятельности» сообщил замруководителя ФАС РФ Андрей Кашеваров.

Термин «ретро – бонус» используется в основном в России, в то в время, как в мировой практике для подобных платежей используется термин «рибейт» (rebate). Существуют 3 основных варианта выплат ретро-бонусов: денежная выплата — возврат части стоимости покупки; поставка товара бесплатно; опцион (бонусное право, но не обязательство клиента, совершить покупку товара на протяжении определённого отрезка времени по специальной бонусной цене).
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний