Экономика
 30 мая 2016, 07:00   11640

​Истощение потребления. Продажи ритейлеров падают второй год подряд

​Истощение потребления. Продажи ритейлеров падают второй год подряд
Розничные продажи товаров в Прикамье падают второй год подряд. Потребители отказались от крупных покупок, экономят даже на товарах повседневного спроса и продукции для детей

Продажи ритейлеров продолжают снижаться второй год подряд. По данным Пермьстата, в первые четыре месяца 2016 года оборот розничной торговли в Пермском крае составил 152,067 млрд рублей. Это (в сопоставимых ценах) на 8,3% ниже показателей 2015 года. Аналитики Международного центра Интернет-торговли Allbiz напоминают, что ситуация 2016 года повторяет сценарий 2015-го. Тогда по итогам первого квартала показатели рынка упали почти на 10% в сравнении с первым кварталом 2014 года.

Более половины оборота розничной торговли в Прикамье по-прежнему приходится на непродовольственные товары: 77,115 млрд рублей за четыре месяца 2016 года (снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10,4%). Объемы розничных продаж пищевых продуктов (в том числе напитков и табачных изделий) снизились по сравнению с сопоставимым периодом 2015 года на 6,1%, составив 74,442 млрд рублей.

Все меньше тратят

Аналитики Международного центра Интернет-торговли Allbiz отмечают, что электронная коммерция в Пермском крае также не может похвастаться наращиванием оборотов. «Количество онлайн-заказов в регионе в первом квартале 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года упало примерно на треть. При этом самой высокий показатель падения был зафиксирован в марте. Главным среди топовых потребительских рынков стал продуктовый – именно в его рамках приходило больше всего заказов как в первые три месяца 2015-го, так и 2016 года. На втором месте расположились товары для дома и сада, на третьем – рынок одежды и обуви. При этом самое ощутимое падение в 2016 году было в рамках рынка спорта и отдыха. Сегмент здоровья и красоты, а также детских товаров незначительно выросли за указанный период», – делятся аналитики Allbiz.


Падение спроса оказалось настолько сильным, что не было компенсировано ростом цен


По данным компании Nielsen, в первом квартале 2016 года экономили 76% покупателей (71% в предыдущем). Среди способов сокращения расходов на первом месте отказ от новой одежды (61%) и развлечений вне дома (59%). 52% потребителей переключались на более дешевые бренды продуктов питания, 47% реже ездили куда-то на выходные или короткие праздники, 45% откладывали покупку электроники, 31% тратили меньше на ежегодный отпуск и переносили ремонт в доме.

«Истощение» – так одним словом можно охарактеризовать состояние потребителей сегодня. В течение нелегкого 2015 года настроения были нерадостными, однако ряд социально-политических событий, которые поддерживали патриотический дух, оказывали серьезное положительное влияние на восприятие будущего.

Сегодня эти факторы уже сошли на нет, усталость от суровой экономии, в которой потребители живут по крайней мере год, нарастает, отказываться приходится от всех излишеств. Не приносит удовольствия и планирование летнего отпуска: в отсутствие доступных альтернатив россияне или не уходят в отпуск вовсе, или выбирают не совсем радующие их варианты», – говорит Марина Лапенкова, директор по работе с глобальными клиентами Nielsen Россия.

Ждут распродажи

Эксперты отмечают, что наибольшее падение объемов реализации зафиксировано в категориях товаров длительного пользования – автомобили, бытовая техника, электроника, дорогие обувь и одежда. «В непродовольственном секторе снижение продаж снизилось практически во всех сегментах. Люди стали меньше приобретать либо откладывать покупку на следующий период – ищут подешевле. Многие приходят в магазин, смотрят и говорят, что вернемся, когда начнется распродажа. Потребность в товарах есть, но этот спрос отложенный», – отмечает Елена Жданова.

По оценкам Константина Копытова, директора управляющей компании «Столица Пермь», более всего просели продажи товаров длительного пользования (например, объемы реализации бытовой техники и электроники упали на 30%), одежды. «Что касается последней, то сильнее всего пострадали ритейлеры, работающие в ценовых сегментах «средний», «средний плюс». «Здесь объемы реализаци

и серьезно упали, дешевые же товары пока еще покупают. Выживают дискаунтеры либо ритейлеры, модель работы которых позволяется создавать недорогие товары», – делает вывод Константин Копытов.


«Потребность в товарах есть, но спрос отложенный. Например, многие жду скидок»


По данным компании «Магазин магазинов», падение продаж в рублях зафиксировано во всех торговых профилях кроме обуви (где есть небольшой прирост). «В продуктовом сегменте, категориях детских и спортивных товаров, парфюмерии и косметики рост цен компенсировал снижение спроса. Падение спроса на продукцию ритейлеров большинства торговых профилей оказалось настолько сильным, что не было компенсировано ростом цен. В результате операторы фиксировали падение выручки в рублях на фоне роста цен. Больше всего спрос сократился на продукцию профилей бытовой техники и электроники и аксессуаров, менее других – на детские товары и одежду», – добавляют в компании «Магазин магазинов».

Экономят и на детях

Меньше спрос снизился на товары повседневного спроса, от которых покупатели не могут отказаться совсем. Хотя и в этой категории наблюдаются изменения: потребители стараются экономить, покупать более недорогие вещи и продукты, ждут скидок и акций. «Сегодня сокращаются продажи даже продуктов питания. Остается только необходимый перечень товаров. Люди покупают дешевые продукты – хлеб, крупы, макароны, чай, масло. Потребители заменяются говядину свининой, свинину – курицей, а далее – переходят на крупы. Рыбу в основном приобретают замороженную, подходящую по цене», – приводит пример Константин Копытов.

По словам Елены Ждановой, у каждой сети своя динамика: у одних трафик падает, но чек сохраняется, у других – наоборот. «Все зависит от того, кто какую политику ведет. Глобально по рынку динамика и по трафику, и по чеку либо на уровне прошлого года, либо чуть выше. Не могу сказать, что на рынке происходит что-то катастрофическое, но тенденция осторожного потребления и его корректировки наблюдается», – добавляет Елена Жданова.

Елена Жданова, директор УК «ЭКС»: – Начиная с ноября прошлого года наблюдаем прирост трафика в ТРК. Повторяется ситуация 2008-2010 годов, когда люди стали ходить в торговые центры просто чтобы погулять, посмотреть, выпить кофе, лимонада и радостно уйти домой. Прогнозировать сложно: многое зависит от курсов валют. Сейчас они стабилизировались, и ситуация стала спокойнее. Какое-то время уйдет на то, чтобы адаптироваться, а затем может начаться рост. Пока мы видим стабилизацию в нижней точке. Кажется, что рынок достиг «дна», по крайней мере, ухудшения положения дел нет. Эта ситуация держится два-три месяца. Если такая тенденция продлится еще столько же, то есть шанс, что рынок пойдет вверх.

По данным аналитиков Международного центра Интернет-торговли Allbiz, в первом квартале 2016 года, как и в 2015 году, 70% из первой десятки товаров принадлежали к продуктовому рынку, хотя структура спроса несколько изменилась. Например, в прошлом году жители Пермского края активно покупали свинину, а в этом данный товар занял только пятую строчку, а первая досталась муке. В тройку самых продаваемых товаров вошли также грибы и принадлежности для дачи, сада и огорода.

В прошлом году одним из сегментов, наименее пострадавшим от кризиса, участники рынка называли сегмент детских товаров (одежды, игрушек и т.д.), но сейчас ситуация изменилась. «И на детях тоже начали экономить: пропали многие товары и продукты, которые имели средний ценник, их заменили на дешевые. Качество предлагаемых товаров резко снизилось», – подчеркивает Константин Копытов.

Поделиться:
Все новости компаний