Экономика
 29 января 2016, 09:30   2011

​Дистанция огромного размера

​Дистанция огромного размера
Почти 70 подразделений банков закрылись в Пермском крае в 2015 году. Кредитные организации оптимизировали издержки, уходили в дистанционные сервисы, были и те, кто лишился лицензий
Автор: Кирилл Перов

Кредитные организации, работающие в Пермском крае, продолжают закрывать офисы. По данным Банка России, за 11 месяцев 2015 года в регионе прекратили работу 69 внутренних структурных подразделений кредитных организаций. На 1 декабря 2015 года их число оказалось равным 793.

Из них: 553 – дополнительные офисы, 187 – операционные, 31 – кредитно-кассовый и 22 операционные кассы вне кассового узла. На 1 декабря 2015 года в регионе работают четыре банка с «пермской пропиской» и 31 филиал. Напомним, в 2013 – первом квартале 2014 года в Пермском крае наблюдалась тенденция к увеличению числа офисов банков. Но начиная со второго квартала 2014 года банки стали закрывать свои офисы в Прикамье.

Эксперты, опрошенные Business Class, связывают сокращение числа подразделений банков в первую очередь со снижением рынка кредитования, необходимостью оптимизировать бизнес-процессы, а также более активным, чем ранее, проникновением дистанционных сервисов.

«Банковский рынок сжимается последние два года. С одной стороны, падение объемов продаж приводит к сокращению числа представительств банков, урезанию штата сотрудников и переходу на альтернативные каналы выдачи кредитов: агентские договоры, брокерские компании.

С другой стороны, ограничения в работе кредитных учреждений со стороны регулятора и ухудшение рисковых показателей по выдаваемым кредитам заставляют банки ужесточать критерии отбора потенциальных заемщиков, смещая фокус на качество своего клиента и его платежную дисциплину. Таким образом, рынок для участников становится все меньше, естественным путем отсеивая игроков, неспособных побороться за качество собственного портфеля и долю на рынке», – рассуждает Иван Шаров, генеральный директор брокерской компании «Финансовое агентство».

Участники рынка отмечают, что аналогичная ситуация складывается и в других регионах России. «Банки сокращают количество внутренних структурных подразделений не только в Пермском крае. Связано это в первую очередь с оптимизаций бизнес-процессов», – считает Василий Шилов, управляющий Пермским филиалом АКБ «ФОРА-БАНК».

Движение офисов в природе

В Западно-Уральском банке Сбербанка России отмечают, что количество людей, приходящих в офисы, постепенно сокращается, вследствие чего меняется и сама филиальная сеть. «В рамках работы по ее усовершенствованию площади клиентских залов увеличены, офисы перемещены в наиболее популярные среди местных жителей места в городе, а малозаметные и некомфортные подразделения с малым клиентопотоком постепенно закрываются.

В 2015 году Западно-Уральским банком Сбербанка России переформатировано 16 городских офисов. У 10 офисов в сельской местности произведена смена формы обслуживания со стационарной на передвижную. Речь идет о мобильных банковских офисах, которые применяются банком для обслуживания отдаленных сельских населенных пунктов уже более пяти лет. Кроме того, восемь офисов в крупных городах закрыты с передачей клиентской базы в ближайшие подразделения. Данные меры вызваны несоответствием занимаемых помещений требованиям в части безопасности и удобства для клиентов после проведения реконструкции, поэтому приняты решения о перемещениях данных офисов и расширении площадей ближайших подразделений», – рассказывают в Западно-Уральском банке Сбербанка России и добавляют, что работа по переформатированию офисов продолжится и в 2016 году.

По словам управляющего ВТБ24 в Пермском крае Светланы Щеголевой, сокращение банковских отделений на примере банка – это общефедеральный тренд. «Оно связано с оптимизацией деятельности организации для увеличения оперативной эффективности. Как правило, закрывались отделения формата «микро», которые находились рядом с крупными офисами ВТБ24, или отделения с плохой проходимостью.

В сентябре 2015 года в рамках оптимизации сети закрыт операционный офис «Ленинский». Рядом начали работу операционные офисы «Театральный» (в феврале 2015 г.) и «Камский мост» (в сентябре 2014 г.). Также в 2015 году был открыт флагманский офис ВТБ24 «Сибирский тракт». Численность персонала в прошлом году удалось увеличить за счет открытия двух офисов. К слову, это не тренд. Пермский край является одним из немногих регионов в ПФО, где удалось не только сохранить сотрудников, но и создать новые рабочие места», – комментирует Светлана Щеголева.

Директор регионального операционного офиса Банка Москвы в Перми Антон Янц отмечает, что в течение 2015 года кредитная организация закрыла только один офис. «Кроме того, в Соликамске мы объединили два офиса и сделали один расширенный, переведя туда большую часть персонала из прежнего. Теперь это подразделение предлагает расширенный перечень банковских услуг. В настоящий момент Банк Москвы представлен в Пермском крае 7 офисами, данное количество отвечает нашим бизнес-задачам», – добавляет Антон Янц.

Соблюдай дистанцию

По оценкам Ивана Шарова, в среднесрочной перспективе количество участников банков продолжит сокращаться, доли крупнейших – возрастать, в том числе за счет объединения, а направленность продуктов – уходить в сторону дистанционных сервисов. Последнее позволяет серьезно экономить на постоянных издержках, связанных с содержанием собственной сети продаж, а также сотрудников, представленных в ней, добавляет г-н Шаров. Эту тенденцию подтверждают данные банков, работающих в Прикамье.

«Дистанционные сервисы сегодня являются привычным инструментом для 67% клиентов. В 2012 году таких было 48%. За последние три года количество транзакций, проведенных через удаленные каналы обслуживания, значительно увеличилось», – рассказывают в Западно-Уральском банке Сбербанка России. Аналогичную тенденцию отмечает Светлана Щеголева. «Доля клиентов, которые осуществляют доступные через интернет операции, с каждым годом увеличивается. Дистанционные каналы обслуживания – это дополнительный способ коммуникации с клиентами. Часть операций действительно проще и быстрее выполнить, воспользовавшись приложением», – рассказывает Светлана Щеголева.

По словам Антона Янца, за год общее число клиентов «Банка Москвы», зарегистрированных в мобильном или интернет-банке, выросло в 1,5 раза. «Прежде всего это связано с удобством в обслуживании самих клиентов: около 75% операций, за которыми клиенты обращаются в офис, можно совершить через ДБО. Речь идет о счетах за коммунальные услуги, сотовую связь, интернет, открытии вкладов, платежах по кредиту, оплате штрафов ГИБДД, налогов», – отмечает Антон Янц.

По словам Ивана Шарова, одним из ключевых преимуществ в работе по дистанционным каналам является высокий уровень финансовой (и, как минимум, технической) грамотности потребителя, а также возможность персонификации оказываемых услуг на основании массивов данных, накапливаемых в ходе взаимодействия с клиентом по интернет-каналам. «Два этих фактора отчасти помогают снизить риски и максимально эффективно реализовывать так называемые кросс-продажи, предлагая потребителю дополнительные продукты в процессе обслуживания по основному запросу», – поясняет Иван Шаров.

Тем не менее банкиры уверены: полностью заменить посещения офисов кредитных организаций дистанционными сервисами невозможно. По мнению экспертов, дистанционные сервисы станут приоритетными при совершении простых операций – переводов, оплаты счетов и т.д. «Однако есть банковские продукты, получение которых сложно представить без личного общения клиента и менеджера, особенно в VIP-сегменте», – считает Светлана Щеголева. Василий Шилов приводит в пример ипотечное кредитование, предполагающее комплекс процедур при оформлении сделки и участие нескольких сторон. В Западно-Уральском банке Сбербанка также отмечают, что невозможно отказаться от обслуживания клиентов в офисах: поскольку живое общение в век цифровых технологий приобретает особое значение.

Ушли-пришли Стоит отметить, что в 2015 году ряд банков прекратили работу в связи с отзывом лицензии Банком России. Таких кредитных организаций оказалось чуть более ста, но в Прикамье работали только восемь из них. Это «Ваш личный банк», «Транснациональный банк», «Пробизнесбанк», «Дил-Банк», банки «Транспортный», «Адмиралтейский», «Российский кредит» и «Связной». В прошлом году несколько банков начали работу в Пермском крае, открыв первые офисы. Среди них – «Транстройбанк», «Совкомбанк», «Модульбанк», банки «БФГ-Кредит» и «Образование». Пермский филиал «ФОРА-БАНКа» открыл две новые точки продаж, еще одну планирует открыть в начале 2016 года, рассказал «bc» Василий Шилов. «В 2015 году банк расширил региональную сеть, открыв офисы и филиалы в таких городах, как Ставрополь, Тверь, Сочи, Краснодар, Подольск, увеличил сеть офисов в Москве и Московской области», – добавил г-н Шилов.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний