Общество
 06 мая 2015, 16:00   2256

Влезли в мозг. ТОП инноваций пермских экономистов и маркетологов

Влезли в мозг. ТОП инноваций пермских экономистов и маркетологов

Статус национальных исследовательских университетов, как известно, имеют три высших учебных заведения Перми - филиал ВШЭ, а также «политехнический» и «классический» университеты. Вузы, обладающие статусом НИУ, должны обладать соответствующей инфраструктурой образовательного процесса и научных исследований, что не слишком вяжется с господствующим представлением о бедности российского образования.

На примере экономического факультета ПГНИУ Business Class попытался выяснить, какие инновации используются при подготовке молодых специалистов, и так ли российские вузы отстают от западных, как это принято считать.

Влезли в мозг. ТОП инноваций пермских экономистов и маркетологов

На фото: декан экономического факультета ПГНИУ, доктор экономических наук, профессор Татьяна Миролюбова со студентами.

Rammstein vs Вивальди. Нейромаркетинговые исследования.

В далеком 1946 году группа американских социологов во главе с Робертом Мертоном провела необычное исследование: новобранцам американской армии было предложено посмотреть ряд фильмов антифашистской направленности и рассказать об эмоциях, которые возникали во время просмотра каждой сцены. Целью ученых было выяснить эффективность пропагандистских фильмов и их влияние на моральный дух населения. Исследование показало, что ряд сцен, которые, по замыслу режиссеров, должны были стимулировать патриотический подъем и решимость разбить врага, на самом деле вызывали у зрителей обыкновенный страх перед мощью Третьего Рейха.

Сегодня ученые имеют возможность проводить подобные исследования уже на более высоком научном уровне и в маркетинговых целях. Для получения информации о реакции людей на тот или иной продукт больше не нужно подробно расспрашивать участников фокус-группы, как это делал Мертон – для этого существуют нейротехнологии, принцип работы которых схож с принципом работы полиграфа - детектора лжи. Иначе говоря, у исследователей получилась возможность «влезть в мозг» человеку.

Как правило, нейротехнологии используются для оценки эффективности рекламных кампаний: исследователи измеряют уровень насыщения крови кислородом и смотрят, как мозг испытуемых реагирует на ту или иную продукцию. Ученые выяснили: нашему мозгу необходимо всего лишь 313 милисекунд, чтобы из двух брендов выбрать один. В данном случае речь идет об эмоциях, но ведь именно на эмоциональном порыве делаются большинство покупок.

В Перми дорогостоящее нейромаркетинговое оборудование появилось год назад на экономическом факультете ПГНИУ. Первые исследования по контракту прошли здесь в 2014 году. В них приняли участие несколько пермских брендов, в частности, «Киты еды». Стоимость оборудования приближается к 1 млн рублей, а каждое нейромаркетинговое исследование обходится в 50-60 тысяч рублей.

Влезли в мозг. ТОП инноваций пермских экономистов и маркетологов

Трудно поверить, что стоимость содержимого это чемоданчика приближается к 1 млн рублей.

По словам Ксении Новиковой, заведующей кафедры маркетинга ПГНИУ, факультет привлекает к исследованиям экспертов российского и мирового уровня в области маркетинга, брендинга и управления бизнесом, а также специалистов неврологии и нейрофизиологии.

Ксения Новикова, доктор экономических наук, заведующая кафедры маркетинга ПГНИУ:

- С помощью технологий в сфере нейронауки и маркетинга можно измерить мозговые волны потребителей в реальном времени на сознательном и подсознательном уровнях. Таким образом, можно узнать точную информацию о реакциях потребителей на товар или маркетинговые стимулы. Принцип – как у детектора лжи. С оборудованием работают бакалавры и магистры кафедры маркетинга. В работе принимает участие врач-невропатолог, потому что полученные данные могут расшифровывать только врачи.

Оборудование используется и для проведения некоммерческих исследований. Одно из них было связано с исследованием эмоционального воздействия музыки на человека. Ученые сравнивали влияние разных треков на работоспособность человека - от группы «Rammstein» до Антонио Вивальди. В ходе исследований удалось выяснить, например, что нейроны маленьких детей очень хорошо реагируют на музыку группы «Beatles».

Влезли в мозг. ТОП инноваций пермских экономистов и маркетологов

Влезли в мозг. ТОП инноваций пермских экономистов и маркетологовЯблоко или апельсин? Мозг сам даст ответ, что вам больше по душе!

Влезли в мозг. ТОП инноваций пермских экономистов и маркетологовКак отмечают специалисты, испытуемый может давать на вопросы "социально желаемый" ответ, но мозг обмануть нельзя. К расшифровкам полученным в ходе исследований данных привлекаются врачи

Симултрейн

Также, как при обучении пилотов используются симуляторы полета, для обучения менеджеров проекта может использоваться симулятор проекта. В тренинге по управлению проектами ПГНИУ использует компьютерный симулятор SimulTrain.

Преподаватели отмечают, что «кривая забывания» материала лекций составляет примерно две недели. Практика, которую дает компьютерный симулятор, помогает лучше освоить изучаемый материал. SimulTrain позволяет студентам пройти весь проект – от этапа планирования до завершения.

Влезли в мозг. ТОП инноваций пермских экономистов и маркетологов

Занятия на SimulTrain проводят преподаватели, которые прошли обучение в Германии.

Команды-участники полностью погружаются в атмосферу реального проекта: получают множество писем по интернету, голосовых сообщений, телефонных звонков. Каждое принятое здесь решение влияет на конечный результат. Как и при реальном управлении проектами, вариантов развития событий – великое множество, а на процесс могут влиять и незначительные, на первый взгляд, мелочи.

Также, как и оборудование для нейромаркетинговых исследований, SimulTrain – дорогостоящее удовольствие, ведь факультету приходится приобретать лицензию буквально на каждую игру.Влезли в мозг. ТОП инноваций пермских экономистов и маркетологов

Кластеры, которые работают день и ночь

В 2013 году при кафедре информационных систем и математических методов в экономике ПГНИУ была создана лаборатория информационных технологий в прогнозировании и управлении процессами социально-экономического развития - ITE.LAB. Лаборатория оснащена вычислительным комплексом, приобретенным в рамках программы развития национального исследовательского университета и разработанным компанией «Прогноз». Ее возглавляет доктор физико-математических наук, профессор Владимир Максимов.

Влезли в мозг. ТОП инноваций пермских экономистов и маркетологов

На схеме графически представлены связи между ведущими мировыми банками

Деятельность ITE.LAB представлена тремя направлениями: моделирование процессов социально-экономического развития регионов, стран и территорий; конструктивные методы исследования динамических моделей в экономике; а также исследование финансовых рынков и разработка методик управления рисками.

По обеспеченности научными кадрами и техническому оснащению это лаборатория мирового уровня. Она оснащена информационно-вычислительным комплексом, приобретенным в рамках программы развития национального исследовательского университета и разработанным компанией «Прогноз». Ядром комплекса является система из множества кластеров.

Влезли в мозг. ТОП инноваций пермских экономистов и маркетологов

Андрей Бячков, заместитель заведующего кафедрой информационных систем и математических методов в экономике:

Наши кластеры – это программно-аппаратные комплексы, которые работают и день, и ночь, чтобы в любой момент времени предоставить удаленному пользователю информацию, которую они содержат. Сейчас таких кластеров 21 – это объёмное собрание данных по экономике, в том числе мировой. Особенность этого хранилища информации ещё и в том, что данные периодически обновляются и аналитически обрабатываются. Всё это доступно для студента, аспиранта, любого исследователя.

С использованием вычислительного оборудования лаборатории могут выполняться расчеты по заказам российских и зарубежных коммерческих организаций и органов государственной власти. Первый успешный проект, реализованный ITE.LAB, - исследование «Микроструктура рынка ценных бумаг и высокочастотная торговля в Сингапуре» в интересах Центрального банка Сингапура (Monetary Authority of Singapore). В рамках сингапурского проекта была создана модель финансового рынка, которая позволила провести эксперименты не в реальной жизни, а в виртуальном режиме. Можно сказать, что была создана своего рода «аэродинамическая труба», в которой можно испытать модель прежде, чем она будет применена на практике.

Влезли в мозг. ТОП инноваций пермских экономистов и маркетологов

Поделиться:
Все новости компаний