Газета
  1. Газета
 16 февраля 2015, 13:20  

Очарование бесшабашности

Очарование бесшабашности
О тотальном захвате человека искусством, возможности создать свой локальный рай и агрессивных пермяках рассказала москвичка Катя Бочавар, самый яркий представитель современного отечественного арт-процесса.

 Катя, вы стали у нас часто бывать: поработали куратором выставки для PERMM, приехали на АРТ-ПЕРМЬ на музейный форум. Вам интересно работать в Перми?
– Когда я услышала первый раз о Перми, мне показалось очень странным, что город, который находится посередине ничего, претендует на важное место на культурной карте мира. Я родилась и выросла в Москве, много лет жила в Нью-Йорке, и вдруг слышу, что Пермь чуть ли не культурная столица мира. Но, с моей точки зрения, в амбициозности и бесшабашности такого заявления есть какое-то очарование и обаяние. Думаю, на это и рассчитывали, когда все затевали.

Как вы считаете, культурный проект оставил в нашем городе свой след?
– Культура растет там, где есть деньги, и по-другому это почти никогда не работает – за редкими отдельными случаями.
Но есть еще и люди. О многом говорит тот факт, что в не таком уж и большом городе невозможно в оперный театр купить билеты на премьеру, а залы заполнены постоянно. Это же надо довести зрителя до такого состояния. Можно говорить, что так называемый культурный проект закончился, но культура – бесконечна, если это семя запало в человека, то культура вырастет в нем не как неведомая отдельная субстанция, а как состояние его души. И если примененные деньги привлекли тех, кто смог взрастить интерес горожан к искусству, значит, проект очень удачный и принес серьезные плоды.

Если бы меня, например, позвали в Уфу, я не думаю, что это был бы повод для моей особой радости – «О! Отлично, меня пригласили в Уфу!». И тут меня наконец-то позвали в Пермь. Куча моих друзей здесь работали и работают: Галя Солодовникова сейчас оформляет спектакль в оперном, Петя Белый будет делать выставку. Понимаете, это статусно, что тебя позвали работать в Пермь, здесь тобой заинтересовались, это тоже определенный уровень и достижение города.

Но, тем не менее, противников у культурного проекта много, и споры о той же деревянной букве «П» идут до сих пор.
– Да, я с удивлением узнала, что Пермь в массе своей агрессивна. Чем арка Полисского мешает? Можно подумать: все улицы утыканы современным искусством, и именно ее надо убрать. Город уродливый, даже если эту скульптуру вы считаете уродливой, ну и пусть будет немножко уродства на уродстве. Но у людей это вызывает агрессию, и знаете – это позитивный знак.
Это значит, что люди вовлечены в дискурс, значит, им кто-то сказал, что вы, простые жители города Перми, можете высказаться: нравится вам это или не нравится, хотите ли вы этого или не хотите. Это очень важно, потому что в отличие от большинства населенных пунктов страны, где люди существуют отдельно, а культура отдельно, в Перми присутствует культурная среда, и широкие массы населения в этом культурном процессе так или иначе участвуют.

Вы куратор необычных, новаторских эпатажных проектов, которые сразу становятся предметом для исследования и подражания. И вдруг делаете выставку двух провинциальных художников. Как это оказалось возможно?
– Когда арт-директор музея PERMM Наиля Аллахвердиева пригласила меня сделать выставку, мне это предложение поначалу показалось странным. Художники Михаил Павлюкевич и Ольга Субботина занимаются изобразительным и прикладным искусством, и это находится невероятно далеко от того, чем я занимаюсь и как художник, и как куратор.
Но когда я, пробираясь по улице по щиколотку в грязи, пришла в этот страшный уродливый двор и пахнущий кошками подъезд, забралась к ним на 6-й этаж, вдруг увидела, в какой красоте живут эти люди. Вот у них система слива, в отличии от пермских тротуаров, работает: они умеют сливать из себя все то некрасивое, что нас не только в Перми, но и в нашем мире, страшном и пугающем, окружает. Они сумели создать вокруг своей небольшой семьи из двух человек такой локальный рай, который, может быть, со стороны никому раем и не кажется. Их жилье, одежда и стиль жизни далеки от того, что считается желаемым с точки зрения большинства людей. Но, с моей точки зрения, это преуспевающие люди.
И когда мы с ними посидели, поговорили, поприглядывались друг к другу, я сказала: «Пакуйтесь! У вас появилась прекрасная возможность покрасить пол в вашей мастерской, потому что центром выставки я сделаю вашу жизнь.Мне интересно показать и рассказать на вашем примере всем людям художник и все, что он делает, – неразделимые позиции».
Для меня Субботина и Павлюкевич – это пример того, что мы всегда живем в том мире, в котором мы хотим жить.

На музейном форуме, проходившем в рамках «АРТ-ПЕРМИ», вы провели мастер-класс по саунд-инсталляции. В этом направлении современного искусства вы считаетесь главным специалистом. Чем вас оно привлекает?
– Саунд-инсталляция дает возможность тотального захвата человека искусством. Мне нужно сразу в человека войти, через визуальные каналы, когда мы рассматриваем картину, это происходит медленно, а через звук – быстро. Сегодня работа со звуком – это тренд, это модно. В Венеции на архитектурной бьеннале мы видели выставку, посвященную звуку как современному искусству Artofsaund. Есть галереи, которые представляют не картины, а звуки. В Нью-Йорке Майкл Шумахер создал первую в мире звуковую галерею: там белое пространство и ни одного предмета (я предпочитаю выставлять звук в черном пространстве).
Как куратор я делаю самые разные выставки – и почти во все включаю звук. В PERMM на выставке Павлюкевича-Субботиной я сопроводила экспозицию звуками, которые обычно можно услышать в мастерской этих художников, и рассказами (они звучали в наушниках) о Михаиле и Ольге их друзей – известных культурных деятелей.

Как оформляются саунд-инсталляции?
– Точно так же, как произведения живописи. На стене располагается экспликация, где все указано: техника, год, в чьей коллекции находится и так далее.

Катя, расскажите о самых интересных ваших проектах в саунд-арте.
– Мой самый интересный проект, к сожалению, не был реализован. Мы сделали интересную акустическую инсталляцию, которая должна была звучать сразу на 360 эскалаторах московского метро. Но министерству культуры Москвы, как они ни старались, не удалось договориться с руководством метрополитена, а жаль. Есть у меня еще одна идея: создать саунд-инсталляцию, которая бы сопровождала человека в городе весь день, в течение всех его дел, поездок в транспорте, чтобы он жил в этом сочиненном для него звуке. Понимаю, что идея почти безумная, но этим и привлекает. А вообще я бы мечтала с запахами поработать, арома-инсталляция на человека воздействует еще быстрее, чем звук, и еще тотальнее.

Справка

Катя Бочавар
Родилась в Москве, около 15 лет жила и работала в Нью-Йорке.
В 1989 году закончила Московский текстильный институт им.А.Н. Косыгина,
получив специальность художника по дизайну тканей.
Соавтор (совместно с Андреем Бартеневым) перформанса «БЕЛАЯ РАДУГА НАД СТОЛОМ. Мюзикл просроченных продуктов» на выставке BAIBAKOV artprojects (фабрика «Красный Октябрь», 2009 год), дизайнер российского павильона на 53-й Венецианской биеннале (2009), архитектор выставки LexusHybridArt в «Манеже» (2013).
Премия имени Сергея Курехина за лучший кураторский проект 2010 года.

Все новости компаний