В условиях дестабилизации экономики прошедший год стал весьма непростым для российских автодилеров. Продажи падали с начала весны – вместе с покупательской способностью населения и рублем, затем немного подросли, опершись на программу утилизации, а после подскочили в декабре – в ожидании роста цен. Но итоговые показатели это не спасло: по сравнению с 2013 годом рынок автомобилей в России просел на 10,3%. В Пермском крае падение было еще более резким – 12,6%. Всего в 2014 году в регионе реализовано чуть меньше 40 тысяч новых пассажирских и легких коммерческих автомобилей (по данным АЕВ).
Самыми популярными марками среди пермяков по-прежнему остаются Lada, Renault и Toyota. Среди остальных участников рейтинга ТОП-10 по объемам продаж произошел ряд изменений. Вплотную к тройке лидеров подошла Kia, поднявшись сразу на две строчки, несмотря на отрицательную динамику продаж по сравнению с прядущим годом (-12,6%). Всего в 2014 году продано 2 606 автомобилей Kia. Улучшил свои позиции на рынке и другой корейский бренд – Hyundai. Он прибавил 19,8%, оказавшись на первом месте по динамике продаж в Пермском крае. Наихудшие показатели среди популярных марок продемонстрировали Volkswagen и Chevrolet – 24,0% и 32,2% соответственно. В результате Chevrolet, в 2013 году занимавший пятую позицию в рейтинге, опустился на седьмое место. Новичком в ТОП-10 по итогам прошлого года стала Skoda, которая заняла последнюю строчку рейтинга с результатом 1280 проданных автомобилей (на 9,9% меньше, чем в 2013 году).
Отдельно стоит сказать о «буме» активности, наблюдавшемся в автосалонах в конце года, когда в срочном порядке раскупали автомобили «по старым ценам». Статистика подтверждает, что в декабре действительно произошел резкий скачок продаж практически у всех дилеров. Выше в конце года «подпрыгнули» Opel (51,8% по сравнению с ноябрем-2014) и Chevrolet (35,9%). Другие марки в ожидании повышения цен увеличили предновогодние показатели на 8-22,1%. Исключения из этого правила составили только Lada, Toyota и Kia. Всплеск продаж двух последних марок произошел в ноябре, когда они прибавили по 31,9% и 16% по сравнению с октябрем. У отечественных автомобилей пик случился еще раньше – в сентябре, а рекордным по количеству проданных автомобилей для пермских дилеров Lada стал март.
Если сравнивать предновогодний рост продаж в автосалонах с аналогичными показателями 2013 года, то большинство дилеров оказываются «в минусе». Так, продажи Nissan в декабре 2014 сократились на 71% по сравнению с концом предыдущего года, Chevrolet просел на 35%, Opel – почти на четверть. Рост декабрьских продаж по сравнению с аналогичным периодом 2013 года продемонстрировали Renault, Toyota и Hyundai.
Итоги продаж за 2014 год у всех марок, возглавляющих рейтинг популярных автомобилей, не совпадают с тенденциями, зафиксированными в начале 2013 года. У дилеров отечественных автомобилей спад в 20% в 2012-2013 годах сменился подъемом порядка 5%. Кривая продаж Renault, которая ранее стремительно шла вверх (23%), опустилась до 0,2%, а Toyota, которая по итогам 2013 года сохраняла объемы продаж, не смогла удержаться на завоеванном уровне третий год подряд и немного «отступила» – на 8,7%.
Лидеры премиум-сегмента, который традиционно считается менее чувствительным к кризису, пережили прошлый год без значительных потерь, а Mercedez-Benz оказался «в плюсе». В Пермском крае рост составил порядка 5%, а в целом по России марка прибавила 11%. Дилеры Lexus завершили продажи с результатом -1,5%, реализовав 392 автомобиля, а владельцами Audi стали 415 пермяков (-8,2% по сравнению с 2013 годом).
В 2015 году российский авторынок продолжит падать, считают в Ассоциации европейского бизнеса. «Прошедший год ознаменовался сильным финишем, но с общей потерей объема в 10,3% он останется годом разочарований для российской автомобильной индустрии. Перед лицом надвигающейся рецессии ожидания на 2015 год еще ниже. По нашему прогнозу, рынок пассажирских и легких коммерческих автомобилей сократится на 24% на годовой основе», – прокомментировал итоговую статистику Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ.
В ожидании усугубления ситуации в следующем году автодилеры обратились за помощью к государству. Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) обратилась к премьер-министру России Дмитрию Медведеву с просьбой о принятии мер финансовой поддержки автомобильного рынка. Об этом сообщил Интерфакс, располагающий копией соответствующего письма. В Ассоциации считают, что для поддержания рынка необходимо обеспечить уровень ставки по автокредитам в размере не более 15% годовых на срок от трех лет. Для введения льготного автокредитования, по расчетам РОАД потребуется около 20 млрд руб. в год .
В компании «Уралавтоимпорт» считают инициативу Ассоциации понятной и обоснованной. «При существующих условиях и средней процентной ставке от 22% количество сделок по автокредитованию будет минимальным и негативно отразиться на работе автодилеров. Учитывая тот факт, что по итогам 2014 года более 50% новых автомобилей покупались за счет заемных денежных средств, увеличение ставок неизбежно приведет к снижению объемов продаж. Изменить ситуацию можно при условии субсидирования государством банков с государственным участием и при понижения ставки MOS prime до уровня начала 2014 года на уровне 10% , а также обеспечения уровня ставки по автокредитованию не более 15%», – рассказал Алексей Деткин, директор по продажам УРАЛАВТОИМПОРТ.
В качестве положительного момента эксперт отметил, что в настоящий момент банки имеют достаточный уровень ликвидности для одобрения необходимого клиентам количества кредитов. «Однако надо понимать, что условия меняются каждый день», – добавил он. Ситуация обостряется также повышением стоимости полисов страхования КАСКО в среднем на 15% и временным приостановлением программы льготного кредитования и поддержки от производителей многих брендов.
Генеральный директор ГК «УРАЛАВТОИМПОРТ» Сергей Алексеевич Шаклеин:
- Важным событием по итогам 2014 года стал запуск альянсом RENAULT-NISSAN на российский рынок марки Datsun – спрос на автомобили превзошел все ожидания. В Перми мы представляем марку Datsun с конца 2014 года и уже успели оценить преимущества модели. Сейчас японская компания выпускает в Тольятти седан Datsun on-DO и уже в феврале будет представлен хетчбэк Datsun mi-DO. На фоне общего падения рынка продаж новых автомобилей на 10% в России 2014 год стал для компании УРАЛАВТОИМПОРТ годом роста по ряду направлений: многие марки, входящие в портфель холдинга, показали рост (Mitsubishi +12,7%, Hyundai +18,65%, Land Rover +8,05%, Skoda +7,19%). В 2015 год мы входим с уверенностью. Этот год будет одновременно и сложным, и интересным. В будущем году автомобильные производители, несмотря на прогнозы, выводят на российский рынок ряд интересных моделей: Land Rover Discovery Sport, Datsun mi-DO, новый Nissan X-Trail, новый Ford Mondeo, Hyundai Tucson. Мы, учитывая большой опыт работы, приложим максимум усилий, чтобы сохранить свои лидирующие позиции, надеемся на поддержку государства в плане продления программы утилизации и снижения ключевой ставки ЦБ.
В среднем стоит миллион.
По данным агентства «Автостат», по итогам 2014 года средневзвешенная цена на новый автомобиль в Перми составила 1 028 400 рублей. По этому показателю столица Прикамья заняла 45-е место в рейтинге, в который вошли 152 города с населением более 100 тыс. человек. Ближайшие соседями Перми оказались Барнаул с населением 629,7 тыс. чел. и Абакан – 169,8 тыс. чел. Почти три четверти пермского рынка, по подсчетам агентства, занимают массовые иномарки, на премиальные приходится 11,1% объемов продаж. На долю отечественных автомобилей приходится 15,7%. Средняя цена автомобиля по России в 2014 году составила 1 000 870 рублей – это на 10,4% больше, чем в 2013 году. Самые дорогие автомобили в Находке (1 430 620 руб.), а самые дешевые – в Хасавюрте (698 630 руб.).