Культура
  1. Культура
 29 января 2015, 11:59  

«Сказки Гофмана» в оперном театре – пермяков на сцене заметно больше

«Сказки Гофмана» в оперном театре – пермяков на сцене заметно больше

В Пермском театре оперы и балета им. Чайковского состоялась премьера фантастической оперы «Сказки Гофмана». Казалось бы, после летнего фестиваля им. Дягилева, после громкой премьеры «Дон Жуана» и повторения «Королевы индейцев» пермскую аудиторию уже мало чем удивишь. Но, признаем, у Катерины Евангелатос, режиссера-постановщика оперы Жака Оффенбаха, «шалость удалась».

«Сказки Гофмана» – одна из главных французских опер XIX века наряду с «Кармен» Жоржа Бизе и «Фаустом» Шарля Гуно. Жак Оффенбах не успел закончить свою работу – и тут возникает большой простор для интерпретаций у каждого нового постановщика. В либретто Жюля Барбье входят три произведения Эрнста Теодора Амадея Гофмана: «Песочный человек», «Сказка о потерянном времени» и «Советник Креспель». Главный герой – собственно, сам Гофман – повествует о своей истории трансформирующейся любви, каждый раз воплощающейся в разных героинях и в разное время.

Катерине Евангелатос удалось изумительно передать настроение всех трех актов. Они отсылают зрителя к разным эпохам, и здесь неважен хронологический порядок. Первое действие – «Олимпия» – происходит в Париже 60-х годов. Представьте: расцвет научных открытий вперемешку с сексуальной революцией. Гротеск виден сразу: от деталей (например, наряд Олимпии сделан из резиновой куклы из секс-шопа) до игры исполнителей – изобразить механизм или безумного ученого все-таки нужно уметь. Второй акт, «Антония», – 30-е годы, атмосфера немецкого сумасшедшего дома в Мюнхене, время подъема Гитлера и надвигающихся войн, совсем другое настроение. Зрители его переняли – замечу, что после второго действия все вышли в состоянии сопереживания и меланхолии с ноткой трагичности. Последний акт – «Джульетта»: коварная куртизанка приглашает нас в 70-е годы, в мрачный клуб, где все разрешено, будь то кокаин, который нюхает на сцене Дапертутто, или азартные игры. Это в то же время и воссоздание мифического царства Аида, в котором главный герой не посмеет противостоять плотским утехам и потеряет свое отражение, соответственно, и самого себя. В общем, все как в сказке: чем дальше – тем страшнее. Режиссер оставляет зрителю выбор – в конце он должен сам объяснить, что случилось с Гофманом: катарсис и новая жизнь или свет в конце туннеля, за которым больше ничего не будет.

Технически постановка очень сложная – помимо классических приемов задействованы визуальные эффекты: часть антуража проецируется, часть подвешена, часть – приходит в действие и начинает «закручивать» актеров в танце. Неслучайно, три действия разделяются продолжительными антрактами – нужно успеть переоборудовать сцену к каждой новой истории «Сказок». Этот спектакль – радость для визуалов, многое здесь раскрывается через световые нюансы.

Отдельно стоит отметить состав труппы. Их два, опера отличается тем, что количество артистов на сцене можно варьировать – партии написаны таким образом, что они дублируются персонажами. Похоже, руководство оперного театра прислушалось к критике: в каждой новой постановке все больше именно пермских исполнителей: в новом спектакле, к примеру, задействованы Сергей Власов, Олег Иванов, Айсулу Хасанова. Если в «Дон Жуане» одну из главных ролей сыграла Наталья Кириллова, то здесь на премьере блистала Наталья Буклага. Один из моментов, который может повергнуть в шок, – то, что Олимпию исполняет Надежда Кучер: та самая прекрасная Донья Исабель из «Королевы индейцев» танцует а-ля стриптиз в образе механической девушки.

Чего только не приходилось артистам выполнять на сцене – и здесь снова отсылка к дягилевскому фестивалю. Раздеваться, кстати, не пришлось, но зато следовало работать с животными: в спектакле задействованы две собаки, которые призваны добавить драматизма в последнем акте. Помимо этого, зритель может увидеть акробатические номера, «перфоманс» с черной краской, выходы актеров в зал, пение из зала, много юмора и еще больше – мистики.

Относиться к современным постановкам можно по-разному. Однозначно, увидеть это стоит. А когда кажется, что режиссерские задумки скатываются то ли в злободневность, то ли в сумасбродство, следует закрыть глаза и наслаждаться исполнением музыки оркестром, хором и солистами. Последнее, как всегда, на высоте.

Фото Антона Завьялова

Все новости компаний