Газета
  1. Газета
 15 декабря 2014, 13:20  

Винтажные сказки

Очень зимние, очень русские, очень пермские – три премьерные постановки в один вечер показал Пермский театр оперы и балета.

В начале недели Пермский театр оперы и балета украсили к Новому году. Еловые лапы с шарами, банты, заиндевелые ветки прекрасно легли на красные и золотые тона фойе, подчеркнули старинную лепнину потолков. Атмосфера старого русского театра послужила прекрасным предисловием к новому балетному вечеру «Зимние грезы», идею которого главный балетмейстер театра Алексей Мирошниченко выразил в двух словах «стильный винтаж».

Балетный вечер «Зимние грезы» стал вечером премьер: два одноактных балета были поставлены впервые в России, один балет – впервые в мире.

Сама мысль собрать в один проект произведения трех английских хореографов появилась у Алексея Мирошниченко из желания поставить что-то необычное и эстетское. «Программа вечера сформировалась мгновенно: три эпохи английского балета – три поколения хореографов – три одноактных спектакля. Имена балетмейстеров тоже возникли моментально: должен быть представлен первый классик британского балета сэр Фредерик Аштон, затем сэр Кеннет Макмиллан, чьи работы составляют «золотой фонд» репертуара Королевского балета Ковент-Гарден, и, наконец, кто-то из современников, – рассказывает Алексей Мирошниченко, художественный руководитель вечера хореографии «Зимние грезы». – Долго размышлять над фигурой третьего балетмейстера не пришлось. Было очевидно, что наилучшим образом в эту канву впишется Даглас Ли».

Столь яркая постановка стала возможна финансовой помощи Альфа-Банка.

Перенести на пермскую сцену балет Аштона «Конькобежцы» была приглашена балетмейстер-постановщик Джули Линкольн, хореографию Макмиллана переносили Брюс Сансом и Грант Койл.

На пресс-конференции, говоря о трех балетах, и Алексей Мирошниченко, и хореографы-постановщики не раз употребляли слова «очень зимние», «очень русские» и «очень пермские». Разберемся по порядку.

Первый балет вырос из увиденного на старинной открытке образа катка, на котором катаются горожане времен королевы Виктории. Балет «Конькобежцы» был поставлен Фредериком Аштоном в 1937 году и до сих пор идет на сцене Лондонского Королевского балета. В «Конькобежцах» нашли отражение пристрастие хореографа к лирическим сюжетам и его тонкое чувство юмора.

Второй балет вырос из па-де-де, которое Кеннет Макмиллан поставил в свое время для экс-премьера Большого театра Ирека Мухамедова и британской балетной звезды Дарси Бассел. После оглушительного успеха этого номера, показанного в гала-концерте, Макмиллан создал одноактный балет «Зимние грезы». Хореограф взял музыку Чайковского и воплотил на сцене мир русского провинциального города, а психологическую линию отношений главных героев выстроил, оттолкнувшись от сюжета пьесы Чехова «Три сестры». В одной из чеховских ремарок к пьесе есть указание «...город, похожий на Пермь». Известно, что Чехов бывал в нашем городе, а пермский краевед и писатель Владимир Гладышев, погрузившись в историю, нашел и трех сестер Циммерман, и принадлежавшую им гимназию. Версию о Перми, как городе трех сестер, безоговорочно поддерживает главный хореограф Пермского театра оперы и балета Алексей Мирошниченко. Визуальные образы спектакля, костюмы и декорации выполнены в модной сегодня ностальгической манере «Россия, которую мы потеряли».

Если «Конькобежцы» и «Зимние грезы» уже давно являются классикой английской хореографии, то спектакль Дагласа Ли был сочинен специально для «зимнего» проекта Пермского театра оперы и балета.

В отличие от костюмированных балетов Макмиллана и Аштона балет «Когда падал снег» Дагласа Ли поставлен в минималистичном стиле, без декораций. Нет в нем и сюжетной линии. Сам постановщик так объясняет свой замысел:

«Балет скорее будет напоминать калейдоскоп оживающих картинок или фотокадров. Танцовщики будут иногда напоминать застывшие скульптуры, порой будут более очеловеченные.Это похоже на то, что мы можем увидеть, когда крутим в своих руках стеклянные шары со снегом или слушаем мелодию играющей музыкальной шкатулки. Кстати, музыка, которую я выбрал, восхитительна. В ней есть моменты, когда используется вибрафон, создающий как раз ощущение играющей музыкальной шкатулки».

Хореограф Даглас Ли уже работал с пермской труппой, поставив в 2011 году балет «Souvenir», который был номинирован на «Золотую маску».

Балетный вечер «Зимние грезы», несомненно, станет для Перми такой же приметой приближающегося новогоднего праздника, как и балет «Щелкунчик». Кстати, Алексей Мирошниченко решил укрепить старую пермскую традицию: создать себе праздничное настроение, посмотрев в предновогодний вечер сказочный балет про Машу и Щелкунчика. Пять составов репетируют сейчас этот балет. В эти праздники «Щелкунчик» пойдет не только 31 декабря, но и 24, 25, 29, 30 декабря и 3 января. После этого пермский балет уедет на уже традиционные гастроли во Францию.

Все новости компаний