Газета
 15 декабря 2014, 13:20   1361

Три года до Москвы

Три года до Москвы
Бауыржан Торланов, директор Уральского дивизиона Х5 Retail Group, – о перспективных форматах ритейла, влиянии санкций и любимых продуктах пермяков.

В сравнении с другими регионами страны – на каком уровне по развитию ритейла находится Пермь?

 

– На Урале лидером по присутствию магазинов сети «Пятерочка» в регионе является Челябинск, в конце сентября здесь мы открыли 200-й магазин. В принципе все регионы Урала по развитости ритейла находятся примерно на одном уровне: присутствуют и федеральные сети, и местные. Но на сегодняшний день локальные игроки имеют более сильные позиции и лучше представлены практически на всем Урале.

 

Сеть «Пятерочка» представлена на Урале давно, с 1999 года, но с 2011-го начала активную экспансию на Урал. Нами были не охвачены Тюменская область с ХМАО и ЯНАО и Курганская область, в которую мы пришли в этом году. Поэтому развитие сети было сконцентрировано до сегодняшнего дня на трех регионах: Пермский край, Свердловская и Челябинская области.

 

Несмотря на то, что максимальное число «Пятерочек» на Урале открыто в Челябинской области, в пересчете на количество жителей больше всего магазинов работают в Перми. Почему так сложилось?

 

– Изначально Пермский край был ближе к нашим логистическим возможностям и географической локации, поэтому сеть здесь развивалась быстрее и агрессивнее.

Урал – это ворота на восток страны, поэтому мы усиливаемся здесь.

 

Уровень конкуренции в сфере продуктового ритейла в последнее время усилился?

 

– Это философский вопрос. На мой взгляд, уровень современной торговли в больших городах уже очень высок, и конкуренция становится жестче. Но с другой стороны, когда в Москве открывается магазин, потребитель все равно приходит, поскольку концентрация покупателей очень высокая. Поэтому говорить о том, что конкуренция жесткая в столице, не приходится.

 

Напротив, в деревнях, где все друг друга знают и привыкли ходить только к тете Мане в магазин, сложнее «привести» людей в точку сети. У нас был такой случай: в одном из промышленных городков с крупным градообразующим предприятием работал небольшой старенький магазин. Начали разбираться, почему не идут к нам, в новый магазин с современным оборудованием. Выяснилось, что на градообразующем предприятии, где работает почти все население, бывают задержки зарплаты, и в этом старом магазине продают продукты «под запись», с возможностью отдать уже после зарплаты. Поэтому с такими минилокациями, где все друг друга знают, конкурировать гораздо сложнее, чем в технологичных городах, когда люди могут сегодня выбрать один магазин для покупок, а завтра пойти в другой.

 

В последнее время в Прикамье активнее развивались сети, которые ориентировались на сегмент не выше среднего. Почему так происходило?

 

– По моим ощущениям, Урал отстает от Москвы года на два-три. Несколько лет назад в столице наблюдался взрывной рост гипермаркетов, сейчас ситуация изменилась: происходит отток потребителей из гипермаркетов в магазины «у дома». Поскольку чтобы доехать до гипермаркета и сделать в нем покупки, необходимо потратить очень много времени. Сейчас люди хотят совершать быстрые и удобные покупки. Поэтому, на мой взгляд, в скором времени на Урале ситуация станет аналогичной. При этом гипермаркеты не прекратят развиваться, поскольку такой формат, где в одном месте человек может купить все что угодно, будет жить. Но с точки зрения повседневной жизни, на мой взгляд, большее развитие получает массовый сегмент: магазины сетей «Магнит» и «Пятерочка».

 

Опишите, пожалуйста «вашего» покупателя: кто приходит за покупками в «Пятерочку» (пол, возраст, статус, и т.д.).

 

– Я бы поделил вопрос на две части. В первой половине дня приходят наши постоянные покупатели – бабушки и люди из социально незащищенных слоев населения, которые хотят купить дешевые продукты рядом с домом. После обеда в «Пятерочку» приходят деловые люди, которые заходят в магазин после работы по дороге домой – это уже другой сегмент: молодые, занятые люди, для них удобство превыше всего. Поэтому мы являемся универсальным магазином для всех.

 

Что касается введения продуктовых санкций: каким образом они отразились на рынке? Какие категории продуктов пострадали сильнее всего? Пришлось ли искать замену импортным товарам?

 

– Самая тяжелая категория – это сыры. К сожалению, сегодня в России нет производителей, которые могут заместить эту категорию. Еще одна «сложная» категория – фрукты и овощи, но здесь нашлась замена – товары из Турции, Египта.

По всем остальным видам продукции довольно быстро нашлись аналогичные товары других производителей.

 

Замена одних продуктов другими оказалась равноценной по стоимости, качеству?

 

– Я бы не сказал, что мы сильно выиграли или проиграли в цене после ввода санкций. А вот по качеству – есть вопросы, над которыми наши партнеры сейчас работают. И в ближайшие несколько лет они будут решены.

 

Какую долю в сетях «Пятерочка» и «Перекресток» занимают импортные товары? Изменилась ли она после ввода санкций? Произошла ли переориентация на поставщиков из других стран? Какие это страны?

 

– В нашей продуктовой матрице импортные продукты занимали до санкций порядка 10%, сейчас – около 8%.

 

Много ли времени ушло на то, чтобы наладить поставки по-новому?

 

– Может быть, нашей сети было проще переориентироваться в этой ситуации, поскольку имелись товарные запасы в распределительных центрах. Переход оказался более плавным, поскольку в момент запрета ввоза импортных продуктов у нас были законтрактованы товары, находящиеся в пути. И пока продавали остатки, компания искала новых поставщиков и заключала с ними договоры.

 

За 9 месяцев 2014 года оборот розничной торговли в Пермском крае вырос всего на 0,2%. С чем это связано, на ваш взгляд? Отразилось ли это на выручке магазинов?

 

– У нас рост посерьезнее, чем 0,2%. Средний чек растет, количество покупателей не уменьшается, особенно при условии, что происходит переформатирование, показатели улучшаются. В текущем моменте не заметили снижения среднего чека и числа покупок.

 

За счет чего удается достигать роста показателей при снижении оборота отрасли?

 

– Начиная с прошлого года мы начали переформатирование магазинов сети. И сейчас наблюдаем, что доля продаж в наших магазинах растет именно за счет категории фрэш – фруктов, овощей, молочной продукции.

 

Какие товары в основном приобретают пермяки в сетях «Пятерочка»? Какие продукты являются самыми популярными среди продаваемых в Перми и крае?

 

– Сегодня магазин должен быть максимально удобным со свежими продуктами, которые нужны человеку каждый день: в первую очередь это молочная продукция, мясные изделия, овощи и фрукты. Что касается лидеров в своих категориях, то, как ни странно, среди фруктов самый популярный – банан. Видимо, это исконная еда уральцев и сибиряков (смеется). Почему так происходит, всегда было для меня загадкой. Я все-таки думал, что наш исконный фрукт – скорее яблоки.

 

В 2012 году компания X5 Retail Group выкупила у торговой сети «Ярмарка» в Березниках 25 магазинов, заняв достаточно уверенные позиции на рынке ритейла в этом городе? Есть ли в планах покупка других сетей в крае на сегодняшний день?

 

– Мы не исключаем возможности покупки сетей, однако не озвучиваем планы. Рынок все более консолидируется, и приобретение магазинов – один из векторов развития.

 

В Пермском крае представлено более 150 «Пятерочек» и только два магазина сети «Перекресток», планируется ли ее развивать?

 

– Однозначно планируем развивать эту сеть, но пока не могу сказать, в каких объемах. В данном случае многое зависит от качества предлагаемых площадей, а также от готовности потребителя приходить на эти площади. Если мы размещаем магазин в спальном районе, то это однозначно «Пятерочка», поскольку здесь нет качественных площадей для «Перекрестка», да и, пожалуй, потребителя этой сети нет.

 

Каким образом изменится работа сети в регионе с открытием распределительного центра в следующем году?

 

– С помощью распредцентра мы сможем создать более централизованную систему для поставщиков, в том числе местных, локальных, а также улучшить поставки в отдаленные территории региона. Еще один момент – более эффективное ценообразование: так как мы работаем в нише невысокой наценки, то сможем сохранить существующие цены и не увеличивать их.

 

Сейчас на долю продуктовых сетей приходится чуть более 25% оборота розничной торговли. Много ли это для Перми? До каких пределов может вырасти этот показатель?

 

– Для примера: в Западной Европе доля современной торговли достигает 85- 92%, на Урале этот объем составляет 46-48%. Таким образом, есть куда развиваться. 

Поделиться:
Все новости компаний