Город
  1. Город
 01 декабря 2014, 13:20  

Была демократия, а стало потребление

Была демократия, а стало потребление
«bc» проанализировал рынок действующих пермских СМИ, зарегистрированных за последние четверть века. Их число превышает 500 радио-, теле- и печатных медиа.

По данным Управления Роскомнадзора по Пермскому краю, по состоянию на 5 ноября на территории Пермского края зарегистрировано 599 СМИ, из них 567 имеют статус действующих. Однако это не означает, что более полутысячи изданий выходят с заявленной периодичностью:

«Что такое действующие СМИ? Газете достаточно выйти один раз в год – и она будет считаться действующей. Я знаю, что часть учредителей печатного издания так и делают, с расчетом на то, что оно еще может им пригодиться. Реально действующих существенно меньше», – замечает Анна Климова, генеральный директор «Телекомпании «Рифей – Пермь».

Была демократия, а стало потреблениеШтучный товар.

Из зарегистрированных с 1990 по 2000 год в Пермском крае СМИ только 21 медиа имеет статус действующего. Однако не стоит сбрасывать со счетов, что некоторое количество изданий прошли перерегистрацию в «нулевые» и «десятые». Для перерегистрации может быть множество причин: начиная от смены самого учредителя и заканчивая изменением его юридического адреса или названия.

Несмотря на это, опрошенные «bc» эксперты отмечают, что подходы к самому медиа-бизнесу настолько разнились на рубеже тысячелетий, что не пережить девяностые для СМИ скорее было тенденцией.

«В целом общая тенденция такова, что множество созданных тогда предприятий до наших дней не сохранились. Тогда средства массовой информации могли зависеть только от политической направленности редакционной политики, сейчас – от объема рекламы. Кто сумел перестроиться – тот и выжил», – считает Наталия Пуртова, исполнительный директор радиостанции «Наше радио в Перми».

Эту мысль развивает и г-жа Климова, которая отмечает, что в 90-е всем было интересно знать про политику, а в 2000-е – про объекты потребления.

«В 90-е годы при решении о регистрации СМИ присутствовала серьезная политическая составляющая. Некоторые медиа появлялись специально под выборы: когда задача решалась – их закрывали. К тому же на фоне того, что рынок СМИ только появился, – к средствам массовой информации относились больше как к месту проявлении демократии, чем к способу заработать деньги. Поэтому суметь управлять многочисленными появившимися СМИ смогли далеко не все – часть газет и некоторые телекомпании пали жертвами той тенденции. Закрылись АвтоТВ, ТВ-6, телекомпания Т-8, потому что рекламный рынок в Перми маленький и на 7 телекомпаний его не хватало. С газетами была подобная же ситуация», – заключает генеральный директор «Телекомпании «Рифей – Пермь».

В целом собеседники «bc» отмечают, что количество реальных пермских СМИ, не созданных под выборы, в последнем десятилетии прошлого века было невелико. «Газеты тогда были штучным товаром», – подчеркивает директор «Центра деловой информации» Светлана Мазанова.

Бурный рост и стагнация.

В проведенном анализе четко выделяются два пика регистрации СМИ: в 2006 и в 2012 году. Сейчас рынок немного, но идет на убыль.

«И 2006, и 2012 годы с экономической точки зрения были достаточно благополучными. Сейчас пошел спад, потому что и в 2013 году экономика начала стагнировать. Не скажу, что многие СМИ закрылись, но некоторые «зачахли», – рассуждает Анна Климова.

В представленной инфографике не нашли своего отражения большинство региональных электронных сетевых изданий, которые проходили регистрацию не в пермском Роскомнадзоре, а в федеральном. Однако стоит упомянуть, что в начале десятых и они переживали бурный рост, а сейчас, следуя общей тенденции, также стагнируют.

«Появление и бурное развитие интернета в 2011 году вызвало рост рынка рекламы в сети, и у большого количества людей возникало желание там поработать. Появилось множество интернет-СМИ. Тем более что это было менее затратно, чем создавать газеты. Дальше стало понятно, что увеличение рынка рекламы в интернете не сказалось серьезно на новостных сайтах, в основном рост произошел в соцсетях, поисковиках и на сервисных сайтах. Стоимость размещения баннерной и контекстной рекламы на пермских новостных сайтах не растет уже несколько лет и остается очень низкой», – подчеркивает г-жа Климова.

Мы делили пирожок.

На сегодняшний день действующими признаны 399 печатных изданий, 91 радиоканал и радиопередача, 59 телепрограмм и телеканалов, 5 электронных СМИ и 12 информагентств. Из почти четырехсот печатных СМИ: 102 – общественно-политические издания; 77 – рекламные и информационно-рекламные издания; 4 – издания для детей и подростков.

Директор «Центра деловой информации» считает, что такое число печатных СМИ не должно пугать: «Есть издания, которые преследуют свои узкие цели. Например, газета «Ветеран», которую издает «Центр деловой информации». Ее тираж – 1000 экземпляров, но каждый номер прочитывают 10-15 тысяч пенсионеров, которым издание интересно, потому что подобных СМИ в Перми нет. Существуют и специализированные издания: для студентов определенного вуза; для школьников конкретных школ и гимназий, родителей этих учащихся. У таких печатных СМИ тоже есть своя аудитория», – говорит г-жа Мазанова.

Количество радиостанций в Перми также довольно высоко, тем не менее этот рынок свой рост еще не закончил, думает Наталия Пуртова:

«Все радиостанции в Перми (за исключением «Альфы») – франшизы столичных брендов. Есть интерес у бизнеса – в результате появляются новые станции, а так как у нас миллионный город, то мы интересны. Соответственно, всегда находятся сетевые партнеры. Наверное, такое развитие СМИ оправдано, а как это затем влияет на медиа-рынок – совершенно другая история. Конечно, если считать по радиостанциям, то выходит, что на 12-миллионную Москву их 50, а на миллионную Пермь – около 30. С одной стороны, это кажется странным, с другой – интересный рынок: заходят новые игроки, почему бы и нет», – говорит исполнительный директор радиостанции «Наше радио в городе Перми».

С 2010 по 2012 год местные радиостанции стали массово регистрироваться в территориях Пермского края. Г-жа Пуртова думает, что эта тенденция вполне отвечает росту рынка в тот период, и наличием своей аудитории: «Только одна-две пермские радиостанции вещают на край. Соответственно, этот интерес оправдан».

Напротив, четыре региональных телеканала только вредят рынку пермского ТВ, заявляет г-жа Климова.

«Предложение у нас превышает спрос, это ведет к тому, что средства массовой информации вынуждены демпинговать на рынке рекламы. Считается, что конкуренция – это хорошо, но, может быть, только для клиентов, а для самой отрасли, когда конкуренция ведет компанию только к уровню самоокупаемости или даже хронической убыточности – это плохо. Если вы посмотрите бухгалтерскую отчетность по крупным СМИ, то увидите: реально прибыльными являются единицы. Понятно, что часть соответствующим образом распределяет доходы, чтобы не демонстрировать всю прибыль. Но все равно рекламный рынок у нас маленький, крупных клиентов всего в пределах ста. При этом в Перми четыре телеканала, несколько десятков радиостанций и большое количество бумажных изданий, хотя сейчас их становится меньше. Вот мы и делим друг с другом маленький пирожок», – подводит итог Анна Климова.

Не СМИшите меня!

При анализе действующих пермских СМИ особый интерес вызывают необычные названия изданий. Безусловно необычно звучат названия, привязанные к географии распространения: «Уральские орешки», «Биармия. Новая реальность», «Светлая Барда», «Доброе Добрянское радио», «Кто есть кто!? Территория Чайковский» и «Уральская кочегарка».
Соревнуясь друг с другом, выходят издания под именами «Реклама Рекламы» и «Реклама Ваш друг», «Работа всем, всем, всем…» и «Работа всей Перми».
Особый и нежный колорит несут в себе названия корпоративных газет: «Бумажник», «НОВЫЙ КАМСКИЙ БУМАЖНИК», «Содовик», «За передовую металлургию», «Наш Камский кабельщик», «Азотчик», «Дела сердечные» (издается «Институтом сердца»); и радиостанций «Шансон Сити» и «Палермо-ФМ Прикамье» (видимо, где-то в России уже зарегистрировано просто «Палермо-ФМ»).
Газеты, в названиях которых звучит надежда на безупречное будущее (как было принято в годы НЭПа и в эпоху перестройки), до сих пор сохранились. Яркий тому пример – районные печатные издания «Светлый путь», «Новая жизнь» и «Наше время».
Безусловными лидерами не сразу понятных названий являются СМИ: «Крепкая газета 40 градусов», «Мир Машин», «Мышки к бою!» и «ПОЛИНОВОСТИ», а «сразу понятных» – «Радио «Послушаем» и «Телеканал «Посмотрим».
Закончим список названиями газет, деятельность которых в данный момент приостановлена: «Респектабельная газета «Конкурент» в Перми» и «Березниковский ЛИБЕРАЛЪ». Не иначе это примета времени.

Теги:
Все новости компаний