Газета
 24 ноября 2014, 13:20   929

А за Уралом расчленяют!

А за Уралом расчленяют!
«bc» продолжает анализировать ход муниципальной реформы в соседних регионах: центр законотворческой новизны в вопросах деления крупных городов на районы с локальными думами находится в Челябинской и Свердловской областях.
Автор: Кирилл Перов

Норму о делении крупных городов на самостоятельные районы в части собственных парламентов и бюджетов восприняли как руководство к действию только два из двадцати регионов Приволжского и Уральского федеральных округов. И если больше прямых выборов отменили в Поволжье (подробнее см. в №43 (506) от 17 ноября 2014 года), то районные думы ввели в своих городах только уральские Челябинск и Екатеринбург. В последнем, судя по материалам местной прессы, у такой инициативы губернатора много противников: нормативный документ получил у медиа прозвище «закон о расчленении», а власти Екатеринбурга выразили желание оспорить его в Конституционном суде. В Челябинской области, первом регионе России, внесшим подобные нормы в областное законодательство, напротив, все прошло спокойней: 18 ноября городские депутаты внесли соответствующие изменения в устав Челябинска.

«В Екатеринбурге и Челябинске стараются избежать любых политических рисков, связанных с возможностью каких-нибудь внутриэлитных конфликтов и расколов. Если говорить о позициях губернаторов, то глава Челябинской области чувствует себя недостаточно уверенно. Ему трудно заменить популярного Михаила Юревича. Никто не сможет сказать точно, сколько новый губернатор сможет сохранять свою нынешнюю популярность без полной лояльности и подчиненности всех элит, включая городские», – рассуждает Константин Калачев, руководитель «Политической экспертной группы».

С мнением г-на Калачева о том, что таким образом губернаторы пытаются выстроить устойчивую политическую конструкцию, которая не зависела бы от социально-экономического положения и настроения жителей, не согласен советник главы администрации губернатора Пермского края, политтехнолог Алексей Чусовитин:

«Мне понятна мотивация этого закона – максимально приблизить депутатский корпус к избирателям. В крупных городах – большие избирательные округа, где между депутатом и горожанином очень много ступеней. Законодатели исходят из того, что округа становятся меньше и парламентарии приближаются к жителям. Плюс уменьшается коррупционная составляющая работы депутата. Раньше для того чтобы пройти в городскую думу, требовалась существенная сумма, по сути дела, это было не представительство избирателей, а представительство больших кошельков. Сейчас «входной билет» будет стоить существенно меньше, а значит, в думу попадут лидеры общественного мнения. Вопросы вызывает только то, насколько эта схема будет работать, как она ляжет на российские реалии?» – задается вопросом политтехнолог. К слову, 18 ноября глава «обновленного» Челябинска стал Президентом Союза российских городов и возглавил рабочую группу по мониторингу городских округов с внутригородским делением.

Алексей Чусовитин считает, что деление городов на округа – федеральный тренд, который к региональной специфике отношения не имеет. «В Перми похожий закон не принят, поскольку тут другие условия», – считает советник главы администрации губернатора.

«Еще летом, когда экспертное сообщество обсуждало этот вопрос, Алексей Фролов, глава администрации губернатора, собрал что-то по типу политсовета. На нем было высказано единогласное мнение: Пермь по районам не дробить. Считаю это решение верным, поскольку дезинтеграция и так разбросанного по внушительной территории города не пойдет на пользу развитию Перми. Эту позицию признали все эксперты, противоположных мнений никто не высказал», – рассказывает руководитель РПА «Агитпроп» Александр Пахолков.

В регионах ПФО в отличие от Урала соответствующие законы приняты не были. В Нижнем Новгороде, чтобы приблизить власть к народу, число депутатов гордумы увеличили на четыре. В Чувашии при единодушном мнении всех фракций парламента, что для региона, как пишет местная пресса, большая редкость, инициатива была отклонена. В остальных субъектах целесообразность таких преобразований была поставлена под сомнение.

«Мы не знаем степени самостоятельности субъектов при принятии тех или иных решений», – замечает г-н Калачев. «Есть позиция полпредств. Михаил Бабич, полпред в ПФО, по моему мнению, явно не является большим любителем выборов, против дополнительных кампаний в городах. Есть позиция администрации президента. К примеру, в Ярославле единороссы говорили, что они за прямые выборы, сейчас они выступают за их отмену. Откуда пришла установка? В Воронеже в прошлом году прошли выборы, с хорошим результатом победил кандидат губернатора, а сейчас встает вопрос об отмене прямых выборов. Очевидно, что это не решение губернатора Воронежской области Алексея Гордеева. С другой стороны, есть регионы, которые имеют свободу при выборах моделей местной власти. Вопрос, где кончается роль Москвы и начинается роль региона в принятии того или иного решения, для меня остается открытым», – заключает Константин Калачев.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний