Газета
  1. Газета
 03 марта 2014, 13:20  

Фермерский угол

Фермерский угол
Доля фермерской продукции в Прикамье составляет всего 2,5%. Однако именно на нее в 2014 году решили сделать ставку два региональных ритейлера – «Семья» и «Виват». Пока не все пермские малые производства соответствуют требованиям сетей и по цене, и по качеству.

 Входят в сети

Как стало известно «bc», пермский ритейлер «Виват» планирует открыть отдел фермерской продукции. По словам Вадима Юсупова, руководителя Группы компаний «Норман-Виват», сейчас отбирается ассортимент для отдела фермерской продукции. «На данный момент она проходит проверку качества и экологическую экспертизу. Эта работа сложная, поскольку сами фермеры ею не занимаются. Точно проект будем претворять в жизнь, отдел планируется построить к сентябрю-октябрю этого года», - рассказал «bc» Вадим Юсупов. Площадкой для размещения нового отдела станет гипермаркет или супермаркет в «Горном хрустале».

Отметим, что в прошлом году сеть «Семья» анонсировала открытие супермаркета фермерских продуктов с так называемым «рынком внутри» на ул. Карпинского, 27а. Однако сделать этого не удалось из-за законодательных ограничений. «Не открыли фермерский магазин по одной простой причине: для этого необходимо получить статус рынка. Мы готовы были это сделать, посадить ветеринара, чтобы предложить эту услугу покупателям. Но по закону о рынках, продажа алкоголя при таком формате запрещена», - рассказала Елена Гилязова, директор по развитию сети «Семья». По ее словам, нужно искать пути изменения законодательства. «Не думаю, чтобы кому-то было вредно, если бы мы торговали в супермаркете фермерскими продуктами. Сейчас проходят предварительные встречи в Минсельхозе, от идеи создания фермерских магазинов «Семья» не отказалась», - сообщила Елена Гилязова. На данный момент в некоторых супермаркетах сети продолжают работать отделы, которые «Семья» выделила проекту «Ваш фермер», где продается продукции крестьянских хозяйств.

Слишком дорого

Несмотря на то, что пермские ритейлеры стремятся поддержать местных фермеров, торговля такой продукцией сопряжена с рядом трудностей. Главная из них – небольшое число потребителей и достаточно высокая цена. «Ситуация складывается следующая: фермерские продукты дороже, чем произведенные промышленным способом как минимум на 20-30%. Таким образом, они попадают в разряд дорогого, экологически чистого ассортимента. А он, по большому счету, сегодня не востребован, поскольку при выборе продуктов почти все покупатели ориентируются на цену», - считает Константин Пьянков, экс-министр развития предпринимательства и торговли. По его словам, фермерская продукция, в целом, не может найти того количества потребителей, которое необходимо, из-за высокой цены. «И получается замкнутый круг: чтобы снизить стоимость, нужно увеличить объем, соответственно, для этого необходимо много потребителей, а им нужна низкая цена. То есть, чтобы фермер мог дать покупателю приемлемую цену, ему необходимо несколько лет работать в минус, либо получать серьезные дотации от государства, которые компенсировали убытки и делали конечную стоимость продукта на полке магазина удовлетворительной для большинства потребителей. В таком случае, объем потребления позволит фермеру выйти на тот уровень, когда он сам снизит и стоимость, и себестоимость продукции», - отмечает Константин Пьянков.

Не годен

Еще один момент – малое число пермских фермеров, которые готовы предоставить продукцию, соответствующую параметрам торговых сетей. По данным Пермьстата, удельный вес фермерских хозяйств в Прикамье в общем объеме сельскохозяйственной продукции составляет 2,5%. По словам Ивана Огородова, министра сельского хозяйства и продовольствия Пермского края всего в регионе зарегистрировано порядка 1,5 тыс. фермеров, но реально действующих из них – только треть. «Многие крупные личные хозяйства не регистрируются как крестьянские (фермерские), поскольку в этом случае они попали бы под отчетность, налоги и т.д. Третий год Минсельхоз работает по двум федеральным программам – «Семейные фермы» и «Начинающие фермеры», стимулируя к тому, чтобы фермеры регистрировались и реализовывали свои проекты. Задача – довести удельный вес продукции фермерских хозяйств как минимум до 7%. В основном, за счет того, чтобы они перекрывали объем личных подсобных хозяйств, которые постепенно сокращаются», - отмечает Иван Огородов.

Продукция пермских фермеров далеко не всегда соответствует требованиям, предъявляемым торговыми сетями. «Зачастую это полукустарное производство, соответственно, фермерская продукция не проходит по цене, качеству и упаковке. С другой стороны размещение на площадке супермаркета дает возможность показать свою продукцию, выделиться в магазине. Плюс в продуктовых сетях существует поток потребителей, соответственно, возможный объем продаж», - отмечает Константин Пьянков. По словам Вадима Юсупова, сеть «Виват» сейчас изучает рынок пермских производителей, однако пока хозяйств, которые справятся с ежедневными поставками, не нашли. «Поэтому часть продукции в фермерский отдел, может быть, будем возить из других регионов – Подмосковья, Татарстана, поскольку в Пермском крае ее не производят», - отмечает Вадим Юсупов.

СПРАВКА «BC»:

По данным Пермьстата, по итогам 2013 года индекс продукции сельского хозяйства уменьшился на 4,5%. Наибольшее снижение показало животноводство, спад составил 6,2%. По словам Ивана Огородова, министра сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, такая ситуация связана с природно-климатическими условиями. «Единственный фактор – засуха лета 2013 года, соответственно, в растениеводстве наблюдался недобор по картофелю, по овощным культурам. Увеличить уровень прошлого года удалось лишь за счет использования мелиоративной техники. Затем заготовка кормов с меньшей питательностью сказалась на животноводстве. Плюс засуха затронула не только территорию Пермского края, но и все Поволжье, что сказалось и на цене на зерно. Поэтому птицеводы и свиноводы имели очень нестабильные поставки и терпели большие убытки. Одновременно продуктивность многих хозяйств из-за недобора зерна, кормовых единиц снизилась», - отмечает Иван Огородов.

Все новости компаний