Газета
  1. Газета
 16 сентября 2013, 13:20  

Нюша постояла за себя

Нюша постояла за себя
Немецкая компания Smeshariki GmbH подала иск на 2,5 млн рублей к Лысьвенской чулочно-перчаточной фабрике за нарушение исключительных прав на товарные знаки. Мульт-персонажей незаконно нанесли на этикетку носков.

Арбитражный суд Пермского края частично удовлетворил иск немецкой компании Smeshariki GmbH в отношении ОАО «Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика» (ЛЧПФ) о взыскании 2,5 млн рублей компенсации за нарушение исключительного права на товарные знаки.

Свои требования компания Smeshariki GmbH обосновала тем, что Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика отдала под реализацию детские носки, на этикетках которого изображены персонажи мультфильма «Смешарики» — Крош и Нюша.

«Сами «Смешарики» могут охраняться самостоятельно как объекты авторского права, то есть как мультипликационные персонажи. В данном случае речь идет о том, что помимо объектов авторского права они были еще зарегистрированы в качестве товарных знаков. После чего у компании Smeshariki GmbH появилось исключительное право на их использование на территории всей Российской Федерации, в том числе и в городе Лысьве», — поясняет Максим Толстиков, эксперт регионального центра интеллектуальной собственности Пермской торгово-промышленной палаты.

Компания Smeshariki GmbH потребовала от ЛЧПФ компенсации в размере 2,5 млн рублей, из расчета 25 тыс. рублей за одну изъятую пару. Продукция Лысьвенской фабрики была приобретена в Красноярске еще в 2011-2012 годах в торговой точке, принадлежащей ООО «О`КЕЙ». Тогда немецкая компания обратилась в арбитражный суд Красноярского края, потребовав компенсации с торговой сети «О`КЕЙ» в размере 2 млн рублей, и выиграла дело. После подачи ООО «О'КЕЙ» апелляционной жалобы на решение суда по инициативе обеих сторон были проведены переговоры, результатом которых стал отказ компании Smeshariki GmbH от исковых требований.

За последние годы Smeshariki GmbH создала себе репутацию одного из самых активных борцов за свои авторские права в России. Первые дела по защите авторских прав на персонажей мультфильма «Смешарики» были заведены в 2010 году. По данным сайта арбитражного суда, компания Smeshariki GmbH направила почти 1,5 тыс. исков, причем только за этот год их насчитывается более 750.

Как правило, Smeshariki GmbH действуют по одной и той же схеме: представители интересов компании покупают в торговой точке товар с изображением «Смешариков», берут чек, делают фотографии самого магазина и контрафактной продукции, затем материалы передаются в суд. В качестве предметов разбирательств в разных регионах России чаще всего оказывалась такая продукция, как детская одежда (футболки, носки, колготки и т. д.), мягкие игрушки, мебель и др.

Большинство исковых требований компании Smeshariki GmbH не превышают 100 тыс. рублей, но есть и более крупные. «Как правило, правообладатели указывают достаточно большой размер имущественной компенсации, но суд подходит благоразумно, значительно уменьшая конечную сумму», — отмечает Максим Толстиков.

В случае с Лысьвенской чулочно-перчаточной фабрикой Арбитражный суд Пермского края счел исковые требования компании Smeshariki GmbH завышенными и уменьшил размер компенсации с 2,5 млн рублей до 100 тыс. рублей.

Случаи нарушений прав на товарные знаки в настоящее время нередки, отмечает Максим Толстиков. «Статья 1515 ГК РФ «Ответственность за незаконное использование товарных знаков» предусматривает возможность правообладателю товарного знака обратиться в суд и потребовать имущественную компенсацию. В общем правиле правообладатели взыскивают убытки, но для товарных знаков предусмотрена возможность так называемой имущественной компенсации, то есть в соответствии с законом возможно заявить сумму от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей», — рассказывает г-н Толстиков.

Справка «bc»
Компания Smeshariki GmbH зарегистрирована в Германии, при этом она входит в группу компаний «Рики», которая осуществляет свою деятельность в основном на территории России.
На Smeshariki GmbH в России зарегистрировано 39 товарных знаков.

Комментарий

По просьбе «bc» ситуацию прокомментировал генеральный директор ОАО «Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика» Константин Лешуков:

1. Истцом были приобретены носки в г. Красноярск, у ООО «Мечта». Однако Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика неоднократно в различных судебных заседаниях указывала, что ею никогда не отгружалась продукция по указанному адресу. Следовательно, приписывать продукцию, на этикетках которых размещены реквизиты ОАО «ЛЧПФ», приобретенную у лиц, не имевших отношения к ОАО «ЛЧПФ», неверно. Истцом не представлено экспертного заключения о том, что продукция является продукцией ОАО «ЛЧПФ». Нарушение правообладания произошло не по вине фабрики.

2. По утверждению истца на этикетке Товара присутствуют изображения персонажей детского мультипликационного сериала «Смешарики», а именно «Крош» и «Нюша». Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Истец не представил экспертных доказательств того факта, что персонажи мультсериала, изображенные на этикетке, и изображение товарного знака сходны между собой до степени смешения. Визуально существуют существенные различия между изображением на этикетке и изображением товарного знака. В частности, форма глаз, бровей, расстояние между ушами, нос, а также форма рта. При этом важно учитывать, что на этикетке изображён персонаж мультсериала, в то время как истец усматривает нарушение ответчиком прав на товарный знак, который, как мы видим, отличается от изображений на этикетках. Также предполагается наличие надписи «Смешарики» рядом с персонажем, что также не позволяет говорить о нарушение прав истца. Необходимо отметить, что на некоторых этикетках персонажи вообще заклеены ценниками и невозможно их идентифицировать по признакам схожести с товарным знаком, правообладателем которого является истец.

ОАО «Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика» продукцию в адрес ООО «О`КЕЙ» не отгружала, о чем сам истец и указывает в своем исковом заявлении.

 

Все новости компаний