Газета
  1. Газета
 05 ноября 2012, 13:20   2479

Наступать на Каму

Наступать на Каму
Вячеслав Столбов, член экономического совета при губернаторе Пермского края, заведующий лабораторией «Регион» при классическом университете, — о пешеходной Перми, переносе «Мотовилихинских заводов», дорогах в оврагах и превращении Оханска в город-спутник.
Глава Пермского края Виктор Басаргин в своем блоге поинтересовался у жителей Перми, в каком месте необходимо строить третий мост через Каму. Какого мнения придерживаетесь вы?
— Сейчас идет речь о двух основных вариантах — это район железнодорожного вокзала Пермь II и район цирка. Согласно Генплану, 3-й мост планировался в Мотовилихинском районе.
При обсуждении мастер-плана голландские архитекторы акцентировали внимание на том, что Пермь — это университетский город. Представьте, пройдет мост между университетом и заводом им. Дзержинского, замкнется на ДКЖ и далее пойдет в объезд города. На месте завода им. Дзержинского планируют крупный логистический комплекс. Там расположатся склады, возможно, оптовая торговля. В районе улицы Локомотивной у ж/д вокзала Пермь II может появиться автовокзал. Госуниверситет оказывается в кольце. Через нас, как через проходной двор, пойдут мощные потоки грузов, людей. Это положительно на университете не скажется. Если выбирать из двух вариантов размещения моста, то район цирка, считаю, предпочтительней.
Первый заместитель председателя Пермской городской Думы Аркадий Кац предложил отказаться от идеи строительства моста и развивать городские транспортные развязки и дороги. 
— Это не альтернатива. Если выбирать из двух вариантов, то нужен именно мост. Вместе с тем необходимо развивать объезды вокруг города. Поднимая проблемы транспортной сети, отмечу, что ежедневно в Пермь приезжают порядка 300 тысяч человек, в том числе «транзитников». Автовокзал находится в центре. Зачем человеку ехать из Чайковского в Березники, 40 минут заезжая в центр Перми и 40 минут выезжая?
Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для разгрузки центра города? Как бороться с пробками?
— В мире этот вопрос решен, а мы можем воспользоваться преимуществом догоняющего развития. Почти все страны мира пришли к выводу, что индивидуальный вид транспорта — это тупик. Сколько дорог ни строй, все равно будет мало. Центр города должен быть пешеходным. Как говорит Директор Института экономики транспорта и транспортной политики (ИЭТиТП) Высшей школы экономики (ВШЭ) Михаил Блинкин, приоритеты движения — это пешеходы, общественный транспорт и движущийся транспорт; чего не должно быть в центре города — это стоящих автомобилей. 
Но центр Перми, в котором располагается достаточное количество торговых центров и административных зданий, не может быть пешеходным.
— Согласно мировой практике, торговые комплексы располагаются на окраинах городов. Зачем жителю края, который едет в Пермь за покупками, пробираться к торговым комплексам в центр города? Расположив торговые объекты на прилегающих территориях, транспортную проблему можно в значительной степени облегчить.
Городской центр должен быть пешеходной зоной, в которой расположены, главным образом, деловые объекты, а также театры, музеи и прочее. Центр города, считаю, уплотнять не надо, он должен быть деловой, культурный, не торговый.
Способствует ли Генплан развитию краевого центра?
— Многие документы принимаются без оглядки на то, что уже было сделано. Например, при разработке голландцами мастер-плана правобережную часть города «отмели». Голландские специалисты посчитали, что река разделяет. Городов, в которых один район, как у нас Кировский, находится на другом берегу реки, в стране несколько. В частности, это Кемерово. И везде — в отделенных районах расположено производство взрывчатых веществ, у нас — ракетного топлива. Это сделано целенаправленно, для безопасности населения. На мой взгляд, город должен развиваться на обоих берегах реки. Закамск — это неотъемлемая часть города, связанная с другими предприятиями.
В мастер-плане также была очень интересная идея — вынос «Мотовилихинских заводов» из города. Говоря о затратности этого мероприятия, представьте, какая ценная земля может освободиться на берегу Камы. Хотите культурный центр, хотите жилую застройку, можно продолжить набережную. Эта земля намного дороже, чем вынос «Мотовилихинских заводов». Еще одна интересная идея в этом документе — это строительство дорог по оврагам. Мост выходит в Мотовилихе, завод Шпагина перенести или сделать из него музей. Дальше по оврагу, мимо цирка дорога поднимается вверх. Сейчас, чтобы добраться от цирка до Перми I, надо делать огромный крюк. Это идея не такая фантастическая. У нас город вытянулся на 84 км по фарватеру вдоль Камы. Выйти на набережную можно в ограниченном месте, большую часть вдоль реки занимают промышленные предприятия. Предприятия эти находятся в зоне затопления в случае аварии на Камской ГЭС. Более того, они занимают самые ценные земли, которые можно еще увеличить. Например, у «Мотовилихинских заводов» активно идет отсыпка прибрежной части шлаком. Таким образом, площадь города может быть увеличена — мы можем наступать на Каму.
Куда можно было бы перенести «Мотовилихинские заводы»?
— Если мы хотим развивать Пермь, то город может расширяться путем создания агломераций. Для переноса этого объекта должен быть определен промышленный город-спутник, в который также можно перенести завод им. Шпагина, машиностроительный завод и прочие.
Приоритетными для реализации проектами должны стать культурные сооружения?
— Зависит от того, какую стратегию мы выберем. На нашей кафедре разрабатывалась следующая идея: зачем нам реконструировать железнодорожный вокзал — это может быть опасно. По городу ж/д ветка Транссиба, как в Перми, проходить не должна. Зачем реконструировать аэропорт, и нужен ли он в черте города, когда трасса заходов на посадку и пролетов проходит прямо над Пермью. В краевой центр прилетает достаточное количество транзитников, чтобы только пересесть на ж/д или автовокзале. Мы выдвинули идею создать транспортный узел со всей необходимой инфраструктурой: ж/д, междугородний и аэровокзалы, а также речной порт. Через этот узел провести ветку Транссиба. Подходящим местом для транспортного города-спутника мог бы стать Оханск. Железные дороги на территории краевого центра можно использовать для запуска скоростного трамвая.
Как вы относитесь к идее о решении приоритетности проектов голосованием?
— Мне кажется, что вопросы о реализации приоритетных проектов в Прикамье нельзя решать простым голосованием. Например, изначально понятно, какой позиции будет придерживаться население касательно строительства атомной электростанции. При этом без таких объектов все равно не обойтись, и мир уже пошел обратно — возобновил строительство атомных электростанций. На общественное обсуждение выносить надо не все; решающим должно быть мнение не общественности, а специалистов.
Вы согласны с голландскими специалистами в том, что образовательные учреждения должны быть сосредоточены в одном месте?

— Огромное количество студентов ежедневно ездят на занятия из одного конца города в другой: вся фармацевтическая академия, политех, сельхозакадемия, госуниверситет. Если создать студенческий центр, как Сорбонна, например, можно бы было отчасти разгрузить общественный транспорт. Подходящим местом может стать поселок Усть-Качка. Вместе с тем все варианты надо просчитать, так как хотелось бы, чтобы город был доступен. Если освободить от промышленности еще район Пермского госуниверситета, то на этой земле можно также создать университетский городок. 

Поделиться:
Все новости компаний