— Огромное количество студентов ежедневно ездят на занятия из одного конца города в другой: вся фармацевтическая академия, политех, сельхозакадемия, госуниверситет. Если создать студенческий центр, как Сорбонна, например, можно бы было отчасти разгрузить общественный транспорт. Подходящим местом может стать поселок Усть-Качка. Вместе с тем все варианты надо просчитать, так как хотелось бы, чтобы город был доступен. Если освободить от промышленности еще район Пермского госуниверситета, то на этой земле можно также создать университетский городок.
Газета
05 ноября 2012, 13:20
Наступать на Каму
Вячеслав Столбов, член экономического совета при губернаторе Пермского края, заведующий лабораторией «Регион» при классическом университете, — о пешеходной Перми, переносе «Мотовилихинских заводов», дорогах в оврагах и превращении Оханска в город-спутник.
Глава Пермского края Виктор Басаргин в своем блоге поинтересовался у жителей Перми, в каком месте необходимо строить третий мост через Каму. Какого мнения придерживаетесь вы?
— Сейчас идет речь о двух основных вариантах — это район железнодорожного вокзала Пермь II и район цирка. Согласно Генплану, 3-й мост планировался в Мотовилихинском районе.
При обсуждении мастер-плана голландские архитекторы акцентировали внимание на том, что Пермь — это университетский город. Представьте, пройдет мост между университетом и заводом им. Дзержинского, замкнется на ДКЖ и далее пойдет в объезд города. На месте завода им. Дзержинского планируют крупный логистический комплекс. Там расположатся склады, возможно, оптовая торговля. В районе улицы Локомотивной у ж/д вокзала Пермь II может появиться автовокзал. Госуниверситет оказывается в кольце. Через нас, как через проходной двор, пойдут мощные потоки грузов, людей. Это положительно на университете не скажется. Если выбирать из двух вариантов размещения моста, то район цирка, считаю, предпочтительней.
Первый заместитель председателя Пермской городской Думы Аркадий Кац предложил отказаться от идеи строительства моста и развивать городские транспортные развязки и дороги.
— Это не альтернатива. Если выбирать из двух вариантов, то нужен именно мост. Вместе с тем необходимо развивать объезды вокруг города. Поднимая проблемы транспортной сети, отмечу, что ежедневно в Пермь приезжают порядка 300 тысяч человек, в том числе «транзитников». Автовокзал находится в центре. Зачем человеку ехать из Чайковского в Березники, 40 минут заезжая в центр Перми и 40 минут выезжая?
Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для разгрузки центра города? Как бороться с пробками?
— В мире этот вопрос решен, а мы можем воспользоваться преимуществом догоняющего развития. Почти все страны мира пришли к выводу, что индивидуальный вид транспорта — это тупик. Сколько дорог ни строй, все равно будет мало. Центр города должен быть пешеходным. Как говорит Директор Института экономики транспорта и транспортной политики (ИЭТиТП) Высшей школы экономики (ВШЭ) Михаил Блинкин, приоритеты движения — это пешеходы, общественный транспорт и движущийся транспорт; чего не должно быть в центре города — это стоящих автомобилей.
Но центр Перми, в котором располагается достаточное количество торговых центров и административных зданий, не может быть пешеходным.
— Согласно мировой практике, торговые комплексы располагаются на окраинах городов. Зачем жителю края, который едет в Пермь за покупками, пробираться к торговым комплексам в центр города? Расположив торговые объекты на прилегающих территориях, транспортную проблему можно в значительной степени облегчить.
Городской центр должен быть пешеходной зоной, в которой расположены, главным образом, деловые объекты, а также театры, музеи и прочее. Центр города, считаю, уплотнять не надо, он должен быть деловой, культурный, не торговый.
Способствует ли Генплан развитию краевого центра?
— Многие документы принимаются без оглядки на то, что уже было сделано. Например, при разработке голландцами мастер-плана правобережную часть города «отмели». Голландские специалисты посчитали, что река разделяет. Городов, в которых один район, как у нас Кировский, находится на другом берегу реки, в стране несколько. В частности, это Кемерово. И везде — в отделенных районах расположено производство взрывчатых веществ, у нас — ракетного топлива. Это сделано целенаправленно, для безопасности населения. На мой взгляд, город должен развиваться на обоих берегах реки. Закамск — это неотъемлемая часть города, связанная с другими предприятиями.
В мастер-плане также была очень интересная идея — вынос «Мотовилихинских заводов» из города. Говоря о затратности этого мероприятия, представьте, какая ценная земля может освободиться на берегу Камы. Хотите культурный центр, хотите жилую застройку, можно продолжить набережную. Эта земля намного дороже, чем вынос «Мотовилихинских заводов». Еще одна интересная идея в этом документе — это строительство дорог по оврагам. Мост выходит в Мотовилихе, завод Шпагина перенести или сделать из него музей. Дальше по оврагу, мимо цирка дорога поднимается вверх. Сейчас, чтобы добраться от цирка до Перми I, надо делать огромный крюк. Это идея не такая фантастическая. У нас город вытянулся на 84 км по фарватеру вдоль Камы. Выйти на набережную можно в ограниченном месте, большую часть вдоль реки занимают промышленные предприятия. Предприятия эти находятся в зоне затопления в случае аварии на Камской ГЭС. Более того, они занимают самые ценные земли, которые можно еще увеличить. Например, у «Мотовилихинских заводов» активно идет отсыпка прибрежной части шлаком. Таким образом, площадь города может быть увеличена — мы можем наступать на Каму.
Куда можно было бы перенести «Мотовилихинские заводы»?
— Если мы хотим развивать Пермь, то город может расширяться путем создания агломераций. Для переноса этого объекта должен быть определен промышленный город-спутник, в который также можно перенести завод им. Шпагина, машиностроительный завод и прочие.
Приоритетными для реализации проектами должны стать культурные сооружения?
— Зависит от того, какую стратегию мы выберем. На нашей кафедре разрабатывалась следующая идея: зачем нам реконструировать железнодорожный вокзал — это может быть опасно. По городу ж/д ветка Транссиба, как в Перми, проходить не должна. Зачем реконструировать аэропорт, и нужен ли он в черте города, когда трасса заходов на посадку и пролетов проходит прямо над Пермью. В краевой центр прилетает достаточное количество транзитников, чтобы только пересесть на ж/д или автовокзале. Мы выдвинули идею создать транспортный узел со всей необходимой инфраструктурой: ж/д, междугородний и аэровокзалы, а также речной порт. Через этот узел провести ветку Транссиба. Подходящим местом для транспортного города-спутника мог бы стать Оханск. Железные дороги на территории краевого центра можно использовать для запуска скоростного трамвая.
Как вы относитесь к идее о решении приоритетности проектов голосованием?
— Мне кажется, что вопросы о реализации приоритетных проектов в Прикамье нельзя решать простым голосованием. Например, изначально понятно, какой позиции будет придерживаться население касательно строительства атомной электростанции. При этом без таких объектов все равно не обойтись, и мир уже пошел обратно — возобновил строительство атомных электростанций. На общественное обсуждение выносить надо не все; решающим должно быть мнение не общественности, а специалистов.
Вы согласны с голландскими специалистами в том, что образовательные учреждения должны быть сосредоточены в одном месте?
Главные новости
Все автомобили со штрафстоянки на ул. Пушкина перемещают на новую площадку
11:21
В Перми в микрорайоне ДКЖ построят жилой дом, похожий на локомотив
11:00
В городских лесах Перми появились новые места отдыха
10:47
В Пермском крае заработал еще один полигон для сбора мусора
10:05
В Перми состоится фестиваль национальной коми-пермяцкой культуры и кухни на пяти площадках
07:30
Пермский баскетбольный клуб «Бетсити Парма» победил команду из Нижнего Новгорода
04 дек
На Пермском инженерно-промышленном форуме обсудили симбиоз искусства и предприятий
04 дек
«Единая Россия» учредила спецприз для многодетных семей в Пермском крае
04 дек
Инвестиционный форум ВТБ «РОССИЯ ЗОВЕТ!»: 5 городов, 5 тысяч участников и поиск смелых решений
04 дек
Освободившееся место в Заксобрании от КПРФ займет Степан Федотовских
04 дек
Сжатая пружина рынка: что станет триггером для инвестиционного ускорения России
04 дек
В Перми премию «Преодоление» вручили семи лауреатам
04 дек
Валерий Сухих: благодаря конкурсам краевого парламента молодежь учится ценить малую родину
04 дек
Новое креативное пространство «Дом сказок и ремесел» в Перми откроется в декабре
04 дек
В Перми руководитель компании сокрыл более 9 млн рублей налогов
04 дек
В Перми на ремонт и обслуживание газовых автобусов выделили 34 млн рублей
04 дек
В Перми на полгода ограничат движение на улице Карпинского
04 дек
В Карагайском округе определили кандидатов на должность главы территории
04 дек
В Перми за год появились 73 новые детские и спортивные площадки
04 дек
Метеорологи: в Пермском крае ожидается арктическое вторжение
04 дек
В лесничествах Прикамья начались продажи живых новогодних елей
04 дек
Подрядчик рассказал о ходе реконструкции трассы Кунгур – Соликамск
04 дек
Пермский девелопер перечислил в бюджет края на развитие социнфраструктуры 72,2 млн рублей
04 дек
Власти Перми передадут краю 33 автобуса для перевозки пассажиров в муниципалитетах
03 дек
Участок ул. Революции с мостом через Егошиху перейдет в собственность Пермского края
03 дек
Аналитика: Пермь вошла в число городов с самой доступной аптечной корзиной
03 дек
В ОАО «РЖД» подтвердили намерения по реализации крупных проектов в Пермском крае
03 дек
Субсидируемые рейсы из Перми в Минск возобновятся в апреле
03 дек
Краевые власти планируют заключить контракты на поставку еще шести пассажирских судов
03 дек
В Перми подготовили обновленную схему округов для выборов в городскую Думу
03 дек
Новости компаний
Банк Уралсиб улучшил позиции в Топ-15 по объему портфеля кредитов предпринимателям
05 декабря 2025, 10:50 41
ВТБ прогнозирует рост добычи нефти и расширение экспорта газа в Азию
04 декабря 2025, 17:30 246
ВТБ: более 10 компаний готовятся выйти на IPO
04 декабря 2025, 16:30 213
Филиал «ПМУ» «Уралхима» — призер конкурса Минтруда РФ
04 декабря 2025, 16:00 247
ВТБ открыл новый флагманский офис в Индии
04 декабря 2025, 15:45 232
ТОП 300: Переобуться по-пермски
04 декабря 2025, 13:30 264
ТОП 300: АО «СтройПанельКомплект». Сохраняем стабильность, выполняем обязательства
03 декабря 2025, 11:00 342
Выбор редакции
Держать темп. Итоги сезона дорожного строительства-2025 в Прикамье
22 октября 2025, 11:30
Повышая, соглашайся. Как работают соглашения с застройщиками по созданию социнфраструктуры?
24 октября 2025, 12:00
В авангарде экономики. ТОП-300 крупнейших предприятий Пермского края по итогам 2024 года
01 декабря 2025, 07:00