Газета
  1. Газета
 22 октября 2012, 13:20   696

Крысы на сцене

Крысы на сцене
Самый загадочный эстонский театр представил в Перми мировую премьеру. В антракте зал покинула треть зрителей. Остальные аплодировали актерам стоя.

 13 октября на площадке «Сцены-Молот» в рамках фестиваля «Пространство режиссуры» состоялся премьерный показ спектакля «Педагогическая поэма», представленный таллинским театром NO99. Театр нумерует свои постановки в обратном порядке, «Педагогическая поэма» значится в репертуаре под номером 63. Что будет, когда эстонцы сыграют свой последний «опус», не знает никто.

Спектакли театра NO99 напоминают импровизацию — и неспроста: актеры признаются, что постановки порой рождаются прямо на сцене и лишь запечатлевают поток сознания участников проекта. Пермским зрителям, вероятно, чудилось, что они стали свидетелями трехчасовой репетиции разношерстной актерской труппы во главе с эксцентричной седовласой наставницей. Сюжета не было и в помине, точнее, сюжетов было чересчур много, чтобы успеть уследить за всеми: спектакль составлен из отдельных этюдов, зарисовок, оборванных намеков, эротических сцен, общего гомона, танцев и игр; участники не прерываются на антракт — пока зрители прохлаждаются в фойе, они драят сцену, переговариваются друг с другом, музицируют на гитаре. А затем все начинается вновь: актеры ссорятся, мирятся, целуются, рвут друг на друге одежду, изображают однополую любовь, дерутся, танцуют, расплескивают воду, обливая первые ряды, ревут, кричат, сбиваясь на хрип.
NO99 берет скандальным, неведомым большинству из нас акционизмом. К примеру, в марте 2010 театр объявил о создании радикального политического движения «Объединенная Эстония». Полтора месяца ее активисты возмущали общественность своим участием в теледебатах, выступлениях с импровизированных трибун, сетевыми публикациями в националистическом духе. Бедные эстонцы были «затроллены» и заинтригованы настолько, что скупили все билеты на первый съезд членов «Объединенной Эстонии», оказавшийся... ну да, опусом №75: фашиствующий «фюрер» скакал по сцене, мимо шли вооруженные колонны с мрачными стягами, гимн «Объединенной Эстонии» гремел в прямом эфире на всех информационных каналах... А пермяков испугала нецензурная брань.
«Педагогическая поэма», как говорят в театре, основана на одноименном романе Антона Макаренко и трудах Константина Станиславского. Лучше сказать, вдохновлена. «Этот спектакль о становлении и бытии человека. Как далеко вы можете зайти, чтобы научиться чему-нибудь новому?» — так описывается основной посыл работы Тийта Оясоо и Эне-Лийз Семпер. Герои «Педагогической поэмы» напоминают лабораторных крыс, подчиненных воле экспериментатора, той самой седовласой наставницы, которая на первых порах направляет действия подопечных, а затем пускает все на самотек — перегрызутся или забьются по углам?
Особая находка режиссера в том, что зрителю не до конца ясно, где заканчивается эта «студия актерского мастерства» и начинается реальная жизнь персонажей. Где-то ведь она должна начаться.
Поделиться:
Все новости компаний