Газета
  1. Газета
 22 октября 2012, 13:20   1987

Трудности пчеловода

Трудности  пчеловода
Вступление России в ВТО обострит конкуренцию на рынке сбыта меда. Власти Перми поддерживают пчеловодов финансово, а вот брендирование пермского меда считают нецелесообразным.

 Власти края пытаются помочь региональному пчеловодству. Есть первые результаты, и даже намерения увеличить бюджетную поддержку. Потенциал не серьезной на первый взгляд отрасли очень существенен. Биологический пчеловодческий потенциал региона используется только на 10%. Такие данные приводит министерство сельского хозяйства Пермского края. И это при том, что в крае действует крупнейший в России завод группы компаний «Тенториум», который ежегодно перерабатывает 343,8 т пчелопродукции, в том числе 230,8 т меда. «70% наших поставщиков — это фермеры и индивидуальные предприниматели Пермского края. К 2015 году планируется увеличить объемы производства в три раза», — прогнозирует генеральный директор «Тенториума» Раиль Хисматулин. 

Фермеры продают мед по трем каналам: крупные оптовые компании составляют около 40 процентов сбыта, продажи в частные руки и ярмарки — порядка 55%, пищевые предприятия (выпечка, кондитеры) — всего 5%. Владелец крупного фермерского хозяйства Владимир Макаров считает, что на сегодняшний день мощностей комбината не хватает, чтобы удовлетворить потребности рынка, который сейчас перенасыщен медом. По данным минсельхоза, в 2011 году в регионе было произведено порядка 2 640 тонн меда. Несмотря на то, что для части фермеров компания является основным скупщиком, ряд пчеловодов рассматривают «Тенториум» как запасной вариант, где можно сбыть нереализованный в частные руки мед. Фермер Игорь Ширинкин объясняет ситуацию чисто экономическими причинами: «Стоимость меда на рынке неуклонно падает. В этом году «Тенториум» снизил закупочные цены на 50 рублей относительно прошлого года. Гораздо выгодней реализовывать фасованный мед за 300-350 рублей и выше, чем сбывать его переработчикам за 170-190 рублей». При том что на руках фермеров зачастую остается «бесхозный» мед, количество пчелосемей в крае, по данным минсельхоза, в период с 2010 по 2011 год увеличилось с 73 до 82 тысяч. 
Вопрос конкуренции с дешевым импортным медом наиболее остро стоит в регионах, территориально близких к Китаю, Украине и Киргизии (см. врезку). Пермский край также скоро последует по этой дорожке. « В регионе конкуренция с южными странами-производителями довольно высока, а после вступления России в ВТО будет только обостряться», — прогнозирует замминистра сельского хозяйства Пермского края Иван Огородов. В качестве одного из путей решения проблемы конкуренции с импортным медом чиновник видит увеличение производительности пермских пчелохозяйств, что позволит снизить себестоимость производства. «Министерство сельского хозяйства проделало большую работу в этом направлении. Сейчас организована многоуровневая система финансовой поддержки пчеловодов. Во-первых, мы выделяем средства в рамках конкурса инвестиционных проектов, возвращаем фермеру до 30% от понесенных затрат, но не более 5 млн на один проект. Второе направление — агрофраншизы. Они интересны для начинающих пчеловодов. Министерство возмещает часть затрат, до 150 тысяч, потраченных пчеловодом на покупку оборудования. С 2013 года сумма возмещения будет повышена. И третье направление — проекты в рамках муниципальных программ», — пояснил Иван Огородов. Насколько эффективна данная система позволяет судить статистика. По данным минсельхоза, в период с 2009 по 2011 год реализовано шесть крупных инвестиционных проектов общей стоимостью 3,8 млн. руб, а общее количество пчелосемей, приобретенных по агрофраншизе за последние 4 года, составило 1110 единиц. 
Директор компании «Пермские пчелы» Владимир Макаров считает, что увеличение производительности пасек будет эффективной мерой только в совокупности с созданием такого бренда, как пермский мед. «Нужно централизовано выводить наш продукт на один уровень с башкирским и татарским медом», — заметил предприниматель. Однако, по мнению Елены Гилязовой, председателя комитета по экономическому развитию и налогам, на сегодняшний день при наличии в регионе такой крупной компании, как «Тенториум», нецелесообразно работать над каким-то новым товарным знаком. «Башкирский мед — это коллективный бренд. Над его созданием трудилось множество мелких производств, а это всегда связано с проблемой качества продукции. Сейчас на рынке много фальсификата, продаваемого в том числе под видом башкирского меда. В то время как «Тенториум» проводит серьезный контроль качества продукции, которая сама по себе является успешным брендом», — пояснила Елена Гилязова.
 
справка bc
Аналитики компании Business Stat проанализировали рынок меда за 2006-2010 годы и пришли к неутешительным выводам: за этот период производство данного продукта сократилось в России с 55,7 тыс. т до 51,8 тыс. т. Основной причиной сокращения производства является рост предложения дешевой импортной продукции, в основном из Киргизии и Украины. Для сравнения: цена импортного меда на 2010 год составляла в среднем 92 рубля за кг, в то время как цена отечественного продукта в среднем — 180 рублей за ту же массу. Как результат, объем импорта меда в 2006 году составлял 0,4 тыс. т, но уже к 2010 году увеличился до 5,3 тыс т. Таким образом импорт меда в 2010 году составил около 10 % от объема его производства в России, причем эксперты склонны считать, что реальная цифра гораздо больше. Подобная ситуация сложилась еще до вступления России в ВТО. Тогда как по распространенному мнению, от вступления страны в эту организацию проигрывают отрасли экономики, ориентированные на внутренний рынок. Таковой, собственно, и является пчеловодство.
 
Конкуренция, которая ждет Пермский край 
На форуме алтайских пчеловодов можно встретить такие жалобы: «Китайский мед для нас не конкурент, а тихий убийца. Его закупочная цена составляет не более 30 руб за кг. Его завозят многими и многими тоннами, фасуют и продают под марками башкирского, алтайского и прочего. Как тут конкурировать?» Самарский предприниматель Дмитрий Загайлов признается, что в нынешних рыночных условиях выгодней закупать украинский и киргизский мед. «Цена килограмма такого меда ниже отечественного на 30–40 рублей, что при оптовых закупках дает существенную прибыль. Вместе тем скупщики понимают, что с низкопробным китайским медом связываться опасно, потому что можно испортить себе имя», — отметил бизнесмен.
 
Трудности  пчеловода
Поделиться:
Все новости компаний