Газета
  1. Газета
 24 сентября 2012, 13:20  

Экономика края

Экономика края
Экспертное мнение
С 2008 года риски не изменились 
Татьяна Букина, доцент кафедры экономической теории НИУ ВШЭ — Пермь, к. г. н: 
 
Татьяна Витальевна, если оценивать состояние разных отраслей, то мы видим, как предприятия черной металлургии продолжают генерировать убытки, демонстрируя отрицательную рентабельность. Как Вы оцениваете перспективы этой отрасли, за счет чего ситуация может измениться?
— Проблема черной металлургии Пермского края заключается в слабых активах предприятий, эти компании являются некрупными, старыми, слабомодернизированными с недостаточной сырьевой базой. Такая ситуация обусловила то, что пермские металлургические предприятия поздно вошли в состав той или иной бизнес-группы: ОМК, «Эстар», что в свою очередь предопределило и значительно более позднее, по сравнению с другими металлургическими компаниями, вхождение в мировое разделение труда. 
Каковы перспективы у черной металлургии в Пермском крае? Вопрос неоднозначный. С одной стороны, несомненно, необходима серьезная модернизация предприятий, чтобы они могли стать «интересными» для крупных металлургических концернов. И возможности у некоторых предприятий есть (например, ЧМЗ — Чусовской металлургический завод — выпускает 60 % от российского выпуска ферросплавов). Но есть ряд других, имеющих отрицательную рентабельность, и с позиций экономической эффективности их следовало бы закрыть. Однако в большинстве случаев это градообразующие предприятия, и их закрытие приведет к росту социальной напряженности в ближайшей перспективе, а в долгосрочном периоде может привести к потерям общественного благосостояния, как это произошло с Кизеловско-Гремячинским бассейном. 
Так что готовых однозначных рецептов по поводу того, что следует делать, нет. Необходимо учитывать все факторы. 
Доля строительной отрасли в ТОП 300 за последний год снизилась, почему ведущие компании в этой сфере теряют позиции?
— До 2008 года строительство развивалось очень быстрыми темпами. За 2005—2007 гг. объем рынка нового жилья в регионе практически удвоился — в 2007 году на территории Пермского края было введено жилья общей площадью 878,1 тыс. кв. метров (в 2004 году — 448,5 тыс. кв. метров), что на 22,2 % выше результатов предыдущего года. Ситуация на рынке жилья в 2007 году характеризовалась самым значительным за 2003—2007 годы ростом цен в среднегодовом выражении (168,9 % — на первичном рынке и 182,7 % — на вторичном рынке). В итоге цены на первичном рынке выросли за 2003—2007 годы более чем в 3,5 раза, существенно опередив динамику денежных доходов населения (рис. 1.). Отставание платежеспособного спроса, что на рис. 1 представлено покупательной способностью доходов по жилью, от средней цены на первичном рынке жилья привело к возникновению предстагнационной ситуации, которая характеризовалась, например, одновременным увеличением объемов предложения и снижением совокупного спроса (что привело к заметному увеличению сроков экспозиции объектов на рынке). В то же время в 2008 году произошло ужесточение условий ипотечного кредитования, что выступило дополнительным отрицательным фактором для изменения показателя доступности жилья и, как результат, для изменения его предложения. Кроме того, необходимо учитывать, что бурный рост жилищного строительства во многом определялся «ценовым» пузырем, связанным с упрощением условий выдачи кредитов. Под воздействием кризиса 2008 года этот «пузырь» лопнул, что также повлияло на потерю строительными предприятиями своих позиций. 
Насколько экономика края защищена сегодня от внешних потрясений?
— Одной из особенностей экономики Пермского края является ее зависимость от внешней среды. Сектора экономики региона, ориентированные на мировой рынок, производят 32 % от общего объема производимой продукции. Плюс еще 22 % приходится на сферы, ориентированные на национальный рынок. Таким образом, получаем, что 54% продукции определяется спросом, на который регион если и влияет, то очень незначительно. Добавим сюда условия формирования цен на производимую в Пермском крае продукцию на мировых товарных биржах и получаем высокие риски региональной экономики в условиях нестабильности, что и показал кризис 2008 года. За последнее время ситуация в регионе не изменилась, и, по моему мнению, регион получит те же риски, что и в 2008 году. Но есть и положительные моменты — это касается как раз внутренних резервов предприятий. Имея некоторый опыт осуществления деятельности в условиях внешнего негативного шока, предприятия знают положительные и отрицательные моменты. Можно говорить о том, что несколько снижена неопределенность для предприятий, что, несомненно, может помочь им преодолеть последствия грядущего кризиса с наименьшими потерями. 
 
 
Готовы, как минимум, морально Армен Гарслян, председатель совета директоров ОАО «Метафракс», депутат Законодательного Собрания Пермского края:
 
В первой десятке ТОП по выручке — нефтяники, калийщики, энергетики и газовики. Только на 9-м месте «Камский кабель». А в двадцатке — только 4 предприятия промышленности, не связанные с ТЭК , удобрениями и химией. Кроме того, на долю предприятий из первой двадцатки с каждым годом приходится все больший объем выручки, прибыли и т. п. Насколько опасна такая зависимость от ресурсов в условиях современной экономики и что следует предпринять для изменения ситуации?
— Первое, на что необходимо ориентировать экономику края — привлечение в регион технологий и строительство новых производств. Здесь наши возможности довольно обширны, поскольку Европа на данный момент находится в турбулентном состоянии и в целом готова работать с Россией. Необходимо привлекать технологические и инвестиционные проекты, которые можно развивать на имеющихся в крае ресурсах, такие, например, как лесопереработка. Что касается металлургии и машиностроения, то, надо признать, за последние пять лет эти предприятия улучшили свои позиции. Подтверждение тому — проект строительства фактически нового производственного комплекса на Чусовском металлургическом заводе, который получил федеральную поддержку. Это, на мой взгляд, правильный путь, ведь основные фонды неизбежно устаревают. За последнее время действительно сложилась ситуация, когда основную выручку дают нефтяники, калийщики и энергетики. Насколько это опасно в целом для экономики, судить довольно сложно, но необходимо, чтобы данные предприятия стабильно приносили налоги именно в региональный бюджет и были готовы инвестировать свои средства. Развитие, безусловно, идет. Например, активно осваивает месторождения «Еврохим», усилить работы в этом направлении может «Акрон», неплохая динамика у «Уралкалия». 
Насколько успехи предприятий химической и нефтехимической отрасли вызваны благоприятной конъюнктурой?
— Я бы не сказал, что в этом году благоприятная конъюнктура на рынке, хотя относительно «кризисных» лет ситуация выровнялась. Химпредприятия постоянно находятся в конкурентном поле, соответственно, стараются инвестировать в технологии — этим занимается «Азот», «Уралкалий» и так далее. В целом они смогли воспользоваться позитивной ситуацией на рынке с точки зрения инвестиций в собственное развитие. 
Если оценивать общее состояние экономики Пермского края, насколько она стабильна?
— По крайней мере ее сейчас не «лихорадит», единственное, что отстает, — металлургический кластер. В целом состояние экономики, а, значит, и краевого бюджета на ближайшую трехлетку стабильно. 
В условиях прогнозируемого кризиса, насколько, с одной стороны, высока зависимость региональной экономики от мировой, а с другой — есть ли внутренние резервы у предприятий пройти через этот кризис с наименьшими потерями?
— Регион уже прошел интеграцию в мировую экономику, Россия вступила в ВТО, поэтому говорить о том, что кризис на нас не повлияет, неверно. Вопрос в том, по какому сценарию он будет развиваться. Я думаю, что в данном случае мы будем более подготовленными, поскольку с момента прошедшего кризиса бизнес еще не успел расслабиться. В целом на сегодняшний день у большинства предприятий если и нет внутренних резервов, то они как минимум морально готовы к новому витку кризиса.
 
В потребительской сфере роста нет
Константин Пьянков, министр развития торговли и предпринимательства Пермского края в 2010—2012 гг.
 
Список крупнейших предприятий, особенно первая двадцатка, из года в год меняется очень незначительно. Насколько, в принципе, реально ждать системного появления в крае новых мощных компаний и что для этого нужно делать?
— ТОП предприятий обусловлен объективными причинами — благоприятной конъюнктурой международных рынков и монопольным положением на внутренних рынках страны. Диверсификация же реально происходит, однако на фоне лидеров экономики края успехи других предприятий выглядят скромно, к сожалению. Изменить ситуацию возможно только массовыми инвестициями, по примеру Калужской области и Санкт-Петербурга. Как это сделать? — обеспечить преференции инвесторам! Как внешним, так и внутренним. Преференциями могут быть: 1) подключение к сетям, коммуникациям за счет бюджета, 2) компенсация затрат на проектные работы инвесторов за счет бюджета края, 3) содействие в поиске и обучении персонала, и самое главное — снижение (возможно, за счет бюджета) стоимости земельных участков для инвесторов. Если не проводить системной работы в направлении привлечения инвесторов, Пермский край останется заложником конъюнктуры мировых рынков, что перечеркивает возможность системного развития среды проживания для жителей. 
В ТОП -300 появились предприятия сельского хозяйства, можно ли рассматривать это как новую тенденцию и можно ли прогнозировать, что таких крупных успешных компаний в АПК станет больше?
— Да, безусловно, наличие в ТОП-300 предприятий агропромышленности — это новый и весьма позитивный тренд! Наличие успешных предприятий, инвестиций в отрасль внушает оптимизм, и я считаю, что в дальнейшем мы увидим все больше примеров успешных старт-апов в сельском хозяйстве. Рынок — свободный, как говорится, поле непаханое! 
Рост в АПК , а также тот факт, что показатели в сфере торговли вышли на уровень 2008 года, а по пищевой промышленности существенно выросли — говорит ли это о росте потребительской активности населения? Насколько устойчивой может быть эта тенденция?
— Не могу согласиться с тезисом об увеличении показателей в отрасли потребительского рынка. Отрасль стоит. Рынок перераспределяется между участниками в пользу крупных игроков. Развитие происходит в отдельных сегментах. В целом происходит падение доходности продаж, и выручка меняется в основном в связи с ростом цен на товары. Остальное — нюансы статистики... 
Какие компании малого бизнеса, представленные в ТОП -300, Вы бы выделили и почему?
— Из компаний малого бизнеса я бы обратил внимание на предприятия агропромышленного комплекса края, развитие которых в последние 5 лет обусловлено притоком инвестиций в отрасль, простимулированным правительством края. 
Если оценивать общее состояние экономики Пермского края, насколько она стабильна? В условиях возможного кризиса, о котором сегодня не говорит только ленивый, насколько, с одной стороны, высока зависимость региональной экономики от мировой, а с другой — есть ли внутренние резервы у предприятий (в том числе в разрезе отраслей) пройти через этот кризис с наименьшими потерями?
— В целом экономика края, как и экономика России, весьма нестабильна, так как не диверсифицирована, и в значительной степени уступает по производительности и конкурентоспособности западным компаниям. Вступление в ВТО, по моему мнению, только усугубляет ситуацию. К сожалению, уровень развития технологий управления, производства, логистики у нас в стране крайне низкий, и только инвестиции со стороны предприятий в совершенствование используемых и применяемых технологий могут служить защитой от внешних воздействий рынка. 
С какими проектами, предприятиями и отраслями связаны перспективы региональной экономики?
— Считаю, что у региональной экономики существуют перспективы в части развития наукоемких производств (учитывая хорошую производственную научную и образовательную базу региона), а также сегмента IT. Хотя многое зависит от применяемых технологий. И розы можно в Пермском крае выращивать, если грамотно бизнес организовать!
Все новости компаний