Перед началом фестиваля корреспондент «bc» побеседовала с Марией Кублановой, директором фестиваля, и Верой Полозковой, известным поэтом, постоянным участником «Текстуры», членом Совета фестиваля.
Мария, изменился ли фестиваль по сравнению с прошлым годом?
Мария Кубланова. В этом году «Текстура» пройдет в Перми в третий раз, и по-прежнему в центре нашего внимания — сегодняшний день в искусстве, взаимное проникновение кино и театра, поиск нового языка. Конкурс, по традиции, состоит из четырех программ, в которых соревнуются лучшие фильмы, спектакли, пьесы и сценарии о современности. Помимо конкурсных показов фестиваль также представит специальную программу дискуссий, публичных интервью, мастер-классов и музыкальных событий.
Художественным руководителем фестиваля является Эдуард Бояков — продюсер, режиссер, художественный руководитель московского театра «Практика», арт-директор «Политеатра» (Москва) и театра «Сцена-Молот».
Вера, на какой спектакль вы бы посоветовали сходить?
Вера Полозкова. Безусловно, надо смотреть спектакль «Бабушки» театра «Практика». В мире победившего концептуального современного искусства, где люди любят символы, а не эмоции, и все такое холодное и неприютное, «Бабушки» — невероятно теплый, человечный спектакль. В нем шесть красивых и по-детски непосредственных молодых женщин и девушек играют роли старушек. Восприятие времени и истории дано через призму человеческих судеб, простых, невыдающихся. Но в каждой истории есть женский подвиг.
Думаю, «Бабушками» можно лечить людей, которые уже давно не ходят в театр, так как считают, что там ничего человеческого не показывают.
Действие спектакля я проверяла на многих людях: и далеких от театра, и искушенных театралах. Я видела взрослого 38-летнего мужчину, который рыдал на этом спектакле и лично пошел пожать руку каждой актрисе.
Говорят, этот спектакль имеет отношение к Перми?
Вера Полозкова. Во-первых, материал для сценария собирался в одной из деревень Пермского края. А во-вторых, одну из бабушек играет Инна Сухорецкая, замечательная пермская актриса. Недавно она дебютировала в Америке в спектакле по Эллиоту «Четыре квартета», который поставил мой друг Александр Маноцков. В спектакле кроме нее заняты один русский актер и два американских, в том числе Один Байрон. Российским зрителям он известен по роли смешного американского практиканта в сериале «Интерны». Премьера имела большой успех, и сейчас спектакль получил приглашение на гастроли в Нью-Йорке.
Вера, на фестивале появился новый формат — Storytelling. Что это?
Вера Полозкова. Это публичные интервью, по форме проведения несколько похожие на ток-шоу: есть человек, которому задают вопросы, и есть ведущий, который их заранее готовит. Впрочем, зрители тоже могут принимать участие в разговоре. Мы пригласили известных людей к участию в этом проекте, в их числе композитор Владимир Мартынов, чешский писатель и драматург Петр Зеленка, известный кинодокументалист Виталий Манский и другие. Общей темой для разговора станет искусство создания истории в различных медиаформатах.
Мария, какой спектакль вы назвали бы самым интересным?
Мария Кубланова. Для «Текстуры» мы отобрали самые интересные работы, и смотреть надо все. Мне бы хотелось рассказать о спектакле, который смело можно назвать событием. Это проект под рабочим названием «Общий вагон», поставленный сразу несколькими режиссерами, среди которых и Юрий Квятковский, член Совета фестиваля «Текстура». Все роли исполняют студенты второго курса Школы-студии МХАТ. Для русского академического театра эта постановка — уникальное событие, потому что впервые ученикам театрального вуза разрешили работать на экзамене с документальным материалом. Обычно для отчетного спектакля берутся только тексты классической драматургии, например «Гамлет» Шекспира. Ребята-студенты выходили на улицу, общались с людьми разных возрастов и разного социального положения, записывали и создавали маленький спектакль. По сути, «Общий вагон» — сборник из сорока мини-спектаклей, сорока мини-интервью. Получилось очень интересно, ведь сегодняшнюю российскую реальность мы видим глазами двадцатилетних ребят. Пермяки увидят этот спектакль первыми: московская премьера состоится только в октябре.
Мария, ваш фестиваль всегда стоял в стороне от политики, но в этот раз, судя по афише, она не обошла вас стороной?
Мария Кубланова. Мы всегда старались дистанцироваться от политических разборок и скандалов. Но поскольку «Текстура» позиционирует себя как фестиваль театра и кино о современности, мы не можем закрывать глаза на то, что происходит в стране. Отсюда в программе «Кино» появился фильм «Зима, уходи!»: документальный альманах снят во время протестных демонстраций зимы 2012 года. Снимали его студенты киношколы Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Фильм о серьезных вещах, но снят в жанре черной комедии. Правда, как заметила Вера Полозкова, полтора часа отсмеявшись в кинозале, хочется прийти домой и заплакать.
Еще один фильм — «Завтра», снятый режиссером Андреем Грязевым, рассказывает об известной арт-группе «Война». Режиссер полтора года провел с активистами группы и сделал своеобразный видеодневник, в который вошли и кадры подготовки к акциям, и частная жизнь участников «Войны».
Тему непростой современной ситуации, но уже в Белоруссии, затрагивает спектакль «Двое в твоем доме». Режиссеры Михаил Угаров и Талгат Баталов поставили историю про то, как пожилой писатель оказался под домашним арестом. В его двухкомнатной квартире — он сам, его жена и двое охранников. И все они как-то вынуждены жить и общаться друг с другом. Это создает массу ситуаций, порой смешных, порой — не очень. История очень человечная, особенно когда в какой-то момент понимаешь, что это не выдуманный авторами сюжет: это то, что происходит сегодня.
Многие фестивальные проекты имеют свою закулисную или закадровую историю, которая бывает не менее интересной, чем сам фильм или спектакль. А у вас есть такие истории?
Мария Кубланова. Да, таких историй много. Вот, например, когда мы выбрали для показа на фестивале фильм итальянского режиссера Маттео Гарроне «Реальность», то начали связываться с авторами, чтобы пригласить исполнителя главной роли к нам в Пермь. Через некоторое время нам из Италии от продюсера приходит ответ, что актер не может приехать, потому что сидит в тюрьме.
Выясняется, что Аньелло Арена некоторое время назад убил троих и его посадили в тюрьму. Там он стал играть в тюремном театре. Случилось так, что режиссер Маттео Гарроне увидел гениальную игру этого заключенного и добился разрешения снимать его в своей картине... Надо сказать, Арена выполнил свою задачу великолепно. Мощная актерская работа! Я думаю, что это один из претендентов на лучшую мужскую роль. Но, конечно, на «Текстуру» приехать он не сможет. Меня эта история поразила не своей какой-то этнографической составляющей, а вот чем: заключенный получил возможность быть не просто законченным негодяем, но и человеком, который может творить.
Думаю, что это результат его какого-то перерождения в процессе обдумывания своего поступка. Это важно. История заставляет нас задуматься о том, что можно быть страшным убийцей и при этом гениальным актером. Как все это может уживаться в одном человеке?
Мария, кто в этом году станет обладателем премии ТЕКСТУРА: ИМЯ?
Мария Кубланова. Напомню, что эта награда вручается героям современного искусства, работающим с актуальными темами и сюжетами. В этом году лауреатом премии станет Петр Зеленка, чешский драматург, писатель, сценарист и режиссер. Кстати, когда мы с ним вели переговоры и приглашали к нам, он, к моему удивлению, ответил: «Я знаю Пермь, там ставили мой спектакль». Так что для Перми драматургия Петра Зеленки — не открытие, и для Зеленки Пермь — не новость. А спектакль этот — «Термен» — поставил несколько лет назад в театре «У Моста» Сергей Федотов, и специально для фестиваля театр его восстановит и покажет. Но только один раз!