Две выставки, идущие одновременно в Пермском музее современного искусства, дают возможность познакомиться с современным искусством Востока, или, точнее, с искусством современного Востока. И в первую очередь это относится к выставке «Лицо невесты», которая имеет все шансы стать событием российского масштаба, она впервые за два десятилетия представляет работы современных казахских художников.
Эротический подтекст. Всего 20 лет назад Казахстан был одной из союзных республик, чье искусство, по словам Марата Гельмана, было сплошь орнаментальным. С новым искусством Казахстана пермяки смогли познакомиться еще год назад, когда художник Молдакул Нарымбетов сделал для нашего города два арт-объекта из автомобильных покрышек: жука-скарабея и автомобиль.
Современное казахское искусство насквозь пронизано и пропитано историей, от кочевников-номадов, чьим верным спутником всегда был конь, до недавнего советского прошлого. Но сегодня на всю эту старину художники смотрят скорее европейским взглядом, и у традиционной люльки для младенца в работе Саида Атабекова «Снайпер» появляется верхняя перекладина в виде деревянного автомата Калашникова.
По-восточному мягко, казахское искусство словно обволакивает яркие приметы современной жизни, приспосабливает к своему менталитету, и из-под рук художника появляются традиционные казахские халаты с пестрым ярким подкладом, но камуфляжным верхом, или стеганые одеяла, непременная принадлежность казахского дома, но с рисунком в виде флагов стран мира.
Название выставки «Лицо невесты» относит к древнему обряду открывания лица новобрачной во время свадьбы и предполагает некий эротический подтекст. Но на деле это не подтекст, а прямое художественное высказывание, так что в тот зал выставки, где демонстрируется казахский видеоарт, детей просто не пускают.
Выставка является несомненным успехом куратора Наили Аллахвердиевой, которая проделала огромную работу, собрав и выстроив очень умную и тонкую экспозицию из работ очень разных жанров: от графики до таксидермии.
Женщина-игла. Второй каталог — персональный — посвящен творчеству мировой знаменитости — Кимсуджи, чья выставка «Тихий хаос: Земля-Вода-Огонь-Воздух» также проходит сейчас в Пермском музее современного искусства. Свои работы Кимсуджа представляла в разные годы в Русском музее и на Московской бьеннале, но каталог ее работ издал Музей PERMM, что делает ему честь. Художница родилась в Корее, училась и живет в Америке, и в художественном мире ее часто именуют «Женщина-игла» по названию одного из самых известных ее проектов. Фирменным знаком Кимсуджи является ее присутствие в видеокадре, всегда со спины, стоя или лежа. Но для Перми она выбрала совсем другие работы.
Надо отдать должное музею PERMM, за три года он показал целый ряд очень грамотно выстроенных выставок видеоарта, на которых можно было видеть весь спектр этого современного искусства — от «Синих носов» до Нам Джун Пайка. Пермяки получили необходимую подготовку и уровень знаний, в этом контексте посещение выставки Кимсуджи способно дать зрителю очень сильные и яркие эмоции. В темном зале, тщательно отгороженном от любого луча света тройными занавесями, идет восьмиканальная видеоинсталляция. На попарно расположенных экранах — циклические съемки того, что принято называть явлениями природы — кипящая лава, морской прибой, облака. Но скользнуть по ним быстрым взглядом не получится, они останавливают, притягивают внимание, заставляют сесть перед ними и начать искать то самое, что так цепляет и волнует, о чем ведет речь художник. Один из феноменов творчества Кимсуджи — это ощущение ее присутствия в кадре, как будто ты смотришь ее взглядом.
Обе выставки: «Лицо невесты» и «Тихий хаос: Земля-Вода-Огонь-Воздух» пользуются повышенным вниманием зрителей, и их работа продлена до 19 августа.