Городская администрация выступила с инициативой увеличения ставки земельного налога для участков, на которых расположены объекты незавершенного строительства. Департамент земельных отношений администрации Перми прорабатывает вопрос о выделении объектов незавершенного строительства в отдельную категорию, подлежащую налогообложению по ставке 1,5 % от кадастровой стоимости участка. В связи с этим горвласти направили в Министерство финансов запрос о возможности принятия соответствующего правого акта органами местного самоуправления. В случае положительного ответа из Минфина проект решения будет вынесен на обсуждение Пермской городской думы, и, как ранее заявлял начальник департамента земельных отношений администрации Перми Андрей Ярославцев, налоговая ставка на объекты незавершенного строительства на территории Перми может вырасти пятикратно уже к осени (с 0,3 % до 1,5 %). Далее, если депутаты поддержат инициативу, проект будет направлен на утверждение в Законодательное собрание Пермского края. По мнению пермской администрации, подобные меры позволят повысить степень эффективности распоряжения муниципальными землями и сократить количество долгостроев в городе.
Эта инициатива касается жилищного строительства, поскольку для коммерческих «незавершенок» ставка уже сегодня составляет 1,5 %.
«Перед администрацией была поставлена задача изыскать дополнительные источники для пополнения городского бюджета. Но сейчас строительная отрасль и без того находится в тяжелом состоянии», — отмечает собеседник «bc» в одной из строительных компаний города.
Руководитель группы компаний «Строительные проекты» Алексей Лобанов с такой позицией не согласен. По его мнению, мотив наполнения бюджета — фикция, даже при низких ставках существуют огромные долги по аренде земельных участков, и от повышения ставки вероятность увеличения поступлений в бюджет сомнительна.
По словам исполнительного директора Ассоциации пермских строителей Владимира Гурикова, за последнее время в Пермском крае проведено немало реформ в части повышения платы за землю. «Сначала — резкое повышение размера арендной платы (до 4 % от кадастровой стоимости), потом — пятикратное повышение размера арендной платы для застройщиков, которые не успели ввести объект в эксплуатацию в течение 3-х лет, с 2013 года — новая, серьезно увеличенная кадастровая стоимость земли. И все это в период кризиса и его последствий…» — подчеркнул собеседник в интервью с «bc».
Как отметил г-н Лобанов, инициатива ДЗО может сделать непопулярным и без того не пользующийся поддержкой застройщиков закон о долевом участии 214-ФЗ. По мнению г-на Лобанова, цены на жилье для граждан, участвующих в долевом строительстве, в случае принятия инициативы горвластей повысятся. «При строительстве жилья в соответствии с 214-ФЗ права аренды считаются заложенными в силу закона у участников долевого строительства. При регистрации «незавершенки» застройщик должен заручиться согласием всех дольщиков — будущих собственников; кроме того, при регистрации аннулируются все разрешения застройщика на строительство. Соответственно, каким образом регистрировать объект незавершенки, если не ущемлять права дольщиков? Тем, кто строит вне 214-ФЗ — реализует квартиры по паям и векселям, — это «нововведение» подходит. При такой позиции администрации напрашивается вывод: по 214-ФЗ лучше не строить. «Итак, цель администрации — повернуть рынок в сторону таких застройщиков, и где же интересы горожан?» — задается вопросом эксперт.
Рынок строительства многоквартирных домов сузится: мелкие застройщики — частные инвесторы вынуждены будут продавать землю крупным игрокам, для жителей жилье станет опять малодоступным. Ипотеку физлица получать не смогут, так как механизм ипотеки без дополнительных залогов работает только в логике 214-ФЗ, — резюмирует г-н Лобанов.