Экономика
  1. Экономика
 18 июня 2012, 13:20  

Пермские дорожники: будем выживать

Пермские дорожники:  будем выживать
Приход нового игрока страшит региональных подрядчиков и обнадеживает заказчиков.

Пермские дорожные подрядчики в панике: на рынок пришел новый сильный игрок, способный подвинуть местных «мастодонтов». Корреспондент «ФедералПресс» попытался разобраться, что сулит региональному рынку дорожного строительства приход нового героя. Мнения участников рынка — в материале «ФедералПресс».

Рынок дорожного строительства Прикамья никак не может выйти из кризиса. Притом, что бюджетное финансирование постепенно растет, на докризисный уровень оно еще не вышло. А дорожные подрядчики зависят от бюджетного финансирования напрямую. Поэтому крупных дорожных строителей, не имеющих финансовых трудностей, в Перми практически не осталось. Предприятия группы Ucon («Пермдорстрой» и «Пермавтодор») пытаются договориться со Сбербанком о рефинансировании трехмиллиардного долга и нашли «спасителя» — депутата краевого парламента Владимира Нелюбина. Коммандитное товарищество (КТ) «Пермская ДПМК» находится в процедуре внешнего наблюдения. Число кредиторов по иску о банкротстве этой структуры уже достигло полусотни и обещает расти. Добавить сюда многомиллионные иски городских властей (фактически ко всем подрядчикам) по поводу неудовлетворительного качества ремонта дорог и тот факт, что каждую весну «асфальт в городе сходит вместе со снегом», — и картина упадка отрасли становится полной.

И в этот момент на рынок заходит новый игрок — ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» (ХМДС). Северяне выигрывают контракт на строительство второй очереди Восточного обхода Перми, обойдя на повороте ОАО «Пермдорстрой». Сумма госконтракта составила 1,66 млрд рублей. Депутат Заксобрания края Владимир Нелюбин, который намерен приобрести у Ucon Group «Пермдорстрой» и «Пермавтодор», не скрывает, что рассчитывал на этот контракт как на шанс хотя бы частично расплатиться с долгами предприятий. Сейчас «Пермдорстрой» оспаривает результаты конкурса, однако сибиряки уже зашли на объект.

На фоне общего упадка пермского дорожного рынка новый игрок выглядит очень солидно. Компании уже 14 лет, она входит в дорожно-строительный холдинг ОАО «ДСК «Автобан», который возглавляет депутат думы ХМАО-Югры Алексей Андреев. ХМДС работает на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Тюменской, Томской, Омской и Липецкой областей, в Чувашской Республике и Мордовии, а теперь и в Пермском крае. ОАО «ДСК «Автобан» постоянно работает в пяти регионах России.

Пермские дорожные строители нового «коллегу» встречают не очень радушно. Руководитель холдинга Ucon Сергей Пантелеев в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» заявил прямо: нового подрядчика с рынка «будем выживать». Впрочем, оставив эмоции, Сергей Пантелеев отметил, что ХДМС является выходцем из той же самой советской системы, частью которой когда-то был и «Пермдорстрой». Каждая компания работала в своем регионе, иногда конкурировали на крупных федеральных объектах, на гигантских советских стройках работали бок о бок.

«Если появляются большие объемы в регионе, — говорит Сергей Пантелеев, — это хорошо: у всех есть работа, хорошая выручка. Как только объемы ушли — начинаются проблемы». По словам бизнесмена, в докризисном 2008 году выручка «Пермдорстроя» достигла 9,5 млрд рублей, однако грянул кризис, и бюджетное финансирование строительства дорог резко сократилось. «Все считают, что в дорожном строительстве рентабельность высокая, — объясняет Сергей Пантелеев причины бед пермских дорожников, — но модернизация производства делается за счет кредитных денег, а когда объемы падают, возникают проблемы с обслуживанием кредитов». Поэтому приход в город подрядчика, взявшего крупный кусок бюджетного пирога, бьет сразу по всем участникам рынка. «Не просто так они идут на пермский рынок, — делает вывод предприниматель, — видимо, в своем регионе им тоже не хватает работы».

Гендиректор КТ «Пермская ДПМК» Сергей Титов вторит своему коллеге: по его мнению, финансовые проблемы у пермских подрядчиков начались потому, что все большие подряды последних лет достались иногородним компаниям. В качестве примера он привел строительство пускового комплекса Старцева — Ива с выходом на Восточный обход. Контракт стоимостью около миллиарда рублей выиграло питерское ЗАО «Высококачественные автомобильные дороги» (ВАД). Два года спустя, к 2010 году, доля ВАД на пермском рынке составляла более 27 %. Вопросов к качеству работы на объекте у пермяков не возникает.

Между тем по состоянию на начало года городская администрация добивалась расторжения семи контрактов с подрядчиками из-за срывов сроков. Общая сумма затянутых контрактов — более 900 млн рублей. Плюс штрафные санкции на сумму более 72 млн рублей и огромное количество исков об устранении дефектов, вскрывшихся по весне. Если городским властям удастся взыскать с пермских подрядчиков за все, то только по итогам прошлого года они совокупно потеряют более миллиарда рублей, и это без учета судебных расходов. Однако вопросы качества в Перми принято списывать на особенности уральской погоды.

Несмотря на вполне естественное беспокойство пермских дорожников, краевые власти положительно оценивают приход новых игроков на пермский рынок. Руководитель краевого управления автомобильных дорог (Управтодор) Евгений Негодин объясняет недовольство пермских подрядчиков тем, что «появление новых игроков усиливает конкуренцию». «Усиление конкуренции всегда приводит к тому, что повышается уровень исполнительской дисциплины подрядчиков, — говорит Евгений Негодин, — так как если ты не исполняешь — найдется другой, кто исполнит лучше». По мнению чиновника, «состояние пермских компаний — следствие экономического кризиса и их неготовность работать в условиях реальной конкурентной борьбы». «Не важно, из какого региона подрядчик, — говорит глава управления. — Главное, чтобы он смог обеспечить качественно и в срок выполнение работ».

И. о. министра транспорта Пермского края Дмитрий Изосимов взглянул на сложившуюся ситуацию с другой стороны. «На сегодняшний день у всех крупных пермских подрядчиков есть объекты, никто без работы не сидит, — говорит он, — и при этом никто не взял на себя лишнего. И я почти уверен, что до конца сезона большинство объектов будут сданы. Все сработают в срок. С точки зрения госзаказа такое сбалансированное распределение позволяет получить объекты в этом году». По мнению Дмитрия Изосимова, если бы вторую очередь Восточного обхода получил кто-нибудь другой, а не Ханты-Мансийскдорстрой, были бы риски, связанные со срывом сроков на других объектах. «Например, когда «Пермдорстрой» строил одновременно обход Полазны и участок Восточного обхода, — говорит глава Минтранса, — я обратил внимание, что на двух объектах одновременно техники не было. Я делаю вывод, что подрядчик превысил критичный объем работ, такое количество объектов для него было избыточным». И добавляет: «У Ханты-Мансийскдорстроя, кстати, техники полно на объекте». Да и работает новый подрядчик, в отличие от пермяков, без предоплаты.

Глядя на то, как выглядят пермские дороги, новый губернатор Виктор Басаргин потребовал от мэрии Перми, чтобы дороги в краевом центре соответствовали статусу столицы Прикамья. А реконструкцию Восточного обхода уже обозначил для себя как важное направление. Новый игрок пришел на пермский рынок в ключевой момент, когда ошибок новая власть прощать не станет — слишком нуждается город в объездных дорогах.

Современная (широкополосная, с двухуровневыми развязками) объездная дорога, по которой можно попасть в любой микрорайон города, способна разгрузить центр и, возможно, даже избавить его от пробок. Вторая очередь обхода вполне соответствует этим требованиям. Участок от развязки Стахановская — Восточный обход до развязки Новые Ляды — Мотовилихинский район станет четырехполосным с разделительной полосой. Новая развязка будет выполнена в виде «клеверного листа», что должно обеспечить безостановочное движение по всем четырем направлениям. Кроме того, со всех сторон к двухуровневой развязке будут реконструированы подъездные пути.

По словам директора по качеству и развитию производства ОАО «ХМДС» Валерия Сусликова, у компании есть необходимый опыт и все возможности для свое­временного и качественного выполнения таких задач. «Сегодня мы имеем возможность начинать работы любого уровня сложности в течение 14–15 суток на расстоянии до 3 тыс. км от основных баз компании. При этом мы устанавливаем свои более жесткие условия качества строительства, нежели это предусмотрено СНиПами и ГОСТом при повышенных гарантийных обязательствах», — говорит Валерий Сусликов. Как отмечает топ-менеджер, сегодня подавляющее количество дорожно-строительных компаний испытывает серьезные проблемы в связи с низким качеством проектирования и изыскательских работ, медленными темпами изменения госнормативов (что мешает внедрять инновационные технологии), не в состоянии устанавливать свои требования к качеству работ.

«Строительство дорог большими эффективными компаниями, которые привлекают остальных, не имеющих таких возможностей игроков рынка в качестве подрядчиков — общемировая практика, которая, к сожалению, очень медленно приживается в России. Сегодня Ханты-Мансийскдорстрой входит в топ-20 лучших компаний страны и в состоянии эффективно выполнять весь объем работ самостоятельно или же выступать в качестве генподрядчика. С 2002 года у нас работает система управления качеством на основе требований стандарта ИСО 9001. Благодаря этому, например, нам удалось снизить уровень дефектности в технологических процессах с 40–54 % в 2002 году до 2 % в 2011 году. На ближайшие два года мы запланировали дальнейшее снижение этого показателя — до 1 %», — говорит Валерий Сусликов.

Не исключено, что новый подрядчик задержится в Перми. Дорожные бюджеты растут, количество плохих дорог пока не иссякает. Например, в планах краевых властей ремонт нескольких участков автодороги Кукуштан — Чайковский с начальной стоимостью 707,9 млн рублей; ремонт трассы Киров — Пермь — Екатеринбург в Сивинском и Карагайском районах (497 млн рублей), ремонт автодороги Оса — Чернушка (294 млн руб­лей). Судя по тому, что ХМДС не нуждается в предоплате, дела у компании идут достаточно хорошо, чтобы взять на себя другие объекты, не нарушая изосимовской «сбалансированности» госзаказа. А подстегнет ли появление сильного конкурента пермских подрядчиков — покажет время. Скорее всего, им придется не «выживать» конкурента, а считаться с присутствием нового игрока на рынке.

Источник — http:fedpress.ru

Все новости компаний