Экономика
  1. Экономика
 11 июня 2012, 13:20  

Переход на личности

Переход на личности
Несмотря на имеющиеся перспективы, в Перми рост рынка private banking ограничен узостью целевой аудитории и недостатком квалифицированных кадров. Для банков же private banking остается скорее имиджевой составляющей, нежели реальным источником дохода.

Услуга private banking, или элитное банковское обслуживание, появилась в Перми в начале 2000-х. Среди крупных универсальных банков, заявивших об открытии или актином расширении направления обслуживания капиталов частных клиентов — Сбербанк, ВТБ 24, МДМ, Альфа-Банк, «Уралсиб», «Зенит», Банк Москвы и Номос-банк и др. Из инвестиционных компаний выделяются «Тройка Диалог» и «Ренессанс Капитал».

Перспективность данного направления очевидна, считают в Сбербанке. «Растет благосостояние граждан, при этом многие собственники бизнеса начинают уделять все больше внимания сохранению капитала», — отмечает заместитель председателя Западно-Уральского банка Сбербанка России Василий Палаткин.

«Несмотря на достаточное количество игроков на рынке, конкуренция в сфере private banking относительно невысока. У каждого банка есть свои VIP-клиенты, которые могут рассчитывать на особое отношение к своей персоне», — отметила Наталия Блинова, директор департамента корпоративного бизнеса РОСГОССТРАХ банк.

По оценкам экспертов, в большинстве регионов объем рынка элитных банковских услуг не превышает 1 % от общего объема банковских услуг. Специалисты МДМ Банка считают, что в Перми объем рынка элитных банковских услуг составляет около 10 тыс. человек. «Таким образом, возможности для роста очень большие. Этот рынок у нас еще только начал развиваться», — считает директор Пермского филиала МДМ Банка Сергей Макарихин.

Доходы банка в этой сфере формируются за счет процентов, взимаемых банком за управление активами или брокерское обслуживание клиента, однако в целом они не превышают тарифов на обычное обслуживание. Исключение составляют ситуации, когда клиент заказывает эксклюзивные услуги. Однако для любой кредитной организации private banking — это, прежде всего, имиджевая составляющая и способ выделиться на рынке жесткой конкуренции, нежели способ повышения дохода, считает Наталия Блинова.

Кризисное падение. Как отметила Наталия Блинова, во время кризиса произошел значительный отток капитала за рубеж из России и рынок private banking существенно просел. «Состоятельные клиенты активно закрывали вклады, а мораторий большинства банков на кредитование юридических лиц в то время заставил клиентов частично эти выведенные средства направлять в свой бизнес как финансовую помощь акционеров», — прокомментировала ситуацию г-жа Блинова.

Впрочем, по ее словам, у состоятельных клиентов доверие к отечественным кредитным институтам изначально было невелико, и сегодня они продолжают в большинстве случаев отдавать предпочтение обслуживанию в иностранных банках.

В то же время Василий Палаткин отмечает, что private banking Сбербанка успешно прошел проверку кризисом: «Все клиенты ищут стабильность, а клиенты такого уровня заинтересованы в стабильности своих сбережений вдвойне. Мы смогли значительно увеличить объемы сотрудничества с нашими клиентами во время кризиса, а также приобрели новых партнеров».

В целом, по оценкам банкиров, private banking может стать перспективным направлением. Согласно исследованию консалтинговой группы Boston Colsanting, объем накоплений у клиентуры класса VIP растет примерно на 15 % в год. «Главное, чтобы российские банки смогли предложить отечественным состоятельным клиентам лучшие, чем у зарубежных финансовых организаций, условия», — уверена Наталия Блинова.

VIP или не VIP. По мнению экспертов, одной из проблем сферы private banking в Перми является несоответствие заявленного уровня сервиса реальному содержанию оказываемых услуг.

«Достаточно много банков в Перми заявляют о предоставлении услуг по данному направлению. При этом в реальности чаще всего private banking сводится к VIP-обслуживанию», — считает Сергей Макарихин. Так, по данным РОССГОССТРАХ Банк, на сегодняшний момент стандартную западную модель private banking реализуют не более 10 % игроков рынка. В данном случае это управление частным капиталом всей семьи, начиная от лайф-менеджмента (поиск антиквариата, составление винных коллекций, консультации по образовательным программам для детей и т. д.) и заканчивая управлением семейными инвестициями.

Большинство же игроков российского рынка сегодня предоставляют услуги индивидуального обслуживания VIP-клиентов, подразумевающие приставление к состоятельному клиенту персонального менеджера, увеличение скорости принятия решений и определение индивидуальной ставки при размещении денежных средств или при кредитовании.

У Сбербанка существуют все возможности предоставления классического западного private banking и Wealth Management, с другой стороны, в банке признают, что спрос на данный сервис в регионе невелик. С учетом потребностей рынка в сегменте индивидуального обслуживания частных клиентов Сбербанк делает акцент на развитии двух моделей. Первая предполагает обслуживание клиентов среднего класса, вторая предназначена для работы с VIP-клиентами. Она представляет собой отдельный формат закрытых филиалов, особую продуктовую линейку и высший уровень сервиса.

Перспективы роста. В оценке востребованности услуг private banking в Перми эксперты разошлись.

По мнению Наталии Блиновой, уровень развития услуг private banking связан с экономическим положением региона. «Сегодня наиболее интересными в плане уровня спроса на услуги private banking являются рынки таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и Ростов-на-Дону. В Перми же услуга private banking представлена в весьма урезанном виде. Неразвитость данного банковского сервиса в Перми зачастую связана с отсутствием квалифицированного персонала, обладающего соответствующими компетенциями, и узкой потенциальной целевой аудиторией в регионе», — резюмировала г-жа Блинова.

Однако Сергей Макарихин уверен: состоятельные потребители банковского сервиса в Перми хотят получать качественно новый продукт и высокий уровень сервиса. «Благоприятный инвестиционный климат, прозрачное правовое поле и стабильная экономическая ситуация в стране дадут серьезный толчок в развитии этого сегмента бизнеса. Эксперты прогнозируют рост рынка private banking в России около 8 % в год при условии позитивного развития внешних факторов», — отметил Сергей Макарихин.

Наталия Блинова не разделяет оптимизма относительно перспектив этого рынка. По ее словам, несмотря на то, что число российских миллионеров каждый год увеличивается, в сфере private banking новых клиентов не прибавляется, и это связано, в первую очередь, с недоверием к отечественным кредитным организациям.

«Не секрет, что самые богатые персоны уже давно обслуживаются за границей, оставляя на родине лишь небольшую сумму. Россияне используют зарубежный фондовый рынок для сохранения средств и вкладывают деньги в надежные ликвидные активы, а в России рискуют и стараются заработать», — отметила Наталия Блинова.

Востребованность индивидуального сервиса и VIP-обслуживания будет расти, уверены в Сбербанке. Больший потенциал на этом рынке имеют центры ведущих регионов страны, в которых сосредоточены основные финансовые потоки — Москва, Санкт-Петербург, крупные «сырьевые» города Западной и Восточной Сибири. «Это не значит, что в регионах данное направление перестанет развиваться, — подчеркивает Василий Палаткин. — Напротив, банки будут продолжать улучшать сервис для состоятельных клиентов, при этом развивать возможность получить необходимый уровень сервиса не только в городе постоянного проживания, но и по всей стране и за ее пределами. Сбербанк уже сегодня открыл офисы Сбербанк1 во всех крупнейших городах России. Их количество увеличивается, что позволит клиентам чувствовать себя как дома, находясь за многие километры от него, и получать первоклассный сервис, к которому они привыкли».

Клиенты. Целевая аудитория российского private banking — это бизнес-элита, топ-менеджмент крупнейших компаний, владельцы собственного бизнеса. Если говорить про top-уровень клиентов, которые входят в список Forbes, то они также пользуются услугами private banking, но в большинстве случаев российские олигархи уже переросли его и предпочитают создавать собственный карманный Family Office. По словам Сергея Макарихина, основной критерий, позволяющий МДМ Банку определять клиентов премиальной категории, — это стартовый капитал.

Наталия Блинова отметила, что до кризиса средняя планка капитала, при которой клиент мог быть отнесен к VIP, составляла 300-500 тыс. долларов. В кризис цифры резко опустились до 50-100 тыс. долларов. «На сегодняшний день средний «входной билет» составляет порядка 100 тыс. долларов. Эти данные скорее относятся к крупным городам России, в регионах в зависимости от их развития и благосостояния «проходная сумма» для private banking еще меньше. Однако деньги в этом вопросе решают не все: важны не только доходы, но и репутация претендента», — подытожила Наталия Блинова.

Рrivate banking можно определить как совокупность специ­фических услуг и продуктов финансового и нефинансового характера, предоставляемых состоятельному лицу через персонального менеджера высокой квалификации. Обслуживание в сфере private banking предполагает несколько направлений в области управления капиталом, от традиционного банковского обслуживания и управления инвестициями до консультирования по нефинансовым вопросам. Инвестиционный блок включает в себя брокерское обслуживание, индивидуальное доверительное управление активами, инвестиции в общий фонд банковского управления и аналитическую поддержку. Консультирование по нефинансовым вопросам сводится прежде всего к налоговому планированию и сопровождению сделок по покупке недвижимости, юридическому консультированию.
Все новости компаний