Газета
 21 мая 2012, 13:20   906

Театр нашего детства

Театр нашего детства
В Перми с большим успехом прошел Международный фестиваль театра для детей «Большая перемена».

 Уже третий год подряд фестиваль «Большая перемена» знакомит пермяков со всем новым и интересным, что существует сегодня в мире детского театра. Как рассказала Мария Кубланова, директор фестиваля, система отбора сводится к простому принципу — спектакль не обязательно должен быть премьерой сезона, он просто должен быть лучшим. Таким, например, как «Цирк на нитях» — кукольный спектакль Виктора Антонова из Санкт-Петербурга. Он художник по образованию и своих кукол делает сам. И куклы эти сами по себе являются художественными произведениями, например томная и пышная красавица — исполнительница танца живота, сидящая на большом подносе, который стоит на голове восточного человека в халате и тюбетейке. Или верблюд, который кружась по маленькой арене, так увлекается, что начинает махать концами попоны, как крыльями, и улетает вдаль. Невероятное изящество, тонкую проработку мельчайших деталей и юмор, с которым сделаны эти куклы, оценить могут только взрослые, а вот удовольствие от спектакля получают все от мала до велика. Ну а высшей наградой артисту могут стать слова маленького пермского зрителя, который в конце спектакля, приглядевшись к героям, удивленно воскликнул: «Так они что ли кукольные?»

Еще один тренд в современном детском российском театре — это маленькие домашние театры. Интересно, что одновременно с фестивалем «Большая перемена» в Москве проходил фестиваль домашних театров. И там, и в Перми выступил один из ярких представителей этого жанра — театр «Будильник» со спектаклем «Кораблик» для самых маленьких детей. Очень часто такие театры возникают просто из домашней игры, вот и действие спектакля «Кораблик» проходит в интерьере кухни. Все окружающие предметы становятся реквизитом: белое полотенце, сохнущее на веревке, перевоплощается в чайку с красным клювом-прищепкой, пластиковая голубая штора, уложенная в таз, превращается в бурное море, по которому отправляется в плавание маленький, сложенный из бумаги кораблик. Строгой границы жанров в домашнем театре нет, главный рассказчик играет, как кукловод («корабликовод»), и как драматический актер, и как актер теневого театра. По ходу действия периодически актером становится и музыкант, сопровождающий действие. На совсем маленькой площади располагается и театр «Картонка» белорусского режиссера Светланы Бень, показавший на «Большой перемене» спектакль «Был бы у меня дракон». Его действие разворачивается на столе, а все герои делаются из картона.
Большой интерес вызвали у зрителей и спектакли зарубежных театров. Нечто невиданное и удивительное представила итальянская Компания T.P.O. в сотрудничестве с театром Metastasio Stabilt della Toscana. Действие спектакля «Японский сад» разворачивается на большом (4х5 метров) сенсорном ковре-экране, лежащем на полу и оснащенном датчиками, реагирующими на движение человека. С помощью света и проекции на этом ковре возникают удивительно красивые, яркие изображения. Это нельзя назвать спектаклем в традиционном понимании, все происходящее скорее напоминает перформанс, в котором участвуют маленькие зрители. Они вступают во взаимодействие с волшебным ковром, подчиняясь его заданиям: прыгают по неожиданно появляющимся камням, стараются удержаться на листке дерева, плывущем по реке, создают мелодию, переступая по звучащим доскам мостика, также появляющимся на экране. 
 Впрочем, не все зарубежные спектакли воспринимались так легко. Доcтаточно настороженно сидели родители на спектакле «Волк под кроватью» театра Sgaramusch. Авторы сценария поработали в технике verbatum и собрали около 70 рассказов детей о том, что им кажется страшным, и на основе этих разговоров создали спектакль. В отличие от взрослых дети воспринимали все происходящее на сцене как само собой разумеющееся. 
Стоит отметить, что в этом году большое участие в фестивале приняли и пермские театры, и на фоне других их спектакли смотрелись очень достойно.
Помимо спектаклей фестиваль «Большая перемена» привозит в наш город и новые технологии работы с детьми. Один из проектов назывался «Классная драма». Как объяснила директор фестиваля Мария Кубланова, суть проекта в том, что участники-подростки получают возможность проследить весь путь рождения спектакля: от замысла до воплощения. Они сами пишут короткую пьесу, которую затем ставят профессиональные режиссеры с профессиональными актерами. При этом авторы сценария имеют право присутствовать на репетициях и давать свои указания режиссеру. Две недели школьники из нескольких пермских школ, лицеев и детских домов постигали мастерство сценариста. Девять эскизов спектаклей были показаны в заключительный день фестиваля. Наверное, многие молодые сценаристы мечтают о той удаче, которая выпала пермским школьникам-участникам проекта — они увидели свои пьесы в постановке профессиональных режиссеров и в исполнении ведущих пермских актеров, таких как Михаил Гассенегер, Михаил Чуднов, Валентина Мазунина. Организаторы проекта не ограничивали фантазию школьников и не задавали какую-то определенную тему. Наверное, поэтому спектакли получились такими разными, но одна тенденция все-таки прослеживалась: сценарии, написанные девочками, очень отличались от произведений их сверстников-мальчиков. Девочки в основном ставили и решали задачу — имеет ли в этом мире право на существование человек, обладающий лишним весом, или обыгрывали классическую ситуацию «барышня и хулиган». В спектаклях мальчиков нашли отражение многие проблемы современности, да и разработка образов главных героев была несколько глубже. Как рассказали авторы одного из самых интересных сценариев — ученики пермской школы № 19 Павел Карманов и Сергей Семенов, их главные герои не просто «списаны» с каких-то конкретных людей, а являются собирательным образом. При этом Павел и Сергей до того, как попасть на проект, драматургией не увлекались, но после участия в «Классной драме», где с ними две недели занимались ведущие режиссеры и сценаристы, собираются написать следующий сценарий. Тем более что организаторы проекта и дальше планируют работать со школьниками и их произведениями. 
Справедливости ради надо заметить, что на авторов почти всех школьных сценариев значительное влияние оказал кинематограф, и в сюжетных линиях прочитывались веяния многих фильмов от «Мы из прошлого» до «Вторжения в Лос-Анджелес». Но от этого сегодня несвободен и профессиональный театр.
Фестиваль «Большая перемена» появился в Перми недавно, он часть культурных преобразований, произошедших в Перми в последнее время. Создатель и идеолог фестиваля, известный российский режиссер и продюсер Эдуард Бояков очень волновался, приживется ли это нововведение, ведь консервативные вкусы нестоличного города изменить сложно, особенно в такой тонкой сфере, как театр для детей. 
Фестиваль прижился и стал востребованным, и видно это даже не по тому, что все билеты на спектакли оказались проданы задолго до его начала, а по переполненным аудиториям, где проходили мастер-классы для детей. При этом помещения просто не могли вместить всех желающих попасть на эти занятия, где самые лучшие театральные педагоги страны занимались с обычными пермскими детьми. И очень важно, что краевое Министерство культуры поддерживает этот удивительный фестиваль, который помогает нашим детям вырасти яркими креативными личностями и дарит им главное — радость творчества.
Поделиться:
Все новости компаний